Меланхолия
Из цикла "Игры искусствоведа"
На картине представлена мастерская художника. Слева на заднем плане мы видим фигуру художника, сидящего за мольбертом, спиной к зрителю.
Из холста вырывается в сторону окна многoлюдный хоровод, состоящий из мужчин, многие из них держат в руках сабли. Критики видят здесь представителей трёх поколений угнетённого польского народа: отряды польских вооружённых крестьян (косиньеров), участвовавших в восстании Костюшко, наполеоновские солдаты и повстанцы 1863 года, позже сосланные в Сибирь.
Этот поистине дантовский ад, заключённый в четырёх стенах ателье Мальчевского, он подписал: «Пролог / Видение. Последняя эпоха в Польше».
Пути нарисованных персонажей пересекаются в форме, напоминающей латинский крест.
Не обращая друг на друга внимания, они почти вслепую бегут к открытому окну с правой стороны.
За окном появляется таинственный силуэт женщины в чёрном платке. Она не смотрит на зрителя. Её внимание приковано к зелёной растительности сада за окном.
Скорее всего, она является олицетворением одноимённой меланхолии и часто отождествляется с польской диаспорой, трауром и смертью.., а может быть это аллегория ( на которые был богат автор)-Аллегория Монашества -жизни в миру- символа затворнического образа жизни плодотворных художников. ..
Эту фигуру также интерпретируют как...Меланхолию:
*
Статья "Меланхолия представлена на этой картине как аллегория душевного состояния польского народа после потери независимости. " размещена в Википедии.
Знакомимся с мнением авторов:
В картине Яцека Мальчевского атмосфера апатии и беспомощности сопровождается ощущением силы и творческой мощи и даже призывом к активным действиям.
Их воплощает, среди прочего, фигура художника перед мольбертом, показанная в динамичном и спонтанном акте творчества.
Более того, присутствует и видение будущего, символизируемое светящимся пейзажем за окном, разделённым фигурой Меланхолии, стоящей на границе двух реальностей, взгляд которой направлен именно в далёкое пространство. Витальность сил природы контрастирует с душной атмосферой студии и хаосом шествия персонажей.
Картину Яцека Мальчевского, помимо её патриотического контекста, можно интерпретировать в более широком смысле. Она представляет символическое изображение борьбы человека с невзгодами, которые стоят на его пути и которые затрудняют или делают невозможным достижение желаемой цели. В этом контексте стоит подчеркнуть аналогию между тремя увековеченными поколениями и возрастом изображаемых фигур, которая образует триаду: юноши, зрелые мужчины и старики. Среди них есть представители села, интеллигенция, духовенство и даже художники и музыканты. Таким образом, «Меланхолия» становится символическим представлением Ванитас, как напоминание о быстротечности жизни и неизбежности смерти...
А теперь ...
А теперь попробуйте смотреть это полотно в сопровождении песни "Меланхолия" которую исполняет София Ротару. Впечатление получится то еще. Аллегория в полный рост и вес знаете ли...)
(Кхе). Можно изменить выбор и смотреть полотно под музыку Вивальди "Времена года" или напротив- "Шторм".
Понимаете, что получится тогда?
Каково будет ваше "субьективное" МНЕНИЕ и(ли) ВПЕЧАТЛЕНИЕ от просмотра этой картины?
...Примерно то же происходит и с критиками или искусствоведами - ведь каждый из них находится на своей волне и далеко не каждый может прорвать цепь субьективности.
Однако...
Однако, просматривая эпохальное творение следует знать, что же такое Меланхолия как таковая ?
Читаем: Меланхолия (от др.-греч. — «разлитие чёрной жёлчи», то есть «меланхолия»,«чёрный; тёмный» + «жёлчь; гнев»; в русской терминологии хандра;, мра;чное помеша;тельство) — термин, использовавшийся вплоть до начала XX века для обозначения вида психических расстройств, характеризующихся состояниями с пониженным настроением.
Термин «меланхолия» был предложен ещё в древности «отцом медицины», греческим врачом Гиппократом (IV век до н. э.). На протяжении столетий причиной меланхолии считался избыток жёлчи в организме.
Инволюционная меланхолия описывалась в классификаторе как психоз, определяющийся «тревожно-бредовой депрессией, имеющей хроническое течение с тенденцией к застыванию», при этом не должно было быть указания на перенесённые в прошлом аффективные и аффективно-бредовые расстройства
В настоящее время этот термин является синонимом тяжёлой эндогенной депрессии.
Более того:
Существует так называемый Синдром Котара — психопатологический синдром, сочетание тревожной депрессии, деперсонализации (часто в виде болезненной психической анестезии), дереализации и бреда Котара.
Бред Котара является нигилистически-ипохондрическим депрессивным бредом с фантастическим содержанием и идеями грандиозности и отрицания (мировые катаклизмы, всеобщая гибель и пр.), которые проявляются одновременно или отдельно.
Некоторые психиатры о синдроме Котара говорят как о зеркальном отражении или негативе маниакального бреда величия.
Теперь напрашивается вывод:
Художник гонит прочь из мастерской всю эту толпу под названием "Меланхолия" ....Вы...не находите, что это именно так? Может именно поэтому Мальчевский написал на холсте- "Видение-Пролог...Последняя эпоха....
И наконец, как обычно, несколько слов о самом художнике:
Яцек Мальчевский (польск. родился 14 июля 1854в г. Радом, Радомской губернии, Российской империи —умер 8 октября 1929 в Кракове) — польский художник, представитель модернизма и символизма в живописи.
Грандиозные полотна Матейки, картины Вычулковского, Герымского и других польских корифеев были выставлены для всеобщего обозрения на выставке ретроспективы польской живописи которую устроили на серебряный юбилей Народной Польши. Люди часами разглядывали необычные, мистические полотна Мальчевского, и многие удивлялись, что раньше ничего не слышали о нем.
Яцек Мальчевский родился в бедной семье, получил домашнее образование.
До 13 лет воспитанием будущего художника занимались его родители, отец - Юлиан и мать – Мария, которая происходила из рода Корвин-Шимановских.
Отец был глубоко религиозным и культурным человеком, он считался знатоком творчества Данте и польских романтиков.
Он оказал огромное влияние на формирование мировозрения Яцека.Отец привил ему идеи патриотизма и польского национального мессианства, которым были пропитаны произведения польских литературных романтиков.
В 1867 году уехал в имение своего дяди Феликса Карчевского, где прожил несколько лет.
Любовь к отечественному пейзажу и знакомство с фольклором своей страны укрепило двухлетнее пребывание Мальчевского в имении дяди , где его опекал будущий классик польской литературы Адольф Дыгасиньский.
Вообще, Мальчевский в отличие от многих других художников, прожил довольно спокойную счастливую жизнь, можно сказать – академическую, но была в его жизни и тайна, которая могла оказать на него большое влияние – в Польще упорно ходят слухи, что Яцек Мальчевский был потомком древнего королевского рода Пястов, не спроста ведь его с детства окружали аристократы, согласитесь – это довольно необычно для мещанского отпрыска.
В 1871 году переезжает в Краков, где учится в гимназии и посещает занятия в местной Школе изящных искусств (позднее — Краковская академия).
Преподавал Мальчевскому художник Ян Матейко, убедивший талантливого юношу поступить на курс живописи, продолжением которого стала учёба в парижской Школе изящных искусств.
Мальчевского рано признали. Творчество молодого художника было отмечено медалями на выставках в Мюнхене (1892), Берлине (1891) и Париже (1900). Он участвует в выставках в Чикаго, Санкт-Петербурге, Вене, Лондоне, Брюсселе, и везде его картины пользуются успехом. Поначалу он писал сцены из традиционной сельской жизни.
Но в 1882-95 годах, обратившись к творчеству Юлиуша Словацкого и Артура Гроттгера, он создал много реалистических картин на темы январского восстания 1883 года (Воскресенье в шахте 1882, На этапе 1883, Богослужение накануне дня Всех святых у ссыльных.1892), отмеченных темным монохроматическим колоритом. К 1890 Мальчевский году вернулся к символизму, и создал особый стиль, в котором вымысел слился с реализмом. Для него характерна живая гамма цветов и прекрасные композиции.
В этих картинах, полных грусти и задумчивости, реальным персонажам польской истории часто сопутствуют фавны, русалки, ангелы... («Интрордукция». 1890, «Меланхолия» 1890-94, «Порочный круг» 1895-97, ряд версий картин «Отравленный колодец», «Танатос и смерть Елленаэ» (героиня поэмы Словацого). Рисовал он также замечательные портреты («Польский Гамлет» - портрет Александра Велепольского» 1903, портрет Нобелевского лауреата Владислава Реймонта 1905, многочисленные автопортреты), Они были также написаны в аллегорическо-символической форме, по большей части на фоне пейзажей.
После возвращения на родину Я. Мальчевский — профессор Краковской академии (в 1896—1900 и в 1912—1921 годах).
Художник много путешествовал, посетил Германию, Австрию, Италию, Францию, Грецию, Турцию.
В 1897 году вступает в краковский союз художников.
Вначале в творчестве Мальчевского преобладали пейзажи, портреты и картины на историческую тематику в стиле романтизма, преимущественно в тёмных тонах. Он находился под влиянием творчества художника Артура Гротгера.
В 1890 году заинтересовался символизмом, краски на его полотнах светлеют и становятся более «живыми».
Исторические работы Я. Мальчевского — о трагической судьбе его Родины, однако художник обращается и к автобиографи-ческой, и к символической темам.
Мастер написал ряд автопортретов в различных облачениях (как художник, как рыцарь и прочее).
Патриот Польши, Мальчевский в картине «Польский Гамлет» (1903 год) представил в аллегорической форме национальную идею грядущего освобождения родины от власти иноземцев.ъ
Умер 8 октября 1929 года в Кракове и был похоронен в крипте заслуженных в церкви святого Станислава.
Свидетельство о публикации №121100603735