Сказ о Кришашве и Арчис. Когда это было? -1

Вступление. (Черновой вариант)
Википедия: кришашвах — Кришашва; арчиши — в Арчис; бхарйайам — в своей жене; дхумакетум — Дхумакету; аджиджанат — породил; дхишанайам — в Дхишане; ведаширах — Ведаширу; девалам — Девалу; вайунам — Ваюну; манум — Ману. Кришашва взял в жены Арчис и Дхишану. Арчис родила сына по имени Дхумакету, а Дхишана — сыновей, которых звали Ведашира, Девала, Ваюна и Ману.

Когда это было, в какие годы? Не помнит никто, и записей мало.
Но много воды утекло и манджира уже перестала звучать.
Когда-то родился в династии Солнечной один из многих поколений царей,
Кришашвой назвали, был доблестный воин, прославил династию он на века.
Но книгу, где есть описание битв не нашли, не перевели пока.
Я знаю лишь, что Кришашва влюбился и в жены Арчишу он попросил.
Ему же при этом также Дхишану, сестрицу Арчиши Дакш* посулил.
И доблестный царь, исполнив обряды взял в жены Арчис и сестру ее Дхишану.

Глава Первая. Проклятие.

Как правил он, не известно в писаниях, лишь есть описание имени жен и детей.
Оно и понятно, как тут узнаешь, но в голову много приходит идей.
И вот получая послания об Арчис и Кришашве, тут я пишу.
Быть может то, сказка, легенда, не знаю, но то, что идет, я тут опишу.

И вот что известно мне стало из песен, а может стихов из давних веков.
Пошел на охоту Кришашва когда-то и нехотя нарушил покой отшельника, мудреца,
Который в глухой чаще леса творил свою аскезу, то есть молитвы своей ритуал.
А царь же ехал по лесу, ну а вернее, конечно, скакал и, проезжая мимо,
вдруг оленя он увидал, прицелился и выпустил стрелы. Но, шорох оленя того испугал.
Наш доблестный воин, как будто в насмешку, мимо своей цели,
в то место, где мудрец аскезу свою совершал, прискакал и стрелой исказил мудрецу ритуал.
Мудрец рассердился, проклятие на голову неудачника тут же наслал.
Чтобы он царство позабыл, любимых детей, жен, а особенно ту,
которую любимой своей называл. Опомнился, отшельник, от гнева остыл,
но проклятие уже не отменишь никак, и все-таки проклятие он смягчил.
Нет, не на веки, а лишь на одну земную жизнь позабудешь жену
И если прожив жизнь с другою семьей, забыв о любимой, о самой родной,
И проводив земную в обитель теней, ты вспомнишь Арчишу, то будешь ты с ней.
На том и расстались. Вернулся наш царь, угрюмый, печальный.
А как же, ведь в старь, старину то есть, проклятия в момент исполнялись.
Созвал он собрание, свиту и близких и им поклонился он в пояс и низко.
Прощения просил у народа, семьи, и о проклятии он объявил.
Ну что же тут делать. Решили все вместе, советники и мудрецы,
Что надо одевшись в одежды белые, им с Арчис в воды Сарью войти.
Горюют придворные, горюет семья, но проклятие не исполнить нельзя.
Вот так и ушли они в белом и в воду, чтобы исполнив проклятие вернуться.
Сначала по пояс, потом и по шею, ушли они вместе, ни о чем не жалея.


Дакш*-Да;кша (санскр. ;;;; IAST: dak;a «ловкий, способный») — в ведийской и индуистской мифологии бог из группы Адитьев.

Как имя бога встречается в Риг-веде менее десятка раз; это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Дакши является то, что он рождён от Адити и он же родил Адити (РВ X, 72, 4—5). Сходный парадокс отмечен в РВ X, 5, 7, где не-сущее и сущее находятся в лоне Адити при рождении Дакши. Там же и особенно в РВ III, 27, 9 проявляется тесная связь Дакши и Агни. В Риг-веде (VI 50, 2; VIII 63, 10) его называют отцом богов, а в Шатапатха-брахмане (II 4, 4, 2) Дакша отождествляется с творцом Праджапати[1].

Ведийский Дакша бесспорно связан с послеведийским, но последнего отличает та лёгкость, с которой он входит в разные сюжеты и направления индуизма (шиваизм, вишнуизм).

Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца[2]; женой Дакши стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини[3], отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. Он называется первым или седьмым из Праджапати и стоит во главе этой группы[4]. По другим версиям, Дакша и семь его сыновей появились вслед за Брахмой из огромного яйца[5]. Часто его происхождение ведётся от Прачетаса, либо его 10 сыновей[6].

С Дакшей связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчёркиваются его участие в творении и его роль отца.

Река Сарью неоднократно упоминается в древнеиндийском эпосе «Рамаяна». В частности, она протекает через город Айодхья, место рождения индуистского божества Рамы.

http://stihi.ru/2021/10/10/4565


Рецензии