Подборка Ар-Брют 2

.


АР БРЮТ (от фр. art brut — грубое, необработанное искусство, в англоязычной литературе — искусство аутсайдеров, outsider art) — направление, произведения которого создаются за пределами академических традиций. Термин «ар брют» был придуман в 1945 году Жаном Дюбюффе (1901 — 1985) с тем, чтобы отразить внутреннее содержание собранной им коллекции произведений, созданных душевнобольными или социально ограниченными людьми. Сам Дюбюффе также работал в стиле ар брют; он считал, что именно такое искусство является максимально честным, лишенным каких-либо стереотипов.
___________________________________________


СОНЕТЫ В СТИЛЕ АР БРЮТ



***
за крем-брюлить бы луковый вокзал воронежа с его вселенским хламом
наждачить псов под гипсовый облай оссучив трехэтажным нервом даму
крепись пальто нырнув из-под коня в плакат с криптосматическим намеком
ведь там, где было можное нельзя таможенное вышло левым боком
и бросилось
на прелое авось
непрошенным
как под подошвой гвоздь
топтать коричневого витгенштейна
тем зимним соловьем что околел
лишь от того, что слишком много пел
забыв по горлу полоснуть портвейном


***
безумным свойственно сопротивляться нашествию
осенней саранчи, очередям за траурным молчаньем
отчетливо проявленным в ночи, во времени меняю-
щем привычки, в пространстве, что сужается зрач-
ком, безумным нужно перевоплощенье хрустально-
го дворца в казенный дом, моста в моллюска, ябло-
ка в улитку, команд на русском в жалкую попытку
свой локоть укусить, определив по десяти черниль-
ным пятнам бога всего одной единственной дороги,
в которой нет ни веры, ни молитв.


***
порезан краем рисовой бумаги
дубы от кельтов прячущий язык
кто разбудил тому и вешать флаги
как вешают замки и рвут кадык
днем ноздри лошадей пускают кольца
что с виду, глянь - парные кандалы
в которые замкнут андрея штольца
а вместе с ним каких-нибудь оглы
дурачиться
так только по живому
отклячится
задов фронтальных омут
взъерошится тотальная межа
свершая преступленье по заказу
три раза перекрестится от сглаза
три раза плюнет в стыжие глаза


***
путь вертикальный топит байконур во всей своей
страдательной потуге, добраться до космических
фигур, растянутых орбитами до круга, меняя цвет
времен у пункта "б", запутавшись в зеркальной
паутине, радирует о подвигах совбез и отснятой на
станции картине. что пересильд, что парацельс –
ничья. на этот вызов брошенный, все ставки, все
косяки как ежики в булавках, в дверных замках ис-
парина ключа и вертикально хочется вскричать
союзу слава с самой древней лавки.


***
пора парить на шабаш под углом
тупых ножей и острых междометий
пока треска отнерестится в печень
морковный суп нальёт коню монгол
и медсестра поставит на укол
процессы тугоплавких откровений
горели б трубы газовых борделей
захлебываясь кислым молоком
отрыгивая тех с кем не знаком
на золотом тесненные салфетки
в прорытые окопы между строк
сажая манекена с белым флагом
чтоб он подкарауливал атаки
голодных ведьм и их ручных сорок


***
когда врастает солнце в пуповину на месяце девятом
от поста у входа в тридесятый сумрак царства распи-
санного ножичком под стать, в твою ли мать вселив-
шимся соблазном. колдует бармалей сантехник газ пус-
кая в нулевые трубы строек зажижженый по горло ссуд-
ный глас стрекозами засиженный преступно и встряхи-
вая муть больных прудов, черпая черепаховой тарелкой
бессчётных водомерок и жуков, аидовых коснуться чел-
ноков секундой остановленною стрелкой


***
напосажая суффиксы с клубникой
про идолов назначив турникет
проритуалим прожитые годы
в местах кромешных весен и любви
и можно было бы дома обвить
туманами большой запретной темы
меняя кожу паспорт и билет
в один конец не нервной не системы
изношенные обжимные клеммы
ладоней, ягодиц и прочих я
обуглятся чтоб черным январем
по алому карябать слово вечность
чтоб герда от маньяка родила
сиамских близнецов в октябрьский вечер


***
расколотое вдоль ночной ограды свивается в ручей,
косу, змею, чтоб в желтых листьях желтоглазым га-
дом ждать жертву неизбежную свою. картонных крыл-
ьев вымокшие перья, клюющие осенний мрак огни, лю-
бая тень, надежда, память, вера к смертельному ук-
усу проводник, а дальше вдоль веревочных качелей,
терпя не боль, а умершее тело, вдоль лодок переве-
рнутых с весны, искать вишневых косточек созвездья,
а находить чернеющие бездны, забытые, в снах поза-
бытых, сны.


***
укушен или душен или грек
один некрополь и одна стамеска
ерша ли положивши под язык
запьем себя абсентом после виски
пусть у подножий гор пустые миски
вылизывают южные ветра
дни все о дно однажды снимут маски
и станут вечера что по утру
привыкшие к урчащему нутру
вулканами объявленными свыше
к чему здесь мысль, срывающая крышу
паучьи красно-карие глаза
когда давно пора отбросить лыжи
в засыпанные солью небеса


***
лопух прием, сфоним без пошлой астры
с экзаменов в кабачью кабалу
пока страда насилует комбайны
и ищет свои шасси самолёт
а поэтески празднуют улёт
в ушлёпно-первобытной правде-ванне
в которой век солили камбалу’
чтоб продавать на рынке за пиастры
и пусть себе басит дружище Армстронг
как этот мир хорош, топча каблук
чтоб им отбить телячий стейк тумана
поджарить с кровью адресуя в рот
по сути, бесконечный бутерброд
по нёбу покатав от виры к майне


______________________________
"Если серьёзно, то была такая фундаментальная и вместе с тем, - пионерская в научном смысле работа: Книга "Спонтанность сознания".

Её автор, - Василий Васильевич Налимов, всемирно признанный математик кстати, был сыном русского профессора этнографии, и одной женщины, из местных народов Севера Российской Империи, возможно, и родственницы местного шамана, что не исключено.

Спонтанность сознания, - это то, что необходимо для создания нового, особенно в поэзии."
Херувимкин


Рецензии
) ВОРОНЕЖСКАЯ А-Б-В-Г-Д-ка
.
.
взять в руки мухобойку по зиме,
из беломушья складывая горы
звенеть морозным шёпотом о днях
о клетчатой шотландской коже. станем
ее кроить, пока вдруг не устанем
сшивая паруса глядеть со дна
воронежского мутного подворья
подвязанного к беспросветной тьме
пока в бумажной копятся суме
ледовые гремящие заторы
и все вокруг сплошная западня
воркующая нищая осанна
и капающая вода из крана
на грязную посуду. с той поры.. (не вода...)
.
.
Два подсмотренных утверждения:
1. "Криптопатетическим сонет делает разноцветная патетика, а не плоскость текста, на которую он спроецирован."
2. "Важно, что рифмы сгущаются к финишу."
Второе утверждение при схеме АБВГ ГВБА АБВГГБ - ложно (!)
в основном это достигается небольшим шулерством, пример тому:

"минкультпросвет выходит на майдан (а)
хранителей просроченных иллюзий (б)
встречает непреклонная толпа (в)
спеши поэт задать ей жару с перцем (г)"
.........
она ужасно любит по-кайенски
чтоб шевелились кудри на лобках
не бойся обязательно укусит
не будь я мама родная айда
..........
пинать голодных чудищ по задам (а)
поверженных таскать за уси-пуси (б)
така любовь смертельно далека (в)
тут на поверку все единоверцы (г)

воскресной ночью встретимся у дверцы (г)
вернее у последнего звонка (?) это разве рифма "Б" (иллюзий)? это рифма или "А" или "В" даже если признать это за опечатку, возникает вопрос по сходству в рифме ударной гласной "а" была бы другая гласная - ритмическая мозаика бы к окончанию сти рассыпалась.

в сонетах пока не попадалась рифменная комбинаторика, в данном подходе, с формальной точки зрения, это наиболее интересная часть.

радужная страстно-взволнованная патетика это в общем-то к трубадурам.

слово "пафос" более применительно, т.к. это все-таки внутренний импульс высказывания или действия, от него в современность плясать легче.

Анатоль Страхов   10.10.2021 11:11     Заявить о нарушении
Озадачил. Надо продуть думалку и размыслить заново.

Павел Бетач   10.10.2021 18:40   Заявить о нарушении
Пафос и патетика, по сути, мотив и мотивация. Внутренний мотив, например, музыканта, импульс, психическая команда к началу музицирования воплощается, становится наблюдаемой со стороны как музыкальный мотив. Сколь бы профессионально ни владел музыкант инструментом, компетентный слушатель сходу распознает игру на отыбис, низменный психический мотив, отражается в музыке непосредственно. С текстом несколько сложнее. Слушателя замотивировать на целостное восприятие песни значительно проще, чем читателя на внимательное прочтение стишка. Без трубодури не прёт.

Павел Бетач   10.10.2021 18:57   Заявить о нарушении
За классическим примером далеко ходить не надо. Так патетика, во всех смыслах мотивы раннего Аквариума разительно отличаются от теперешнего БГ. Там, где слышалась и подхватывалась чистая фантазия, теперь преданные аквары находят засаленные фейки, грязную ложь. Читая тексты песен, это заметить сложнее, но можно.

Павел Бетач   10.10.2021 19:06   Заявить о нарушении
Павел, ты не первый уже год замужем за КП и, наверное, уже понял что простых путей не бывает.
Дай мне пжст. тему или ссылку на какую нить свою подборку, попробую там покарябать.

Фомин Алексей   11.10.2021 20:51   Заявить о нарушении
Не понимаю, что ты хочешь выскрести. Это дело у тебя ж в мастерской придумалось и воплотилось. Для игровой практики низшего уровня формат оказался очень удобным. Но чем выше пафос, тем нужнее рифма. Фишка в том, что отдельные строфы даже при сквозной точной рифмовке воспринимаются на слух как белые стихи. На потребителя действует гипнотически, проверено. В это трудно поверить, читателю букав, бо через глаза те же тексты штырят принципиально иначе.

http://stihi.ru/2019/11/06/3912

Павел Бетач   12.10.2021 11:15   Заявить о нарушении
Ничто не стоит на месте и сегодня все новое уж очень быстро устаревает. Нужны другие коды.

Например гипнотический белый стих. Внутри него звуковых колебаний различного напряга до чертиков. Можно зацепиться за одну абвгдейку, а можно пойти дальше и поэтому принципу выпестовать целую семью сложноножек. В первом случае это козявистая догмашка не более. А вот если к пафосному цитатнику в качестве примеров использовать ритмическое разнотравье может получиться фронда
)

Фомин Алексей   12.10.2021 11:28   Заявить о нарушении
Стихи без рифмы и прочая безыскусная плесень больше полувека служат основным признаком жизни фейкового литпроцесса. Некрофилия - это не моё.

Павел Бетач   12.10.2021 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.