Лукас Кранах Старший... Великие имена

Картина: Ева, Лукас Кранах Старший.

Она прекрасна нету слов,
Вкусившая запретный плод,
Ей нашептал ползучий гад
- Ты, лучшая из всех наград...
               


Историк искусства в 1932 году о Лукасе Кранахе Старшем:«Он занял свое место в истории как „саксонский мастер“, друг Лютера и ортодоксальный протестантский живописец, работавший на лютеранском северо-востоке Германии; его хорошо известные картины, хранящиеся сейчас в галереях во всем мире, излучают выразительную экспрессию художественного мастерства без каких-либо следов интеллектуального напряжения и духовного противоборства периода Реформации...

Лукас Кранах Старший (нем.Lucas Cranach der ;ltere; 4 октября1472, Кронах, Верхняя Франкония — 16 октября1553, Веймар) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «Дунайской школы живописи»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.­

Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца.

С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.
Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга Мартина Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык.

Особенности творчества художника Лукаса Кранаха: удачно сочетая в своих работах готические традиции, господствовавшие в те времена в немецком искусстве, и основные принципы живописи Ренессанса, Кранах сумел создать особенный стиль. На его полотнах фигуры персонажей гармонично вписаны в пейзаж, за счет чего художнику удалось наиболее полно передать индивидуальные черты характера своих моделей. Несмотря на то, что многие заказчики мастера были представителями знати, художник изображал их без излишней идеализации, предпочитая показать тот богатый внутренний мир, который раскрывался перед ним в процессе работы.

Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.
               
Огромным источником вдохновения стали для Лукаса Кранаха Старшего работы да Винчи, с которыми художник познакомился во время поездки в Мелехен в 1508 году. Лукас первым из живописцев Северной Европы осмелился изобразить богиню Венеру обнаженной — до этого в подобном виде на картинах могла появляться только Ева. Подобная смелость трактовки не встретила осуждения у публики: Кранах по-прежнему пользовался популярностью, принимая заказы на портреты, картины на античные и библейские темы, идиллические пейзажи.

Полотна авторства художника Лукаса Кранаха украшали дворцы знати и дома богатых горожан. Обилие заказов позволило Лукасу привлечь к живописи своих сыновей: в мастерской именитого живописца работал его старший сын Ганс, а позже к нему присоединился и младший отпрыск — Лукас Кранах Младший.

Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века.

Сегодня картины этого гениального художника украшают залы таких музеев, как Эрмитаж, Дрезденская галерея, Лейпцигский музей, галерея в Штутгарте, Старая пинакотека (Мюнхен) и пр. В 2015 году его картина «Уста истины» была продана на аукционе Сотбис за 9 млн 300 тыс фунтов стерлингов.

«Уста истины» (итал.Bocca della Verit;) — античная круглая мраморная плита с изображением маски Тритона (или Океана), датируемая I веком н. э. и расположенная с XVII века в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме. В средние века с этим диском было связано поверье, что если лжец вставит руку в отверстие, выполненное в виде рта божества, то божество её откусит.

В Средние века уста считались своего рода детектором лжи: если лжец положит руку в приоткрытый рот, божество откусит её. Такую проверку проходили мошенники и воры, а матери пугали изображённым на плите божеством своих детей. Видимо особенно часто эту процедуру приходилось проходить женщинам, подозреваемым в супружеской измене, о чём свидетельствуют дошедшие до нас легенды и анекдотические истории.

Существует множество копий, реплик и отсылок к плите «Уста истины». Сцену, воспроизводящую проверку верности женщины, изобразил на двух своих полотнах немецкий живописец Лукас Кранах Старший. Так, на его картине «Уста истины» (1534) представлена женщина, подозреваемая в супружеской неверности, которая в присутствии толпы людей вынуждена вложить руку в пасть похожего на льва каменного чудовища.


       @


Рецензии
Спасибо за просвещение.

Анжелика Вавилова   04.10.2021 14:35     Заявить о нарушении
Рад стараться! Спасибо за отклик и поддержку публикации! С теплом,

Алексей Гончаров2   04.10.2021 14:53   Заявить о нарушении