Коротко о разном и о разных

О Фазиле Искандере.

Подлинный "инженер человеческих душ", сумевший возвести в своих текстах широкий диапазон человеческих ипостасей, в высокую степень художественного и философского осмысления и воплощения в слове.
Его творчество представляет из себя редкостный сплав человеколюбия, сатиры, приверженности к национальной самобытности и к космополитизму, мудрости и ироничности, простоты, ясности мысли и увлекательности сюжетов, наблюдательности и точности самовыражения.
И всё это - при полном отсутствии морализаторства, назидательности, готовых жизненных рецептов и формул, снобизма и вычурности.

О Леониде Куравлёве.

Леонид Куравлёв являет собой едва ли не уникальный, эксклюзивный пример совершенно и безоговорочно ГЕНИАЛЬНОГО КИНОактёра и абсолютно негромкого, нетусовочного и порядочного человека.
Хома Брут, Афоня, Шура Балаганов, Жорж Милославский - бесспорно шедевравльного уровня сыгранные роли!
Леонид Куравлёв - образец "тихого" и "неброского" выполнения своих актёрских обязанностей на высочайшем профессиональнро-творческом уровне.

О Софи Лорен.

Богиня! Безо всяких там оговорок! Всё сошлось в ней в идеальных пропорциях гармонии: красота, женственность, влекомость, обворожительного свойства магнетизм, сексуальность, достоинство и талант.

О Константине Паустовском.

Очень и очень люблю этого писателя.
Всё написанное им - необыкновенно увлекательно, тонко, душевно.
Умная, интеллигентная проза ясного стиля и простоты (но не упрощенчества).
Его произведения обладают эффектом психо-терапевтического воздействия: они восстанавливают душевное равновесие и рождают позитивное восприятие мира.

Об Александре Демьяненко.

Редкой органики актёр, но при этом чувствуется и взрывной темперамент, упрятанный куда-то очень глубоко (он словно стеснялся демонстрировать все свои актёрские преференции). Каждый персонах достоверен, притягателен и симпатичен. Весёлый трубадур Ян в фильме "Каин 18-тый", шебутной и шутовской Илья Сохатых в "Угрюм реке", серьёзный Сергей Михалёв в фильме "Сотрудник ЧК", интеллигентный прораб Степан в фильме "Жена ушла".
Он многое умел в профессии и мечтал о большем, но, увы, - не сложимлось, не довелось...
Один из очень негромких, но ярких и запоминающихся актёров!

О Марине Неёловой.

Актриса от бога! Ни одной проходной или мало значимой роли, ни одного пустого или фальшивого взгляда или жеста, всё заряжено током высочайшего актёрского напряжения. От неё не оторвать глаз, она притягивает, привораживает , гипнотизирует и всё это как правило без эпатажа, крикливости, и затасканных приёмов, но всё зиждется на гармонии женственности, глубокого внутреннего переживанеия и филигранной лепке образа, который воплощает на сцене или на экране эта великая и универсальнпая актриса широчайшего диапазона!

О Маргарите Тереховой.

Уникальная по своей актёрской природе актриса.
Загадочная Биче Сэниэль в "Бегущей по волнам" и корректор в "Зеркале", обворожительная и взбалмошная Диана в "Собаке на сене" и исчадие ада Миледи в "Мушкетёрах", женственная, умная и нервическая в "Дневном поезде".
Редкостный сплав таланта, интеллекта и женских чар!

О Василии Шукшине.

Когда-то я очень увлекался Шукшиным-писателем. Я и сейчас считаю, что именно в этой своей ипостаси он преуспел более, чем в иных других. Такие его рассказы, как: "Срезал", "Микроскоп", "Беседы при ясной луне", "Верую" и некоторые другие - являются образцами высокого писательского мастерства, но квинтэссенцией его писательского мастерства стал рассказ "Экзамен" - совершенно гениальный текст и с литературной точки зрения, и с философской, и с человеческой и с гражданской, ибо Василий Макарович, при всех своих шараханьях и противоречиях, мстил себя в первую голову РУССКИМ (да-да, именно русским) гражданином российского отечества, но не тупым апологетом партийно-идеологических штампов и наслоений, сформировавшихся и спрессовавшихся, подобно фекалиям в Авгиевых конюшнях, за долгие десятилетия преступной вакханалии советской (а точнее - партийно-дьявольской) власти бесов всех мастей), а человека совестливой (внутри себя) художнической формации выплеснутых горячих и и самобытных текстов писательского вдохновения.

Его фильмы "Печки-лавочким" и "Живёт такой парень" - весьма и весьма зрелые с точки зрения актёёрского мастерства и режиссёрского уровня, а вот нашумевшая "Калина красная" с моей точки зрения - картина скорее эпатажная и отчасти конъюнктурная.               
Как писатель и режиссёр, Шукшин всюжизнь балансировал на тонкой грани некоего условно говоря пограничного состояния между городом и деревней, привнеся в искусство своеобычный сквозной типаж героя, который он сам и назвал ЧУДИКОМ.
Вероятно,какие-то глубинные поиски идеального в его понимании, равновесного уклада жизни в России, философские размышления, связанные с этими мыслями и предопределило подобную"находку".
А ведь, в сущности, - это  обычные деревенского уклада и замеса мужики, носители по Шукшину, какой-то придуманной им самим "сермяжной" правды, мужики в меру работящие, без меры пьющие, ёрничающие, порой бесноватые, носители  нехитрой житейской философии и морали.
Они , в сущности, нелепые, смешные, жалкие и обречённые на вымирание, как типажи.
А сам Василий Макарович метафорически ассоциируется у меня с его героем Егором Прокудиным, пьющим французский коньяк из черпака в нетопленной русской бане.

И заметьте, что при этом, редкие герои горожане, то и дело случайно возникающие на страницах его текстов, какие-то схематичные, почти безликие, словно заведомо отданные на заклание чудикам?!



О театре.

Пожалуй, впервые авторитетный представитель театрально-киношной богемы высказался против тех, кто под видом современного искусства продаёт свою претензию на уникальность,  гениальность и пошлые комплексы под соусом «ново, свежо, неординарно, талантливо, свободно от пошлых мещанских условностей отмирающего классического советского искусства». Против модных режиссёров Богомолова и Серебренникова. И сделал это великолепный актёр Сергей Маковецкий в интервью
ТАСС.

"Скажу честно, я не понимаю спектаклей Богомолова и Серебренникова.
Единственный спектакль, который мне когда-то понравился, это был «Пластилин» Кирилла Серебренникова. Больше меня ничто не вдохновило.
Я не понимаю, почему у Константина Богомолова Роза Хайруллина должна играть Лешу Карамазова? Хоть убейте меня. Это какие-то собственные комплексы?
Мне кажется, что все это уже давно было. Мальчики играли девочек, а девочки — мальчиков. Однажды даже покойный Петр Наумович Фоменко сказал: «Все давно уже было, просто нас еще не было».
Я не понимаю театра, где ничего не происходит, а полчаса лежат и кашляют. А я должен на это смотреть (Прим. — имеется в виду спектакль Константина Богомолова «Волшебная гора» в Электротеатр Станиславский).
Я хочу сидеть в зрительном зале и сопереживать тому, что происходит на сцене. Я должен быть соучастником спектакля, а не сторонним наблюдателем и разгадывателем ребусов.

 
Или вот падают яйца с неба, а я думаю, сколько их еще упадет? Потом актер начинает их собирать, кстати, это был спектакль «Чайка», а я считаю, слава богу, осталось два яйца.
Это что — театр? Для меня — нет. Уверен, что у этих художников есть масса поклонников. На здоровье, смотрите"
Сергей Маковецкий

А вот что думаю я по этому поводу.

 В 1984 году, в одном из последних своих интервью, ВЕЛИКАЯ актриса Фаина Григорьевна Раневская, на вопрос о том, что происходит в современном театре, ответила так (не ручаюсь за абсолютную точность, но очень близко к тексту по смыслу): "Сегодня из театра постепенно уходят лицедейство, волшебство и трепет, подменяя их на суету, акробатику и манерность". Заметьте, это было сказано в эпоху активной деятельности таких великих режиссёров, как Любимов и Гончаров, Ефремов и Владимиров, Волчек и Товстоногов, Эфрос и Захаров. В то время, когда на сцене блистали Смоктуновский и Борисов, Фрейндлих и Яковлев, Доронина и Евстигнеев, Неёлова и Гафт, Стржельчик и Юрский, Гундарева и Джигарханян, Миронов и Папанов, Демидова и Гриценко, Лебедев и Басилашвили, Леонов и Янковский. Ефремов был "мобилизован и призван " спасать детище Станиславского, наскоро "состругав из суррогатных подпорок" пиеску "Сталевары", в БДТ шла скучнейшая пьеса "Дачники" по Горькому, в театре на Таганке -"Деревянные кони" по Абрамову, и проч. Репертуар лучших театров того времени формировался из хорошо отцензурированных партийно-идеологических, зачастую никчемных, по гамбургскому счёту, пьес. Сегодня перекосы иного рода, шараханья и эксперименты в иных театрально-эстетических пределах. Динамика жизни и переменчивость современных реалий , диктуют иную эстетику, формы и стилистику театральных ипостасей.

Примерно в это же время (в 1984-1985 годах, см. ссылку на интервью с Фаиной Раневской), в одной из бесед с Константином Райкиным , который уже режиссировал в собственном театре, было заявлено следующее: "Я очень уважаю классические устои в театре, отдаю должное таланту старых мастеров, но простите меня за дерзость, весь их актёрский багаж - это уже вчерашний отживший день, они ведь статичны, они спят на сцене, а у меня любой из молодых актёров может в любую секунду взорваться и сотворить каскад из нескольких тройных сальто на сцене по ходу спектакля!!!"

Театр меняется, меняется стремительно и необратимо, непривычно и дерзко, в лихорадочных поисках новых форм самовыражения, порой эпатажных, шокирующих и проч.

О некоем "феномене" , под условным название Ольга Бузова  и другие.

Ещё лет 10 тому назад, принимая участие в виртуальных литературных полемиках, в которых подавляющее большинство оппонентов утверждало, что классическая литература с её традициями, идеалами , эстетикой и большими формами постепенно умирает, я возражал, говоря о том, что на смену бумажной литературе приходит некий новый феномен под условным названием - литература сетевая, что в отличие от прошлых лет, сегодня в литературном процессе принимают участие "тьмы и тьмы и тьмы" графоманов всех уровней и мастей и что эту новую реальность следует принять, ибо альтернативы ей в ближайшей перспективе не предвидится и что вполне возможно, что такие персоналии, как Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Вера Полозкова и нек. др. - это и есть новая поросль сегодняшней классики и проч. Я всё это говорю к тому, что подобные катаклизмы и метаморфозы происходят не только в литературе, но и в других ветвях искусства, таких как кино, театр, музыка, живопись и т.д. От обилия российских сериалов рябит в глазах, в большинстве этих "киношедевров" занята одна и та же большая тусовочная бригада безликих актёров, кочующих из сериала в сериал, в этом "кинокотле" варятся и навариваются немалые деньги - и всё это тоже явственные признаки новой кинореальности. Нечто подобное по своей сути происходит и в массе театров, на эстраде и проч. Ольга Бузова - ничем не хуже и не лучше десятков и сотен своих коллег по творческому цеху. Возможно ей чуть больше подфартило в раскрутке, возможно она сумела закрепиться в более высокой и дорогостоящей тусовке ?! И я не вижу причин обрушивать на её голову волны критики по этому поводу. Повторяю, она не лучше и не хуже масы других, подобных ей по степени таланта актёрам и певунам. Нужно отчётливо понимать и ясно осознавать, что Бузова - это АТРИБУТ ВРЕМЕНИ, СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ, СЕГОДНЯШНИХ РЕАЛИЙ и не следует при этом излишне драматизировать ситуацию.

О ток-шоу и прочих откровениях в социальных сетях.

Был такой замечательный польский фильм, посвящённый трагической гибели актёра Збигнева Цыбульского, который назывался "Всё на продажу".
Так вот , мы уже давно вступили в эру, когда всё стало на продажу в прямом и в метафорическом смыслах: душа, мысли, мораль, этика, семейные устои, человеческие пороки и слабости и проч., проч., проч. И всё это перемалывается, переслюнявливается, смакуется без меры, без стыда и совести и без малейшего осознания того, что всё это мерзко, низко и подло. Но самое ужасное и постыдное то, что сами фигуранты ради пиара, денег, дутого внимания публики, желания любой ценой оставаться на плаву, презрев любые моральные устои и принципы, изо всех сил поощряют окрущающих принять участие в этом грязном духовном стриптизе.

Мне кажется, что я понимаю о чём говорит Соломин, но ведя речь о классике, нужно как-то определить это ёмкое и непростое понятие. По словам Соломина "следует сначала достичь их масштабов и попытаться понять, что они хотели сказать". Но в том-то и дело, что глубина и величие классики заключается в поливариантностях трактовок образов, в неоднозначности авторских подходов и проч. А коль так, то мы сегодня вправе пробовать трактовать классику с позиций сегодняшнего времени, сохраняя при этом, разумеется, главные "вехи" и чувство меры. Кто может дать точный и однозначный ответ о чём вообще речь в чеховских пьесах? В них мало динамики, в них много витийствуют ни о чём, в них "вылит воздух жизненного пространства", а герои мечутся в поисках мифических опор в жизни. А разве возможно однозначно и "монохромно" трактоватиь образ Анны Карениной: графини, плохо изъясняющейся по-русски, истерички, пристрастившейся к морфию, не желающую замечатиь родную дочь (дитя от Вронского), ревнивицу и сумасшедшую?! А как трактовать образ Фёдора Павловича Карамазова: ёрника, сластолюбца, похотливого старца с разнузданными сексуальными фантазиями (сожительствовавшего с несчастной городской дурочкой Елизаветой Смердящей и находивший в этом ОСОБЫЙ шарм)-?! Нет, Юрий Мефодиевич, напрасен ваш праведный гнев и ваша приверженность к кондовой, окаменелой классике эпохи динозавров, ведёт лишь к стагнации театра, которым вы руководите. Повторряю, наряду с переосмыслением классики, необходим жёсткий внутренний цензор и чувство такта и меры, но при этом следует искать новые трактовки, новую театральную эстетику и новые прочтения каконических текстов.
 
 Устами Довлатова кое-что о жизни

«На меня очень сильно подействовал рассказ Тараса Шевченко, записанный в его дневнике. Рассказ такой:
«Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу — плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут С того дня, — заканчивает Шевченко, — я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости».

«Люди делятся на умных и глупых. Добрых и злых. Талантливых и бездарных. Так было в Союзе. И так будет в Америке. Так было раньше. И так, я уверен, будет всегда».

«Какое это счастье — говорить что думаешь!
Какая это мука — думать что говоришь!
Говорить умеет всякий. (На Четырнадцатой улице есть попугай в зоомагазине. Говорит по-английски втрое лучше меня.) А думать — не каждый умеет. Слушать — и то разучились».

«Есть в российском надрыве опасное свойство.
Униженные, пуганые, глухонемые — ищем мы забвения в случайной дружбе. Выпьем, закусим, и начинается: «Вася! Друг любезный! Режь последний огурец!..»
Дружба — это, конечно, хорошо. Да и в пьянстве я большого греха не вижу. Меня интересует другое.
Я хочу спросить: — А кто в Союзе за 60 лет написал 15 миллионов доносов?! Друзья или враги?»

«Выбирая между дураком и негодяем, поневоле задумаешься.
Задумаешься и предпочтешь негодяя. В поступках негодяя есть своеобразный эгоистический резон. Есть корыстная и низменная логика. Наличествует здравый смысл. Его деяния предсказуемы. То есть с негодяем можно и нужно бороться. С дураком все иначе. Его действия непредсказуемы, сумбурны, алогичны. Дураки обитают в туманном, клубящемся хаосе. Они не подлежат законам гравитации. У них своя биология, своя арифметика. Им все нипочем. Они бессмертны».

«Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду!»

Это я уже от себя добавляю.
В сущности, все книги Довлатова - это энциклопедия ума и жизненной мудрости.
Вот казалось бы, ну что ещё можно добавить в этой области после Ларошфуко и Монтеня, Дидро и Сартра, а вот оказывается, что можно и Довлатов это блестяще доказал.

О Константине Хабенском.

Хороший актёр: умелый, старательный, серьёзный, самобытный, с прекрасной дикцией, с хорошей пластикой, фотогеничен, но...говорить о нём, как об актёре в превосходных степенях у меня язык не поворачивается.
Когда-то, в советские времена, согласно ГОСТа было 2 вида майонеза: "Провансаль" и "Столовый". Условно говоря, "Провансаль" являлся продуктом высшего сорта, а "Столовый" - первого.

Так вот, если воспользоваться этой градацией, то к актёрам (ныне здравствующим) "высшего сорта" я бы отнёс: Маковецкого, Машкова, Миронова, Гармаша, Ильина, Смолякова, Серебрякова, а "первого" - Хабенского, Лавроненко, Безрукова, Пореченкова, Дюжева, Яцко, Певцова, Цыганова.
Разумеется, что оба списка не исчерпывают полностью весь нынешний актёрский арсенал.

Об Эдите Пьехе.

Странно, но первое что пришло мне в голову - это смешная реплика одного из героев довдатовской "Зоны" ефрейтора Петрова по кличке Фидель:

Он спросил:

- Тебе Эдита Пьеха нравится? Только откровенно:

- Еще бы, - сказал я.

- На лицо и на фигуру?

- Ну.

- А ведь ее кто-нибудь это самое, - размечтался Фидель.

- Не исключено, - говорю...

Голосистых певиц на любой вкус на советской эстраде всегда хватало, но вот такой стильной, обворожительно женственной, сексуальной, модной, ухоженной, оригинальной, с безупречным вкусом и репертуаром "под себя", обаятельной и симпатичной , а кроме того с нерусским шармом, не было никогда. Были изящная , дерзкая и независимая Лариса Мондрус, звонкоголосая и запоминающаяся Аида Ведищева, задушевная и милая Майя Кристалинская, прекрасная полячка , "танцующая Эвридика" Анна Герман, но Эдита Пьеха всегда отличалась "лица необщим выражением" и неподражаемыми изысканными манерами.

О Елизавете Боярской

Она симпатичная женщина (даже очень!), неглупая, фотогеничная, владеющая азами актёрской профессии, как выпускники ПТУ советского "разлива" слесарными навыками (см. к примеру, фильм "Афоня"), но из неё - такая же Анна Каренина, как из Елены Воробей - Настасья Филипповна или из Клары Новиковой - княжна Мери.

О фильме Татьтяны Лиозновой " Три тополя на Плющихе"

В этом фильме, гармония человеческих чувств настолько глубока, трепетна и эфемерна, что поверять её "алгеброй" привычных понятий, критериев и схем - совершенно негоже. Наверно, эта ожидаемая точка пересечения двух неприкаянных душ, всё таки состоялась, но состоялась в каком-то ином измерении, в ином мире, в иных пределах, в каком-то щемящем и болезненном формате?! Фильм снят на излёте (на позднем излёте "оттепели") и оттого местами накладывается в восприятии на хуциевскую "Заставу Ильича" по свежести стилистики, по прелестным операторским ракурсам Москвы, по открытым и сердечным диалогам героев, по скрытым и завуалированным реалиям времени (помните, когда герой фильма предлагает героине пойти в кино и после её согласия, пробравшись сквозь плотную очередь к окошку администратора, мотивирует свою просьбу о билетах тем, что у него в машине находятся ЧЕШСКИЕ ТОВАРИЩИ!?) - а ведь фильм вышел на экраны в 1968 году, в том самом 1968 году, когда на смену "пражской весне" в Чехословакию вторглись советские войска!). Но вернёмся от "физики" - к "лирике". Лиозновой удалось соблюсти гармонию духа и плоти, меркантильности и романтики, сказки и грубой и жестокой реальности бытия, но при этом не убить в зрителе веру чудо...

И ещё о Марине Нееловой

Как актриса - вся соткана из каких-то непостижимых и непредсказуемых извивов интонаций, движений, жестов. Вся мятущаяся, в каком-то неустанном и жадном поиске рисунка роли. Ничего тривиального, ожидаемого или повторения даже саой себя в иных спектаклях и фильмах. Неелова - это обворожительная загадочная простота и волшебная простая загадочность!

Как женщина - мечта, сказка!

О Чехове

О Чехове можно говорить бесконечно. Если пользоваться его же метафорой о том, что жизнь - это великое множество флаконов в каждом из которых заключён свой специфический запах, то таких "запахов-оттенков", характеризующих и Чехова-человека и Чехова-писателя - величайшее множество. Говорить о том, что в Чехове превалировали какие-то отдельные, доминантные свойства, мне кажется было бы неверным. То, что он талантлив - это бесспорно, но не вызывает сомнений и то, что он был весьма и весьма специфической и нетривиальной фигурой, в которой уместились: доброта и равнодушие, подвижничество и цинизм, ирония и обидчивость, экстравагантность и неразборчивость, тонкость натуры, психологизм, антисемитизм и многое, многое другое. Пор числу героев и ТИПАЖЕЙ в его текстах, мне думается , что ему практически нет равных. Что касается его пьес. С одной стороны, в них разлита такая скука, нудьга, из них "вылит воздух жизненных соков", герои - порой картонные, раздражающие своим нытьём и недееспособнростью, сюжеты размыты, действие затянуто, а с другой стороны, когда смотришь интерпретации этих пьес на сцене, то постепенно проникаешься чеховской аурой, сочувствием к героям, симпатией, вниманием , пристальным вниманием к человеку, к его чувствам, чаяньям, благородным порывам. Они подёрнуты светлым и лёгким пеплом грусти и тепла. Его пьесы не сходят со сцен ведущих российских и не только театров, как минимум на равных конкурируя по частотности постановок с пьесами Шекспира, Мольера, Шоу, Брехта и других драматургов мирового калибра. Далеко не всё равноценно по художественному уровню в его творчестве, но лучшие его образцы - вот уже порядка 120 лет находят отклик у читателей и зрителей!

О Булате Окуджаве
Будучи не только поэтом, но прозаиком и бардом (одним из первых наряду с Галичем, Визбором, Якушевой), для меня Булат Шалвович интересен, скорее как творческая личность в целом, в "обойме " 60-сятников. Мягкий, бесконфликтный лирик, романтик, в чём-то наивный, в чём-то избыточно облагораживающий реальность времени в котором он жил , не вполненашедший себя в 90-ые (как , впрочем, не только он один), Окуджава тем не менее оставил после себя прелестное "послевкусие" чистоты и благородства своего "поэтического напитка" и лёгкий флёр ушедшей эпохи.

О Шарле Азнавуре

Об этом человеке невероятно трудно писать, ибо существуют два громадных , разнополярных искушения: либо впасть в восторженный захлёб, делающий твои потуги смешными и нелепыми, чтобы описать истинное величие этого уникального шансонье, либо , пытаясь выразить свои чувства как можно сдержаннее и суше, удариться в иную крайность - в недооценку его громадного певческо-артистического дара. Скажу лишь, что в сонме ярчайших эстрадных певцов , композиторов и аранжировщиков, его звезда сияла и продолжает сиять, излучая свой мощный и тёплый свет.

О Зинаиде Шарко

Актриса удивительной кажущейся актёрской простоты, супости средств самовыражения и потрясающей глубины и притягательности! Она органично вживалась в любую роль, в любые предлагаемые обстоятельства с ювелирной точностью и потрясающей достоверностью. Она окрашивала каждую свою актёрскую работу флёром загадочности и громадного скрытого темперамента, подобно спящему вулкану, готовому в любую секунду разрядиться огненной лавой чувственности и душевного огня!

О Лилии Толмачёвой

Потрясающая была актриса! Какая-то вся хрупкая, прозрачная, мятущаяся и вместе с тем очень пластичная, точная в движениях и в интонациях и нееобыкновенно женственная! От неё было не оторваться, она приковывала к себе зрительское внимание целиком и играла она самозабвенно и радостно!

О Юлии Рутберг

Актриса инфернального темперамента и абсолютной органики! Я видел её в театре - это натуральная шаровая молния: красивая, непредсказуемая и убийственно ошарашивающая!

О Белле Ахмадулиной

 Поэзия Ахмадулиной, подобна легчайшей снежинке, которую на мгновенье можно задержать в шерстяной варежке и затаив дыхание , любоваться всеми её эфемерными и чувственными сингониями нежных и обворожительных форм. Её стихи - это какой-то бесконечный перманентный поток гипнотической ауры, калейдоскопических картинок сколов тонких переживаний, испуганного восторга и сладкого пения наяды...

"Ей обратно одной, одной - влоль по улице ледяной..."

О Новелле Матвеевой

Трепетной и незаметной бабочкой, она появилась в нашей гремучей суетности бытия, лёгкой, изящной и нежной колибри радовала она наш глаз и душу своими, только ей присущими, причудливыми росчерками тонких рисунков поэтических "эвольвент" и также, как и возникла, - тихо и ненавязчиво упорхнула от нас в страну Оз, навсегда оставив после себя лёгкую вибрацию трепета, мелодичности чуда слова и флёра грусти.

"Какой большой ветер, напал на наш остров..."

О Наталье Фатеевой

Интересный типаж актёрско-женской красоты был у Фатеевой. Её красота не была красотой роковой женщины (как например у Милен Демонжо в роли Миледи), или красотой этакой весталки (г-жа Буонасье - Ирина Алфёрова), женственного свойства (Татьяна Доронина), она не носила кукольного оттенка (Наталья Кустинская) или красотой порочной женщины (Светлана Светличная), игриво-кокетливой ( Наталья Варлей) или кукольной (Наталья Селезнёва), неприступной гордячки (Людмила Чурсина) или мистической красотой соблазнительного оттенка Лилит (Валентина Малявина).               
 
Её красота была какого-то "электро-магнитного", т.е. природно-притягательного и вместе с тем - простушечного свойства. Она была красива красотой цветущей яблони и благоухающей чайной розы, чистым "говором" ручья и солнечной поляны в лесу Такой красотой скорее приятнее любоваться, нежели наслаждаться плотски?!

О Набокове

О Набокове писать легко и трудно одновременно. Легко, потому что по изяществу стиля, по филигранному обращению со словом (практически на 3-х языках: на русском, английском и на французском), по дерзости замыслов и воплощений, по чудесной , зыбкой отстранённости и уводу читателя в мир сладких грёз и сказочных иллюзий - ему нет равных среди коллег литераторов, а трудно, потому что его манера патолого-анатомической препарации характеров и поступков литературных героев, вызывающе-откровенная эротика на грани помешательства, сверхчувственность и попрание канонических основ лепки образов, вызывала и вызывает у многих читателей неприятие6, а у критиков - раздражение. И всё таки , Набоков - это феноменальное явление в мировой литературе, писатель, стоящий особняком.

Об Олеге Дале

Прочитал сегодня воспоминания И. Печерниковой о Дале.
Вот читаешь такое и понимаешь насколько трудно, почти невозможно писать и говорить о гении. Гениальность, как божий дар и божья ипостась, имеет много оттенков. Гениальность Даля была окрашена в перманентную и мучительную работу ума и души. Ему было дано видеть некий эталон квинтэссенции сущности образа и малейшее отклонение от этого эталона вызывало в нём чуть ли не физическое страдание. Вспомните хотя бы его Шута из "Лира", Печорина в эфросовской постановке, или врача из фильма "В четверг и больше никогда", а уж о Зилове из "Отпуска в сентябре" и говорить не приходится! Были и светлые роли: "Женя, Женечка и катюша", "Старая, старая сказка", "Хроника пикирующего бомбардировщика", но и здесь были видны громадные подспудные напряжённые "жилы". Нет, гениальность - это не лёгкость, а мука , сомнение и труд - труд до пота и крови, до умопомешательства, самоистязания и самосожжения! Во время работы над фильмом "Король Лир", Даль то и дело запивал и коллеги режиссёра советовали найти другого актёра для этой роли, да и сам Козинцев не выносил пьянства во время съёмок, но он любил Даля и отвечал своим оппонентам так: "Не трогайте его, он похож на мальчика из Освенцима"... Когда я слушаю сегогдня его интерпретацию стихов Лермонтова, у меня ощущение, что я общаюсь с человеком с того света...

О Валентине Малявиной

Её красота затмевала талант. К её красоте не были применимы такие прилагательные, как: совершенная, безукоризненная, женственная, чувственная, очаровательная, смазливая, игривая, но она была загадочной и мистической, притягательной и глубокой, парадоксальной и цепкой, сказочной и ведьминской!

О фильме Мельникова и о пьесе Вампилова "Утиная охота".

И пьеса Вампилова и фильм Мельникова - это прежде всего диагноз системе, за внешним фасадом которой кроются: плотно затянутая облаками живая голубизна неба, нескончаемый унылый, серый дождь и вечно невысыхающая лужа беспросветности бытия целого потерянного поколения. Время, в котором ждавно уже утрачены идеалы и всё лживо и фальшиво: лживы семейные устои и чувства, лживы поступки и слова, время - в котором всё дозволено: мучаться и мучать, валять дурака и бездельничать, быть циником и эгоистом и проч. Но это не только фильм-диагноз, но и фильм-приговор и если срабатывание ружей в чеховских пьесах, хоть как-то пробуждают в героях истинные человеческие переживания, то в "Отпуске" - заклинившее ружьё только туже затягивает узел проблем, ввергая героев в грядущие круги душевного ада. В этом фильме (цитирую Довлатова) "нет злодеев и ангелов", нет правых и виноватых, а есть КОЛЛЕКТИВНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ТУПИК ПОКОЛЕНИЯ 70-х - 80-х, поколения скепсиса, сплина, суицида и белой горячки... Гениально сыграли Даль и Купченко, безликая роль у Леонова, изумительно жалок и нелеп Саяпин (Богатырёв), да и остальные герои "борозды не портят".

О Галине Вишневской.

Красавица, необыкновенно женственная, царская стать, безупречный вкус и манеры и при этом божественный голос и незаурядное актёрское мастерство!

Говоря об этой удивительной женщине, мне бы хотелось напомнить её участие в качестве киноактрисы в фильме А. Сокурова "Александра", в котором она играет роль пожилой женщины, бабушки одного из офицеров армейского гарнизона в Чечне во время войны. Суровые армейские будни, ежеминутная опасность, серость быта, убогие краски военной жизни. И вот эта женщина пытается самим фактом своего существование внести в эту унылость хоть капельку живой струи в давно всеми забытые атрибуты НОРМАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. Внешне она играет свою роль очень скупо и сдержанно, но с такой внутренней теплотой, с такой материнской и женской отвагой... Квинтэссерцией является эпизод, когда она распускает свои длинные волосы, а её молодой внук, очерствелый на войне, словно очнувшись, гладит их и в нём постепенно просыпается мужская нежность и душа его оттаивает...

О поэме А.Блока "12"

Поэма "12" - это самое крупное произведение позднего, деградирующего поэтически, Блока. Надуманная, фальшиво-лубочная, грубо сработанная под фольклор в сочетании с мистикой, эта поэма вызывает смешанные чувства горечи, разочарования, жалости к Поэту и брезгливости. Стать вторым трибуном Блоку не довелосьт (первый - это, естественно, Маяковский), а попытка написать собственное поэтическое "Евангелие", с Христосом в белом венчике из роз , конвоируемым 12-тью апостолами-чекистами, оказалась страшной и уродливой нелепостью!

Довлатов и Трифонов.

 Трифонов с моей колокольни, - это некий симбиоз ушедшей эпохи метода соцреализма (а-ля суммарного творчества 60-сятников - 70-сятников: Эренбурга и раннего Галича, Розова и Володина, Анчарова и Айтматова и проч., проч.), осторожных и нейтральных попыток ПРИМИРЕНИЯ сталинского палачества и джазовых синкопов Аксёнова, углублённого УХОДА ОТ РЕАЛЬНОСТИ в атрибутику историзмов Окуджавы ("Путешествие дилетантов") и ёрничества Битова (" Пушкинский дом") и т.д. Трифонов старательно и настойчиво избегал гражданственности Евтушенко и Вознесенского (пусть и завуалированного), "инсургенства" Войновича, Гладилина, Синявского и Даниэля, он искал и НАШЁЛ СВОЙ ТРЕТИЙ путь - путь философско-талантливого КОНФОРМИЗМА, повенчанного с инстинктом самовыживания (что я нисколько не осуждаю).
И если сам Трифонов говорил, что он не БЫТО, а БЫТИЕ писатель, то я бы назвал его БЫТИЯ ОПОЭТИЗАТОРОМ! Сочетание простоты и ясности повествования с тончайшими переливами психологических оттенков характеров героев, с общими и крупными планами эпохи, тонкий лиризм и затаённая грусть, милосердие и честность, серьёзность и увлекательность - вот далеко не полный перечень художественных достоинста прозы Трифонова - одного из самых талантливых и значимых писателей 20-го века! НЕТЕРПЕНИЕ его сердца и ОТБЛЕСК КОСТРА его творчества - до сих пор возбуждают умы и чувства читателей и даруют всем нам робкий свет надежды.

Довлатов - это гениальный, строгий, стилистически безупречный, глубокий, настырный и жалкий рас(пи)здяй ... С коротким литературным длыханием (он не замахивался на романы, однако по числу измерений литературного пространства вымыслов и ассоциаций - ему вряд ли найдётся как некая адекватная ровня). Но и Довлатова и Трифонова роднят огромный литературный талант, серьёзность , обречённая привязанность к совковым "кандалам", патологическая любовь к СЛОВУ, внутренняя писательская гордость и громадное ощущение обречённости всех попыток вырваться за пределы вседозволенностей художественных вымыслов.

Об Александре Кайдановском.

Я недавно прочитал о том, как во время съёмок фильма Г. Козинцева "Король Лир", в котором Олег Даль играл роль Шута, войдя в очередной запой (чего категорически не выногсил режиссёр). Кто-то из помощников Козинцева предложил отстранить Даля от съёмок, но режиссёр неожиданно ответил: "Оставьте его, он похож на мальчика из Освенцима..."
Видя Кайдановского на экране, меня тоже всё время не покидала мысль о том, что я вижу перед собой обречённого на смерть человека, талант которого выплёскивается через край , который уже , в сущности , не играет, а выжигает из себя остатки жизни...

О Дине Рубиной.

Я скажу честно и откровенно, что Дина Рубина, на мой читательский глаз и вкус, является талантливой вторичностью от литературы.  При всём при том, что её тексты вполне читабельны, сюжеты лихо заверчены, фразы обкатаны и умело "сервированы перед подачей к столу", но если всмотреться чуть пристальней, то легко можно заметить, что стиль письма Рубиной, не то чтобы подражательный, но компилятивный, т.е. в нём можно различить какие-то проекции от Пановой и Улицкой, от Сейфуллиной и Саган.                Словом, её уровень - это игра на скрипке Спивакова или Башмета на... корпоративе.


О Жванецком

 Органическая химия - занимается синтезами (из отдельных "винтиков" создаёт новую материальную субстанцию), аналитическая - наоборот, анализом, разбирая "конструкцию" на "винтики".                Жванецкий - одновременно и отменный синтезатор, создающий из привычных молекул жизни свои смешные,  и грустные, парадоксальные и скособоченные,  но главное - всеми узнаваемые конструкции , но в то же время - он с лёгкостью демонтирует уже воздвигнутое, демонстрируя искусство престидижитации манипуляциями слов, образов и мыслей , лишний раз доказывая ахматовскую правоту, что высокое рождается из сора обыденности, не ведая стыда! 

О Плятте

 Плятт всегда ассоциировался у меня с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым, и не только некоторым внешним сходством, но и глубоким чувством собственного достоинства, в сочетании с простотой, интеллигентностью и ПОРОДОЙ!  Как актёр, Плятт подкупал своей несуетностью, абсолютно "влитым" вхождением в образ, минимумом балаганного лицедейства, фактурой и совершеннейшим очарованием искренности, беззащитности и непосредственности долговязого, сутуловатого ребёнка-переростка.

О Новелле Матвеевой

Трепетной и незаметной бабочкой, она появилась в нашей гремучей суетности бытия, лёгкой, изящной и нежной колибри радовала она наш глаз и душу своими, только ей присущими, причудливыми росчерками тонких рисунков поэтических "эвольвент" и также, как и возникла, - тихо и ненавязчиво упорхнула от нас в страну Оз, навсегда оставив после себя лёгкую вибрацию трепета, мелодичности чуда слова и флёра грусти.

Редьяр Киппинг

Cовершенно замечательный был литератор: абсолютно независимый от  любых литературных течений и критики, свежий, как расколовшийся от падения с дерева кокосовый орех, умный, мудрый, невероятно наблюдательный и глубоко познавший человеческую природу пороков и духовннсти.                Читая Кипплинга, ты словно следуешь за нервной и пытливой мыслью Ницше и светлыми извивами фантазий Майн Рида одновременно.  Его (Кипплинга) тексты - чисты и блестящи, подобно острию боевого копья и аллегоричны - сродни соломоновым притчам!

О Татьяне Лавровой

  Ярчайший симбиорз красоты, женственности, шарма, таланта, гипнотического воздействия и какого-то едва уловимого тонкого привкуса , который приобретает изысканное кушанье при добавлении нетривиальных специй.
               

Об Алисе Фрейндлих

Работа Алисы Бруновны в "Сталкере" - ВЫШЕ ВСЯКИХ ПОХВАЛ, это - безоговорочно ГЕНИАЛЬНО! Это её актёрская "Джомолунгма"! В этой короткой, но мощной, как оргазм, сцене истерики жены Сталкера, уместился весь диапазон ипостасей бушующего в её душе АДА, цепная реакция извержения эмоций, горя, обречённости, обид, женской неудовлетворённости, мук матери и покорности судьбе!

Об Андрее Тарковском

Наверно истоки гениальности Тарковского следует искать в тёмных закоулках его человеческой сущности: комплексах, мистических страхах, алкогольном и сексуальном допингах, в изуродованном войной и разрывом родителей детстве. К нему абсолютно применимы слова Ахматовой: "Когда б вы знали из какого сора растут цветы, не ведая стыда". Из "житейского сора" Тарковского вырастали дивной художественной красоты его "цветы"-фильмы!

О Елене Соловей

Было в ней что-то такое нежное, трогательное, хрупкое, как взмах крыла бабочки с экзотическим рисунком. Наверное о любой другой актрисе, игравшей в подобном ключе, я бы мог сказать, что она манерна, вычурна и гламурна, но в Соловей сквозь всю эту хрупкость и беззащитность её героинь, угадывалась какая-то "жилистость" и гибкость, женственность и грация, что всегда укрупняло образы, придавало им объёмность и выразительность. Женственность - без кокетства, красота - на фоне холодноватой отстранённости, Она всегда умело балансировала на этих тонких гранях, никогда не скатываясь в примитивность, пошлость и скуку.

О фильме "Любовник".

Интересный феномен. Со смертью женщины (которую мы даже мельком не видим и мало что о ней вообще знаем), фактически умирают и те мужчины, которые её по своему любили - муж и любовник. Точнее, прежде всего они проходят чистилище, погружаются в ад, а уж затем и вовсе перестают существовать (по крайней мере муж). Но ведь формат этой ****ской жизни устроен так жестоко, что все кому не лень знали о том, что у НЕЁ был любовник, долгие годы и ВСЕ это замалчивали и делали вид, что это норомально, естественно и что такая ситуация - в какой-то степени справедливая компенсация страданий для каждого: для кого - раньше, для кого - позже, но возмездие настигает всех и перемалывает в муку безжалостно и без остатка. Как точно поймано психологическое состояние каждого из участников трагедии (и мужа и любовника): эгоизм, злоба, растерянность, опустошённость, жалкие попытки мщения, ревность, апатия и при этом какая-то странная, извращённая взаимная тяга, в потаённых и подспудных попытках доказать друг другу ПРАВО ПРИОРИТЕТА на страдание и оплакивание той, чья смерть невольно и дико соединила их судьбы. Это та мера жизненной правды, когда фарс затмевает истинную трагедию, когда эгоизм выше сострадания...


О Шурановой и Хочинском

Обворожительная была пара: шебутной, непоседливый, заводной Хочинский и лучшая "княжна Мария" всех времён и народов в "Войне и мире", с огромными прекрасными глазами!   Талант Хочинского был пульсирующим и искромётным, подобно горячим гейзерам и снопам искр шутихи.                Героини Шурановой  были воплощением женственности, преданности, покоя и  ровного мягкого света, струящегося из души...

Тарковский и я - о Высоцком

Владимир Семёнович Высоцкий - как большая метафора
Олег Стоеросов
"Лечь бы на дно,
Как подводная лодка,
И позывных
Не передавать!"
(В.Высоцкий)

"Он, конечно, метафора в абсолютном смысле этого слова".
Вот - совершенно гениальное и ёмкое по сути, определение творческого ФЕНОМЕНА по фамилии Высоцкий, по определению другого гения - Андрея Арсеньевича Тарковского!
Лучше, короче и точнее - не скажешь!
Но с моей точки зрения (а я вправе её иметь и высказывать), феномен Высоцкого заключается в каких-то идеальных пропорциях симбиоза всех творческих и человеческих граней его плоти и души: актёрских, поэтических, музыкальных, исполнительских, его харизмы и уникального, гипнотического тембра голоса , простоты форм  и глубины содержания, зрительского обожания и доверия, понимания и сопричастности.
Высоцкий, как сиамский близнец был намертво и накрепко срощён со своей эпохой, срощён ментально, национально, гражданственно, срощён органично и сознательно, критически и любовно, иронически и сатирически, юморно и упрямо, вопреки , а не благодаря атрибутам этой эпохи.
Для него понятия чести, достоинства, дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи, долга и нравственности , в высшем понимании этого слова, были выше понятий свобода личности.
Он не был ни дисидентом, ни борцом или даже критиком системы, ни инсургентом, ни бретёром ни человеком, способным на решительный и судьбоносный поступок.
Он был тем, кем он был - знаковым художественрно-эксклюзивным явлением СОВЕТСКОЙ эпохи и МЕТАФОРОЙ, вобравшей в себя все ипостаси этой эпохи.

О воплощении образов евреев в творчестве Шолом-Алейхема и не только.

Я прочитал статью о спектакле Евлахишкили от 1985 года "Тевье-молочник" по Шолом-Алейхему и ответил автору:


"Через некоторое время, пришло понимание, что никакой трагедии нет… есть только последовательность дней, внутренний огонёк и чашка позитива в душе Тевье – ничего более…
…быть может, именно они – огонёк и позитив – и есть капля Бога в каждом из нас?
Как знать…"

Я процитировал квинтэссенцию обзора, его стержневой момент, с которым я отчасти согласен, а именно с тем, что в душе у каждого тлеет божья искра, божий огонёк, как присутствие божественного начала в душе человека, но замысел шолом-алейхевского "Тевье" - намного шире и глубже. Этот текст о ДВОЙНОЙ ТРАГЕДИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА: ТРАГЕДИИ ЕВРЕЯ В ГАЛУТЕ ВООБЩЕ И В РОССИЙСКОМ ЕВРЕЙСКОМ ГАЛУТНОМ ГЕТТО ЧЕРТЫ ОСЕДЛОСТИ, как высшей степени унижения, бесправия и рабства! А огонёк в душе и вера в бога - это уже "инструменты", "спасательные круги", наряду с работой, любовью к детям, привазанностью к семье и к высокой степени духовности! Теперь по поводу игры актёров. Ну , бе эмет, кто мог сыграть местечкового еврейского философа Тевье лучше, нежели легендарный иаршал Жуков или на худой конец, женераль Чарнота?! Ульянов сыграл эту роль очень старательно, с большой душевной теплотой, с долей одесского юмора и проч., но уж слищком нарочито местечково и эксцентрично (всё таки сказалось "тяжелое наследие бремени" Жукова и Чарноты?! А еврейка Волчек сыграла свою роль замечательно, роль еарейской женщины, хранительницы еврейского очага и семейных устоев, жены своего мужа, оттеняющей главенствующую роль в семье мужа Тевье (как и принято и доныне в ортодоксальных еврейских семьях) и никакой эмансипации и уж тем более - суфражизма. Если вообще говорить о потрясениях, то блестяще сыграли евреев: портного Магазанника в "Комиссаре" еврей Ролан Быков и нееврей Александр Абдулов в "Поминальной молитве" Менахема-Мендла, а также нееврей Борис Новиков - ювелира Либерзона в "Адъютанте". И ещё, замечательно сыграл еврея-выкреста, погромщика Мотьку в "Гамбринусе" у Розовского - Владимир Долинский и гениальный Владислав Стржельчик, оценщика - в спектакле "Цена" по пьессе Артура Миллера.

О Виктории Исаковой

Замечательная актриса! Быть может лучшая в России из тех, кто играет сегодня на высоком уровне исполнительского мастерства. (Даже не знаю кого бы я смог поставить с ней рядом). Я много слышал о Розе Хайрулиной, но ни разу не видел её ни в кино, ни на сцене, мне нравятся очень : Хаматова, Пегова, обалденно нравится Оболдина (простите за каламбур), Нина Усатова, хорошА Агуреева, очень киногенична и старательна Юлия Снигирь, но Исакова и талантливее, и универсальнее, и многограннее и по-актёрски всегда положительно непредсказуема. Это какая-то взрывная смесь женственности, напора, сексапильности, глубины, трагедийности и органичного, без видимых усилий , мастерства!

О поэме Венедикта Ерофекева "Москва - Петушки".

Вообще-то, "Москва - Петушки" - это донельзя сжатая шифровка и сам текст настолько пафосен и трансцедентален, что без добротных, глубоких и подробных комментариев, можно полагаться лишь на интуицию и возникающие при чтении аллюзии. Перепев ли это в чём-то "мелодии " "Мёртвых душ" или горестно-ироничная "Песнь Песней" с добавлением фунфурика страстей и скорби человеческой - кто знает?! Но как бы то ни было - текст кружит голову и вызывает долговременное и добротное литературное опьянение!

О сериалах "Противостояние" с Басилашвили и с Вдовиченковым.

Если говорить о стержневой линии противостоянии , условно говоря, добра и зла, то зло представлено в такой инфернально-концентрированной форме, что просто оторопь берёт - блестящая игра Болтнева (одно только решение его бывшего подельника, матёрого злодея Лебедева, покончить с собой от панического страха в преддверье возможной встречи с Кротовым и это при условии добротной его защиты со стороны милиции - говорит о многом!), да и вообще в каждом из эпизодов Кротов-Болтнев более чем убедителен, достоверен, органичен и СТРАШЕН!!! А вот что касается Костенко-Басилашвили, то мне показалось, что Олег Валерианович (с подачи режиссёра) , сыграл не то чтобы неубедительно, но несколько переборщил с оттенками игриво-назидетельно-морализаторского толка. Явно была отдана дань новым веяниям в стране (1985 год, действие происходит на пороге перестройки. Слабая и необязательная линия с журналисткой Кирой Королёвой, высокий чин из Московского УгРО воспитывает гл. редактора газеты и даже мелкого партийного чиновника - чушь собачья. Словом, образ Костенко местами несколько водевилен и чуточку фальшив).
Смешны оправдания нач. Сухумского УгРО, предлагающего предъявить чистоплюю Костенко, чеки на покупку мяса на Сухумском рынке (???), в знак доказательства того, что даже в такой мелочи, как организация лёгкого шашлычка в честь приезда в служебную командировку гостя из Москвы, была соблюдена законность! Хороши были в эпизодах: Никищихина (соседка Петровой), Филипенко, Дора-Диана. Хотелось бы ещё сказать несколько слов о новой версии с Вдовиченков (Костенко) и с Гуськовым (Кротовым). Сериал в целом слабый, вялый и скучноватый. Вдовиченко - бездарен и в этой роли он был также бездарен, как и во всех других. Что касается Гуськова (Кротова) - в большинстве случаев он явно переигрывал, т.е. был неимоверно старателен и нарочит, просто , что называется лез из кожи, чтобы воплотить на экране суперзлодея и это очень бросалось в глаза, бюыло много фальшивых интонаций, словом - вышло не очень убедительно, а вот актёр, который сыграл Кротова в молодости (Александр Аверин) - был весьма и весьма хорош!


Рецензии