мотивация и нравственность. от лимитаристской этик
04:10
Публикация номер - 9341
труд есть деятельность, в которой меняется мотивация от непосредственного удовлетворения потребностей к опосредованному, конечно, имевшая свои зоопсихологические корни, но наращивающая опосредующие звенья как нечто имеющее собственное значение, так же опирающееся и на исследовательский инстинкт, на интерес познавательный, делая когнитивную сторону поведения относительно самостоятельной.
удовлетворять потребности путём деятельности, непосредственный результат которой не имеет непосредственного значения, делает потребности иными, изменяет необходимость обеспечения и повышения надёжности, изменяет статусные роли участников общей деятельности, делает повышение статуса особой мотивацией, личный интерес, подчиненный общему, делает инструментом, подчиняющим самую личность - прежний инстинкт существования делает целью деятельности для обеспечения максимального социального статуса,
мораль не является только требованием социальности, она есть сторона человеческого образа, сознания, условие личности - неморальный индивид не является личностью, асоциальный тип есть лишь внешнее подобие личности, есть субъект, который противостоит обществу, причём, в отличие от например психопата, "сознательно" противостоящий, пусть и понятие сознания к нему применено условно - это иное существо, нежели человек, отнесение к нему категории высшей ценности условно, не связано с тем, что любой человек есть высшая ценность но определяется тем, что высшая ценность человека содержит в себе требование к нему не совершать деструктивных поступков и действий, скажем - для поддержания своей жизни не допускать излишних разрушений, хотя разнообразие деятельности постоянно продуцирует проблемы определения границ допустимого, как скажем, проблема самообороны личности, - человек как существо моральное не есть существо идеальное, как раз моральность есть внутренне-внешняя установка человека на придерживание в разнообразном поведении принципов, так что их невольное или неоправданное нарушение совершает в человеке выработку нравственной оценки - себя и других - если у человека нет таких внутрених процессов - это существо не моральное, не человек - его право на существование ограничено требованием внуренней моральности других людей, не имеет самостоятелтного значения.
внуренний моральный принцип человека является относительно скрытым психическим механизмом, системой, человеку внутри может представляться его собственная нравственность слабой, наподобие его слабой воли, скрытойя например, за страхом смерти или страхом наказания - страх морального осуждения кажется ему несущественным, преодолимым или даже незначительным.
к тому же даже ситуационная проверка моральности в норме обычного человека совсем не в исключительных случаях представляет для других и для его самого слабоморальным, что расценивается часто как слабость самой морали и массовую аморальность людей - на самом деле очевидное управление каждым и всеми моральным законом, что утверждается постоянно, будто какое-то "само"внушение, заклинание, - как бы человек ни был убеждён в том, что его деятельность ограничена иными параметрами, нежели мораль, - каждый шаг каждого морального человека через иные механизмы включая и страх смерти, руководится моральным законом - например, хочет человек или нет вербально-сознательно, - он при огромном страхе смерти имеет преферентивно требование иметь признание обществом его права на существование - это нарушается не так часто, при чрезвычайных ситуациях если не имеет оправданий - челек утрачивает самоуважение и его существование может стать инерционнымя, бесцельным, бессмысленным, он может оставаться существом моральным, но пассивной моральным, тогда как обычный моральный человек, в себе такого стержня не осожнабщий в достаточной мере, есть аквтино моральное существо.
то, что нам представляется обычно просто пустыми совами, требование от кого-то не врать, иной подитивности, - это " невидимая гравитация" морального закона, без которой общество не существует как общество человеческое.
при всем том, что взаимоотношения в обществе представляются крайне прагматическими, определяемыми личными корыстными интересами и выгодами, и иное осознается чаще как пустое - именно моральные требования руководят всей прагматикой, скажем, если человек держится за что-то, скажем, имущество, путём совершения поступков, возможно наносящих существенный ущерб другим - его настоящей целью является не выгода, а невозможность потерять лицо - понятно - при неправильных действиях он как раз и теряет лицо - но это не означает иной мотивации.
нам представляется, что даже относительно или реально скромные цели по обеспечению наших потребностей все равно от каждого требуют чрезмерных компромиссов, выводящих нашу деятельность за рамки нравственности, но это так же кажимое, связанное с некими неопреденными внутренними установками каждой личности, неправильными её представлениями обо всём.
получается, что нравственность существует "в чистом виде" как идеал, значение которого огрубляется индивидуальным практическим сознанием как несуществующее вообще - принято признавать даже сознание, язык - как нечто существующее "материально" из-за того, что осознаётся их практический результат - грубо говоря - раз человек видит написанные буквы - он "видит" реальный "материалтный" язык.
кажущаяся нам ясной окружающая действительность, полная совершенно нематериалных могущественных сил, совершенно иная, это наподобие того, что нам кажется земля "низом", а небо - "верхом" - видимо верно, существенно - кажимо.
кажущееся нам внешним - данный нам вроде как-то родной язык, даже когда мы учим говорить детей, мало понимаем его реальность - правила жизни, часто в глуповатых на вид пословицах и поговорках - пропитывают личность каждого, даже - являются абсолютным материалом личности каждого человека - здесь и вроде "прилепленные" к практичности моральные правила на самом деле являются основой личности, ей слагаемые сохраняться для сохранения личности - утрата личности при сохранении жизни человека имеет важные для человек последствия - осознавемые ей так или иначе, в отличие от невменяемости, - мы знаем лично о себе о мучительности нашей жизни в обществе, начиная от одиночества - но не осознвем, что эта мучительность подобна закону гравитации или физиологии организма, - можно, скажем отрубить топором сильно болящий палец - но это плохой способ устранения боли и болезни - для своей моральной личности мы так же редко применяем подобные операции, стараемся поведение не делать самоубийственным, просто вместо моральным категорий применяя для обозначения необходимых установок суррогатные понятия, нередко из-за неточности усугублящие наши проблемы, мешающие нам их решить конструктивно и эффективно.
как с юмором говорится о человеке, гордящимся, что не брал взяток - а ему не давали - мы можем более внимательно наблюдать за собственной нравственностью, стараясь ни недооценить её, ни переоценить, мы строим свою деятельность по неким шаблонам, отчасти нам навязанным, отчасти являющимися реакцией на ложность разных представлений.
те из моральных людей, которые нашли путь к получению сравнительно больших богатств, не утратив в себе личность, - речь идёт не о том понятии личности, которое обычно принято относить к великим людям, в своей общественной деятельности нанесших ущерб многим людям - нет, речь идёт о моральной личности - "маленькие люди", не имевшие больших соблазнов и испытаний, вроде и не имеют права говорит о своей нравственности - но если каждый из таких осознаёт свою тенденцию и место "нравственного кирпичика" общества, стремящегося стать колонной общественного здания, - он может в себе мучительность социального существования сделать чем-то вроде активного и здорового образа жизни для своего организма, - конечно, утратив некоторые возможности для получения богатств, даже скромных - кажущихся реально абсолютно необходимыми, вопрос для каждого, это в каких-либо терминах осознавшего - стоит ли надеяться, что такие самоограничния дадут ему внутренний покой - или, как это бывает - сама бедность - недостаток богатств - станут именно причиной мук.
способов дать человеку внутреннее спокойствие не меньше, чем способов обманывать человека, потому и этические учения, в том числе и академические, представляются массам обычным обманом, даже когда не наблюдается выгодополучатель, мошенник - автор учения книжного всего лишь желающий получить гроши за публикацию - сколько систем учит нас отказываться от излишеств?
уйма, и не меньше.
но нам кое-что известно абсолютно точно: скажем наше безоволие при обжорстве - мы никак не завидуем двести-тристакилограммовым несчастным, но завидуем тем, у кого дворцы, дорогие автомобили, деньги - однако в этой зависти присутствует и осуждение - как бездоказательное утверждение о неправедности богатства, так и ненависть по поводу нашей неспособности иметь такое, будто нам мешала остановить неправденика наша .... честность, моральность - хотя мы в глубине души и замечаем в себе не столько помеху в своей честности, сколько иные наши неспособности к обогащению - тем не менее в этой кутерьме мы часто не видим нашей реальной нравственности, нашего "подсознательного" стремления к умеренности.
мы не просто на веру принимаем картинки западной жизни как некоторого безобразного и неумеренного потребительства - элементы этого у нас есть, и формы наших богатеев имеют западные черты, - нам и русское отношение к богатству регулирует нашу внутренню умеренность - а тут при всем уважении к нашему западноподобному образу жизни - западные миллиардеры, которые не лопатами вырыли свои доллары из нашей грязи - получили друг от друга из казны, собранной с нас и наших народных богатств, добытых нашим трудом - понятно, что у нас оснований для казнящего скепсиса более чем достаточно - мы можем научно рассуждать о том, что утрать наши форбосята мотивацию добычи своих (наших) миллиардов - и пипец нашей стране - экономике - будто то, что с их "помощью" нам дано - это ещё не полный песец.
вот о чем стоит думать, защищая мотивацию деятельности по обогащению личности - конечно, есть мотивация у вора - но очень верно закон её поставил за кон так же, как убийство человека - в уголовном праве есть принцип мотивации и такого ужасного преступления - так что мотивация сверхбогатств вряд ли морально может быть оправдана будь она законной - то, что допускает написанный и принятый мошенниками "закон" именно из-за аморальности не является признанным обществом законом - мы лишь принуждены к чему-то, скажем - признавать миллиардеров нашей нефти - одно - это принуждение нас не убивать друг друга - мы внутренне согласны с тем, что это касается каждого, включая меня лично - так что дело в более существенном:
в праве увеличивать своё маленькое богатство каждого из нас - вот тут и находится основа морали - как ни громко мы кричим о признании того, что другой становится богаче - наше реальное поведение - обычно не конкретные действия против богача - так ,кухонная болтовня о том, что чужая копеечка по сути - наша...
есть такие принципы - неприкосновенность личности, частная собственность и тд - это принцип этической симметрии - не делай другому того, что не желаешь быть совершенным против себя -
многое в законе худо потому, что закон обеспечивает именно несправдливость - чтобы защитить чрезмерное и добытое от масс общества богатство -
закон параллельно утверждает "гражданскую несправедливость" - для рядового гражданина суд, скажем - на деле - все государственное устройство - в междуусобице решает проблемы строго в пользу не правых, и здесь взятки - лишь частный механизм обеспечения принципиальной несправедливости.
конечно, призывами подтолкнуть государство и его чиновников-хозяев - глупо и нереально, но сама их система либо перестанет жонглировать словом реформа - установив реальные компромиссное правила взаимодействия олигократии-гипербюрократии, - либо аморальность системы станет в низах такой, что управление и без того условное, - как это бывает обычно с абсолютной властью, - станет бессмысленным - что нужно сейчас - впрочем, как всегда - врагам нашей страны.
так что - лимитарианство двустороннее - массового общества и олигократии - есть похоже единственный пусть противостояния западному эффективному обществу чрезмерного обогащения, использование пороков запада для защиты от него - реальная вещь.
переход от морали как музейных скрижалей,
к морали, как фундаменту общественных институтов - это реальное направление.
08 октября 2021 года примерно 06:20
***
© Copyright: Август Май, 2021
Свидетельство о публикации №121100801113
Свидетельство о публикации №121100801341