Блаженны нищие духом - как это понять? Заповеди
Первая заповедь блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа,
1. Некоторые люди объясняют эту заповедь упрощённо. Мол, «блаженны нищие», ибо они спасутся, а богатым людям трудно спастись, и дух здесь не причём.
Но, далеко не все нищие спасутся. Человек может быть нищ потому, что ленив или всё пропивает, проигрывает, тратит на наркотики и т.д. Какое уж тут спасение?! Поэтому «урезанная» трактовка не состоятельна.
2. Иногда объясняют так: =Нищий просит, то есть, ему не хватает материального. Нищий Духом - это тоже тот, кому не хватает, но Духа, то есть, он просит Духа и стремится к нему. И вот такому и будет Царство Небесное= (С.Г.И.)
Здесь, судя по всему, под «Духом» имеется ввиду Дух Святой. И нищета духа рассматривается как недостаток Духа Святого.
Но в заповеди сказано «блаженны нищие духом», а не Духом (Духом Святым), то есть, речь идёт о нищете духа человека, но не сказано, что нищета связана с недостатком Святого Духа.
Однако же, рассмотрим приведённые С.Г.И. аргументы.
= Нищий просит, то есть, ему не хватает материального. Нищий Духом - это тот, кому не хватает Духа, и он его просит =
Пример и сравнение не совсем корректны. Богатому и жадному также не хватает материального, но по другим причинам - ему всё мало, и он может просить у Бога ещё большего обогащения.
С другой стороны, бездуховный человек (вот уж действительно - нищий Духом), он и просить не будет, чтобы ему дали Духа. Ему это не надо, он и о Духе-то не задумывается. Будет ли он за это в Царстве Небесном? Конечно, нет.
Если духу не хватает Святого Духа, то это не значит, что он нищ Духом.
Напротив, чем больше он соединен со Святым Духом, тем более он желает Его и просит - "прииди и вселися в ны".
Серафим Саровский говорит о цели человеческой жизни как о стяжании (обретении) Святого Духа.
Св. Дух то оставляет человека по грехам его, то возвращается к нему. Оставление духа человека Святым Духом можно назвать нищетой Духовной (а не духовной, как в заповеди) , но никак нельзя назвать блаженством, ибо для верующего это – страдание.
Сказано также Апостолом: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор. 6:19). То есть, изначально дух христиан не нищ Духом.
И остаётся вопрос – в чём же заключатся нищета духа?
3. Может быть, под «нищими духом» имеется ввиду отсутствие у человека самого духа или его нехватка?
Но это невозможно, дух - живая разумная сущность, и он есть у каждого человека, более того, у каждой сущности - от метагалактик до элементарных частиц, у всего живого и неживого, у всех событий, действий и явлений.
Итак, нищие духом – не те, у которых нет или мало духа (дух, как разумная личностная сущность, есть у каждого), но у которых их дух реально нищ.
Чем же должен быть нищ дух, чтобы наступило блаженство?
4. ==Как нищий осознает свою неспособностью справиться самому с жизненной ситуацией и встает на паперти, так и нищий духом смиряется со своей духовной немощью и обращается к Богу. И еще нищий духом чувствует его острую нехватку, стремится к нему, как у Пушкина в "Пророке": "Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился...". Потому и "блаженны нищие духом", что им дается искомое.=== (А.А.К)
В данной трактовке заповеди, мы вновь видим «нехватку духа», «стремление к нему». Но сделано важное дополнение – человек осознаёт, чувствует «духовную немощь», томится, ищет духа. Правда, не сказано – какого? А духи бывают разные.
То есть, в данном толковании, нищета духа – это осознание своей духовной немощи. Оно может привести к поиску источника мощной силы как положительной, так и отрицательной.
Однако, само осознание своей духовной нищеты (немощи) не может быть блаженством, но является побудительным мотивом в поиске и выборе источника силы (богатства).
Но, при внимательном прочтении заповеди становится ясно, что не обретение, а ОТКАЗ от богатства (силы и могущества) духа, то есть, реальная духовная нищета есть благо.
Так от какого богатства духа предостерегает заповедь, и почему называет спасительной нищету духа?
Ни одно из перечисленных объяснений ответа на этот вопрос не даёт.
5. У этой заповеди Блаженства может быть иной смысл.
Возникает вопрос – а что можно считать богатством духа?
Плотские наслаждения и материальные блага - это богатства плотские. Они кратковременны, ненадёжны, обманчивы и заканчиваются вместе со смертью тела.
Многие познания, разнообразные впечатления, насыщенная эмоциональная жизнь и даже творчество – это богатства душевные, которые могут сохраниться в памяти потомков на некоторое время, но не дают вечной жизни человеку.
Единственное исключение – жертвенная любовь, с ней душа человека может войти в Вечную жизнь БОГА.
А что же является богатством для духа? Истинным духовным богатством является общение с БОГОМ и единение со Святым Духом. Это – залог Вечной Жизни с БОГОМ, приобщения к Его Могуществу и Славе, становление Богом в БОГЕ.
Но Истинное духовное богатство достигается огромным напряжением всех духовных и душевных сил на Пути веры, доверия и верности БОГУ. Оно возвышает, а не отягощает, оно даёт свободу духу, а не порабощает. Ибо «Где Дух Господень, там свобода».
Не каждый дух, как и человек, желает напряжения сил и воли ради достижения цели, и многие ищут обходные лёгкие пути. Они желают неправедного богатства - незаслуженного могущества, славы и власти, вступив в общение с нечистыми духами и обогащаясь тёмными энергиями зла.
Тщеславные гордецы хотят стать «богами» без БОГА, получить всё, не жертвуя ничем.
Но, это - путь Люцифера, ведущий в бездну.
На этот путь вступили Адам и Ева, поверив древнему Змию, за что до сего времени расплачиваются их потомки - всё человечество.
После распада энергий на светлые энергии добра (любовь, смирение, послушание Богу, терпение, милосердие и др.) и тёмные энергии зла (самоинение, гордыня, тщеславие, эгоизм, ненависть, злоба, зависть и пр.). Последние стали запретным плодом, перед которым не устояли многие духи.
Вспомните Люцифера. Как богат был сей дух властью, силой, красотой и могуществом!
Он сиял как самая яркая звезда на небосклоне, как утренняя Венера! Его гордыня, зависть и страстное желание обладать ещё большей энергией, силой и могуществом привели его к духовному аналогу «чёрной дыры», к источнику тёмной отрицательной (самой мощной) энергии.
Сила энергии превзошла силу духа, и он попал в зависимость от тёмной духовной энергии разрушения, ненависти, злобы, тщеславия, гордыни, алчности.
Дух уже не в силах вырваться из-под влияния «чёрной дыры», скопления тёмной отрицательной энергии, и сам стал "тёмной материей" - духом злобы, ненависти и гордыни.
Как в человеке, если плоть берёт верховенство над духом, человек духовно и нравственно деградирует и погибает, так и в духах - если дух ненасытно богатеет отрицательной энергией, то в нём главенствует «плоть» (тёмная энергия) и происходит деградация и падение духа.
Поэтому правы Святые Отцы, которые трактуют нищету духа как смирение и послушание, отказ от самоволия, самопревозношения. Можно добавить –.
Дух предпочитает остаться нищим и отказывается от запретного, неправедного богатства (тёмной энергии греха и зла – от жадности и алчности, жажды наживы, богатства и славы).
При этом сохраняется преобладание и власть духа над энергией, что укрепляет дух человека, делает его сильным, приближает дух к единению со Святым Духом, и самого человека - к святости и Богу, к Царству Небесному.
6. Итак, можно сказать, что первая заповедь о нищете духа – это заповедь о смирении и послушании духа воле БОЖИЕЙ. И проявляется она в отказе от своеволия и гордыни, от запретных и неправедных знаний, власти, силы, источники которых - нечистые духи и тёмные энергии греха и зла.
Царство Небесное обещано тем, кто в святости и совершенстве уподобляется Богу, кто един с со Христом, кто нищ духом (свободен от всего плотского, земного, что отягощает его).
Именно нищета духа делает его сильным, лёгким, подвижным, способным к взлёту в высоты Рая, уподобиться Святому Духу и соединиться с Ним.
7. Эта заповедь блаженства – первая и наиважнейшая.
Именно её преступил прекрасный Ангел, ставший злобным чудовищем - диаволом. Именно её нарушили Адам и Ева – и в мир пришли страдания и смерть.
И поэтому, очень важно, какую духовную пищу мы потребляем – что читаем, с кем общаемся, что и кто (какой дух) нас ведёт по жизни – дух смирения и послушания БОГУ, или коварный дух гордыни, тщеславия, злобы, зависти, жажды славы и власти, полученные любой ценой.
И, если с БОГОМ мы обретаем блаженство (высшую форму счастья) и вечную жизнь в Царстве Небесном, то, оставаясь с силами зла и питаясь его тёмными энергиями, мы сами подписываем себе самый страшный приговор.
Итак, чем быть «богатым» тёмными энергиями греха и зла, и от них же мучительно погибнуть, лучше быть нищим и свободным от этого лживого и тленного «богатства».
Альтернатива известна и всем доступна - обрести с БОГОМ вечную жизнь, радость и блаженство в Царстве Небесном.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Свидетельство о публикации №121100705703
"Это‑то превосходство ответа над вопросом и требует порой труднейшей внутренней работы, чтобы освободить в душе место, причем место центральное, почетное для нового полученного содержания. Два основных условия, два душевных качества, на которые многократно указывает духовная литература, облегчают и делают возможным такое принятие — смирение и доверие Богу, — «духовная нищета», освобожденность от своего, желание получить вразумление и смысл от Бога, доверчивое отношение к полученному, пусть неожиданному, непонятному, трудному, но тем не менее принимаемому, причем принимаемому не на основе расчета, взвешивания и оценки, а на основе одного лишь всеми силами удерживаемого доверия Богу"..
Александр Александрович Косенков 20.10.2021 17:52 Заявить о нарушении
Славен Любомиров 2 04.11.2021 22:51 Заявить о нарушении
Александр Александрович Косенков 04.11.2021 23:37 Заявить о нарушении
В цитате сказано, главным образом, о доверии как слепой вере – доверии без участия разума. Вы добавили "и осмысление", и я с Вами согласен.
Доверие, уверенность и верность входят в понятие "вера". А духовная нищета – состояние духа. Связь есть, но нет идентичности, одно не равно другому.
Быть может, контекст цитаты всё разъясняет, но здесь этого не видно.
Славен Любомиров 2 05.11.2021 18:56 Заявить о нарушении