Приазовские тропы 2

.






ПРИАЗОВСКИЕ ТРОПЫ 2

Приазовский сонет – вариация сонетного канона, особенностью которой является внутристрочная рифма в полустишиях двустишия расположенного между вторым и третьим катренами.


Содержание:
- Давай умрем внутри осенних слов
- Мост между тьмой и тьмой. Таков Азов
- В подробностях, как удержать остаток
- Такая жизнь, где каждому свое
- Вслепую до не запертой двери
- На расстоянии дыханья – небо
- Здесь только продолжение дождя
- Повествование в ветвях ольхи
- Как будто снизу по стеклу ладонью
- Кто говорит из темноты, тот слеп
- Все отраженное отражено
- История раздваивается



***
Давай умрем внутри осенних слов о городе без баров и вокзалов,
в котором камень дышит океаном, разлившимся на тысячи веков,
Прокатимся на "лесенке" трамвая бесшумного, как ночь внутри души
и будем звезды зажигать губами, а после воробьям мечты крошить.
Как мало надо,
улица, фонарь,
чугунная ограда,
и пожар
кленовых листьев, старая газета
и ангела фарфоровая тень,
присевшая на серую ступень
и ждущая последнего рассвета.

***
Мост между тьмой и тьмой. Таков Азов и берегов закушенные губы
распеты до обглоданных кустов колючим ветром по живому, грубо.
Вдоль скользких троп размытые следы, как будто бы зависшие на вдохе,
рассказывают всполохам воды, что одиночество не так уж плохо.
Ночных наук
мельчают словари.
Стекло, паук
и бабочка зари
качается на волнах паутины…
По осени идущий босиком,
насквозь проходит изумрудный дом,
оставив комья васильковой глины.

***
В подробностях, как удержать остаток предутреннего скомканного сна
над серым горизонтом, желтой рощей, на стеклах приоткрытого окна,
когда все беззащитно, даже солнце, встающее сквозь пены низких туч
и раздражает новый звук рингтона, добивший до подушки слабый луч?..
Есть что-то от меня
в заплатах улиц,
в осколках дня,
всех тех, кто обернулись
на тихий вздох седого октября.
Но не хватает времени на веру.
А вера что? – Пустой безлюдный берег,
врастающий в холодные моря.

***
Такая жизнь, где каждому свое: увядший старый сад, во двор калитка,
век на веревке мокрое белье колышется и это тоже пытка
вчерашним днем потерянным, пустым, который в безголосую воронку
втянул свист электричек, горький дым, и парника разорванную плёнку.
Всё – приграничье –
мысли и дела,
прощанье птичье,
желтая смола,
омега внеземных осенних впадин…
Шаги и голоса, за слоем слой
стираются, став детскою игрой
для стариков, чья раскрошилась память.


***
Вслепую до не запертой двери, не напрягая сонные ключицы,
идти до облепиховой зари по скрипу каждой третьей половицы
в серебряную питерскую глушь, в ахматовские легкие объятья,
сорок сентябрьских прерывая чушь, октябрьские разбрасывая платья,
чтоб ноябрем
отметить седину,
далекий гром,
оглохшую страну,
не слышащую заповедных песен
и превратившую себя в тюрьму…
Оставим память, а для глаз – сурьму
и будь что будет: небо, камни, плесень.


***
На расстоянии дыханья – небо… и дождь, и туча, и твое лицо,
на пальце безымянное кольцо и возведенное молчанье в степень
далекой скифской степи
языки
то короставника, то кровохлёбки
облизывают гулкие шаги и заячьи извилистые тропки.
Поди найди
лампадки падших звезд.
Туманны дни,
рябины красной гроздь
одна на все известные приметы.
Не так уж горек был осенний мед.
Еще один в паучьей сети год
летит куда-то, чтоб исчезнуть где-то.


***
Здесь только продолжение дождя, не начатые письма узких улиц
о том, как днем от холода дрожат кустов осенних желтые гаргульи.
Прочтется ли отсутствие любви в их треснувших зрачках, в их черных взглядах,
пока еще выдерживает память, падение увядшей в снах листвы
внутрь темных слов,
в молчанья глубину,
где на Покров,
признавшие вину
встречают зиму с радостью и плачем
и пахнет калачами за версту,
и слышится вальков далекий стук,
как будто бы прожита жизнь иначе.


***
Повествование в ветвях ольхи, осыпавшихся золотом осенним,
напоминает детские стихи, которые полям пропел Есенин.
Приляжешь рядом в терпкие слова, а солнца луч на глиняных фигурках
колышется, как желтая трава, по-бабьему встречая тени утра.
Путь к небу по коре
еще длинён
и вера – грех,
а жизнь – глубокий сон.
На цыпочках пройти от двери к двери
и очутиться рядом с богом пчёл,
который этот мир давно прочёл,
оставив на губах медовый терем.


***
Как будто снизу по стеклу ладонью, запоминая капель мутных блеск,
холодную поверхность преисподней, и где-то, за спиной горячий треск.
Расшатанная тьма еще блаженна, будильник в пятнах каменных жуков,
предполагает сонное движенье вдоль серых стен, вокруг пустых столов,
необходимость
тихого дыханья,
необратимость
и непониманье
чужих стихов, отравленных водой
и ночь, глазами самой черной кошки,
ждет выползшей из норки жирной точки,
чтоб придавить когтистою строкой…


***
Кто говорит из темноты, тот – слеп. Кто говорит во тьму, тот – безрассуден.
Мой человек дождя размочит хлеб непонятых и оскверненных буден,
для птиц кочующих по островам октябрьских рощ, по серому навету
дорожной пыли, по простым словам, с отчаянием, брошенным на ветер.
К объятьям мокрым
не привыкнет ночь,
от умбры к охре
и уже невмочь
понять различия осенних красок,
отличие души от пустоты,
безмолвия небес от немоты,
вчерашней боли от забытой ласки.


***
Все отраженное отражено в одном огромном зеркале безмолвья,
как будто бы собрали души вдовьи, чтоб с ними пить игристое вино
на траурном подобии листвы, прижавшейся к земле сырой, холодной…
Лишь изгнанные могут быть свободны от памяти в которой нет любви.   
А георгины? –
знак непостоянства,
цветут в низинах
брошенного царства,
еще цветут кровавый бросив цвет
на вытянутые закатом тени,
когда уже нет воли, нет сомнений,
едино всё: огонь, вода и медь.


***
История раздваивается на долгие предлоги непогоды,
определяя середину «я» по перекресткам прожитой субботы.
От Лазаря до фрейдовских невест просвечиваются сенные годы:
крест-накрест – или проще – весть на весть,
под постный благовест в медовых сотах
седеет волос,
зреет тишина,
высокий колос,
низкая стена…
Пропущенные буквы в предложеньях
заменят горсти глиняных семян
и слезы самых нервных Несмеян
по праву не земного продолженья.


Рецензии
Ой, ребята, накрутили, ой накрутили.

Из определения:
"внутристрочная рифма в полустишиях двустишия"
Что такое полустишия? Стих с цезурой.

В стихе
"Давай умрем внутри осенних слов о городе без баров и вокзалов"
нет цезуры, значит, нет и полустиший.
В стихе
"в котором камень дышит океаном, (1) разлившимся на тысячи веков"
есть цезура (1), есть полустишия.
Определение рухнуло.

Однако пауза в первом примере появится только в случае:
"Давай умрем внутри осенних слов
о городе без баров и вокзалов"
Т.е. ну очень искусственная форма.
В определении лучше перейти к количеству стоп, если уж так важно объединять или разбивать стихи.

*********************************************
Теперь к "азовскому сонету".
Эта форма состоит из:
- одного четверостишия с удвоенным количеством стоп по сравнению с базовым (при этом двустишья имеют внутреннюю рифму);
- одного четверостишье с половинным количеством стоп по сравнению с базовым;
- четверостишья с базовым числом стоп.
Порядок жёсткий, не меняется.

Пример (рифмы обозначены латинскими буквами), пятистопный ямб, базовое число стоп 5:

Давай умрем внутри осенних слов (a) о городе без баров и вокзалов (b),
в котором камень дышит океаном (b), разлившимся на тысячи веков (a),
прокатимся на "лесенке" трамвая (c) бесшумного, как ночь внутри души (d)
и будем звезды зажигать губами (c), а после воробьям мечты крошить. (d)
Как мало надо, (e)
улица, фонарь, (f)
чугунная ограда, (e)
и пожар (f)
кленовых листьев, старая газета (g)
и ангела фарфоровая тень, (h)
присевшая на серую ступень (h)
и ждущая последнего рассвета. (g)

Понятно, что число стоп в каждом стихе второго четверостишье не может быть меньше одной. Поэтому собирать подобное стихотворение надо со второго четверостишия.

Морж   19.11.2024 23:15     Заявить о нарушении
С 1-го октября 2024 с авторами уже прошли Таганрог, Ростов-на-Дону, города Ростовской области (Шахты, Азов, Новочеркасск), Краснодарского края, Крыма и закончили в Стамбуле. Здесь Таганрог (первая точка) http://stihi.ru/2024/10/02/1603
За «вольность» 2021 года мне уже досталось от критиков/литературоведов. И т.к. при печати такое расположение строк крайне неудобно, вернулся к привычному и не смущающему читателя виду:

Мост между тьмой и тьмой таков Азов
и берегов закушенные губы
распеты до обглоданных кустов
колючим ветром по живому, грубо.

Вдоль скользких троп размытые следы,
как будто бы зависшие на вдохе,
рассказывают всполохам воды,
что одиночество не так уж плохо.

Ночных наук / мельчают словари.
Стекло, паук / и бабочка зари
качается на волнах паутины…

По осени идущий босиком,
насквозь проходит изумрудный дом,
оставив комья васильковой глины.

Обычный, немудрённый, холостой сонет (5-ти стопный ямб), который положен на музыку и вошёл в первый муз.альбом «Пчелиный хлеб» (в котором все тексты песен сонеты разных вариаций). Проверка музыкой текстов классная штука, которая особым образом выделяет уникальные формальные элементы текста. Неделю назад ростовские авторы собрали сонеты (первую часть) на вторую брошюру. В данный момент собираю на неё отклики. Первая брошюра уже отпечатана, следующим летом развезу по городам области. А искусственно или нет определит жизнь. Но, очень приятно, когда именно этой вариацией Елена Арент начинает свою новую книгу стихов или печатают в местном альманахе старшеклассника Михаила Кислицу с другой вариацией (киммерийский сонет), таких примеров по разным регионам очень много. это жизнь в творчестве имеет смысл отталкиваться только от неё.

Фомин Алексей   20.11.2024 09:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.