Конкурс на досуге - 76. Задание!

 Дорогие друзья! И снова здравствуйте!

  Несмотря на опоздание, мы продолжаем быть в строю активных отдыхающих на досуге!
  Завершился этап народного голосования в межплощадочном конкурсе. На каждой площадке были свои задания и свои критерии оценки и отбора финалистов. Многие стихи понравились, но чего-то, возможно, не хватило для успеха. Чего? Жюри на Маллар Ме промолчало и не захотело прокомментировать свой выбор. Это, возможно, кому-то показалось странным. Ведь у нас принято пояснять оценки и свой выбор. А тут - молчание. Возможно докопаться до сути поможет эта тема...


Объявляется тема 76 конкурса на досуге:

 Rem tene, verba sequentur  - ПОСТИГНИ СУТЬ (ОВЛАДЕЙ СУТЬЮ), А СЛОВА НАЙДУТСЯ
________________________________________________


[рэм тэнэ, вэрба сэквэнтур] Приведенные в позднем учебнике риторики слова оратора и политика II в. до н.э. Катона Старшего.

   Сравните у Горация («Наука поэзии», 311): «А уяснится предмет — без труда и слова подберутся» (пер. М. Гаспарова). Умберто Эко ( «Имя розы». — М.: Книжная палата, 1989. — С. 438) говорит, что если для написания романа он должен был узнать все о средневековом монастыре, то в поэзии действует принцип «Verba tene, res sequentur» («Овладей словами, а предметы найдутся»).

  Вспомним замечательные стихи Бориса Пастернака:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
***

     Борис Пастернак, несмотря на огромное количество исследований его жизни и творчества, во многом остается загадочной и непонятной фигурой. Его стихи всегда несут в себе какую-то тайну, недоступную большинству читателей. Сложные образы, переплетающиеся в немыслимых сочетаниях, передают богатство внутреннего мира поэта. Его считали человеком, чересчур погруженным в себя, а творчество – оторванным от реальной жизни. В 1956 г. Пастернак создал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути», в котором выразил свое отношение к творчеству. Оно может считаться программным заявлением поэта.

  Пастернак заявляет, что во всем стремится «дойти до самой сути». Это относится не только к творчеству, но и ко всей жизни в целом. Его не удовлетворяет поверхностный анализ. Поэт должен понять философский смысл каждого предмета и явления, постигнуть саму «сердцевину».

   Он признается, что пока еще не может сделать этого, но не бросает попыток. Человеческая речь слишком ограниченна, притянута к земле. Высшая истина недоступна на обычном уровне сознания. Главная цель Пастернака – подобрать такие «восемь строк», которые бы полностью описывали все свойства человеческих страстей. Его творческий поиск подобен научному методу. Автор хочет вывести один всеобщий закон, которому подчинены все проявления души. Если ему это удастся, то стихи станут не просто рифмованными словами. В них будут содержаться физические свойства окружающего мира: цвета, звуки, запахи. Каждое произведение станет зеркальным отражением реальности. Пастернак надеется, что сможет уничтожить вечную непреодолимую границу между действительностью и воображением. Он считает, что значительно приблизился к этому Шопен, в музыкальных произведениях которого ожили «парки, рощи, могилы». Творчество настоящего поэта – «тетива тугого лука», символизирующая меткие и точные выстрелы – стихотворения.

    Пастернак объясняет, что его произведения – это постоянный поиск скрытого смысла вещей. Их нельзя воспринимать буквально. Они глубоко личные и, естественно, недоступны массовому читателю. Возможно, этим он выражал протест против подавляющего господства соцреализма, которые был направлен на описание конкретных фактов и событий. Такой метод Пастернак считал примитивным и недостойным настоящего творца. Описать явление может и журналист. Придать ему общечеловеческое значение, показать самую суть невозможно без глубокого философского анализа.
_____

  Глубина образов, наличие философской мысли и просто глубокого размышления, принадлежность определённому жанру и в то же время эксклюзивность восприятия окружающего мира - не этого ли мы ждём от поэзии. Не эти ли задачи мы ставим перед собой? Иногда, закладывая глубоко смысл, нас огорчает поверхностное отношение читателя, не способного увидеть многое. А может быть, дело в том, что мы слишком глубоко закапываем то, что другие привыкли видеть на поверхности. А нам... нам достаточно всего лишь намёка, одной случайно обронённой фразы, и всё, мы поражены в самое сердце, пленены словом. Как это происходит у вас, друзья?

 В прошлый раз многим понравилось отпустить себя среди кубиков символизма и поиграть словами, как цветными камешками. Давайте поиграем смыслами...

***

  Предлагается найти то, что ты очень хочешь донести до своего читателя, а слова... слова найдутся! Проверьте на деле!
___________________________

   Так дерзайте, друзья! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди друзей, которые  по достоинству оценят всё, что напишут. А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов.

***

   Друзья, не будем узко подходить к раскрытию темы. Возможно, эту тему вам захочется раскрыть совсем в другом ракурсе. Уходим от банальности и штампов! И ещё... Мы пишем не по отмашке, а по вдохновению: широко, свободно выражая то, что хотим передать. Ведь вы чем-то наверняка хотели поделиться. И это лишь действительно только повод - буквально ли, косвенно, вы коснётесь заданной темы и с какой стороны. Не в этом суть. Главное, чтобы вас поняли и поверили. Завоёвывайте внимание вашего читателя, применяя все средства! А может быть просто будьте с нами, не волнуясь - поймут ли вас. Не это главное... Рабочая обстановка при подаче заявок приветствуется, ведь только так можно помочь друг другу. А если кто не хочет воспринимать замечания, есть один хороший способ на Стихи.ру: "Спасибо за Ваше мнение". Зато будет понятно, почему Ваше произведение кому-то не пришлось по душе, что смутило. Хотя мы оцениваем достоинства, но иногда недостатки и недочёты, мешают восприятию. К примеру, нарушение принятой в начале формы - сбивает, если не сделано специально в угоду раскрытия смысла. И такое бывает...

   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

Обязательно ознакомьтесь! Сроки сжатые!
 
Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

Приём до 20.00 воскресенья!!!  Но если надо, можно продлить... Подсказывайте, у нас семеро одного ждут!

Иллюстрация: Фотоманипуляция Саролты Бан. Сюрреализм.

Ведущая и автор проекта конкурса Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   10.10.2021 22:42     Заявить о нарушении
Голосование здесь: http://stihi.ru/2021/10/10/8530

Маллар Ме   10.10.2021 23:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.