Сквозь дырочку в занавесе

Балетное детство...  С четырех до двенадцати лет –
два раза в неделю по три часа
выплясываем в тряпочных балетках на завязочках,
а потом и на пуантах
под четыре такта старенького фортепиано
на проканифоленном паркетном полу. 
Французские названия впечатываются в мозг
через чуть искажающий их наивный детский слух. 
Пять позиций рук, пять позиций ног... 
Правильное положение головы, чуть откинутой назад и вбок.
Лица вдохновенных мучениц. 
Высоко подобранные косы над вытянутыми детскими шеями. 
Неизбывный запах пота в воздухе.
Характеры, вполне рельефные несмотря на детский возраст.
Ревность, обиды, сплетни.
Драмы раздевалки. 
Наконец, выходим в теплую крымскую ночь.
Собственно, это поздний вечер.
Слышно, как в тишине
Плещется море, ведь совсем близко.
А может, кажется, что слышно? 
Веяние тихого ветра доносит запах водорослей.
Или кажется, что доносит?
Садимся на троллейбус и едем -
далеко, далеко.
Слипаются сонные глаза ребенка.
Но спать нельзя,
скоро пересадка
И снова - гудение, остановка, гудение, остановка. 
Страшно ехать мимо темных кладбищ, 
а с другой стороны - темный и пустой Херсонес,
невидимое в ночи море,
смутно угадываются темные очертания руины собора.
Приехали, дом! Спать...
Но однажды, в волшебный день
Стоя на сцене в костюме Цветка или Эльфа -
с прозрачными целлофановыми крылышками на проволочном каркасе за спиной –
Ты смотришь сквозь дырочку в потертом бархатном занавесе,
а там - полный зал! 
Ты - маленькая актриса! Маленькая, но настоящая!
У тебя потные от волнения руки и подкашиваются ноги, но ты высоко, высоко! 
Ты будешь сейчас с лицом вдохновенной мученицы
На виду у полного зала танцевать
затверженный на бесконечных репетициях танец,
Обмирая от настоящего творческого экстаза, сходящего с небес, 
Стекающего с колосников по струям кулис!
И вкус причастности к мистериям чуть-чуть - но воистину –
Коснется твоих губ
и останется на них навсегда. 


Рецензии
о, а мне вот это нравится )
и сам посыл верлибрический, и интонация, и исполнение )
рад читать...

Игумен Паисий Савосин   05.04.2022 16:08     Заявить о нарушении
А это была прозаическая миниатюра сначала, а потом уже я переписала ее как верлибр.))
Спасибо большое, отец Паисий.

Ида Лабен   05.04.2022 16:10   Заявить о нарушении
и я думаю, верлибр заслуживает такого к себе внимания )

Игумен Паисий Савосин   05.04.2022 16:43   Заявить о нарушении
Он, конечно, заслуживает, но мне сподручнее силлабо-тоника.)
Хотя иногда разнообразить стоило бы.)

Ида Лабен   05.04.2022 16:54   Заявить о нарушении
у меня отчего-то так получается, что верлибром идут самые высокие по интонации высказывания
рифмование отчего-то понижает интонацию (кстати, замечал, что точно также это для меня, субъективно, в отношении китайской поэзии - если переводчик рифмует, то тем самым делает её какой-то частушечно-куплетной и, учитывая вообще "пресность" этой поэзии, понижает интонацию... хотя именно эта форма и соответствует действительности китайского стиха))
ритм тоже для меня таков, как и рифма, но здесь есть оговорка - в верлибре всегда есть свой, с определённой естественностью и подлинностью, ритм
впрочем, и верлибр, и силлабо-тоника находят своё место )

Игумен Паисий Савосин   05.04.2022 18:17   Заявить о нарушении
Да, рифма часто занижает. И наибольшей высоты можно достигнуть в свободной форме, мне тоже так кажется. Но рифма и ритм очень помогают, когда не дотягиваешь до желаемого уровня, в них есть какая-то механичность, которая сковывает, но она же и вывозит. С рифмой и ритмом ты едешь, а в верлибре паришь. А не чувствовать под собой твердой основы страшно. Вот поэтому я и избегаю верлибра, наверно...)

Ида Лабен   05.04.2022 19:25   Заявить о нарушении
хм )
ну да )
но это уже от навыка слышать сердце - не стук, конечно, а... ну, Вы понимаете )
оно - свидетельствует, то слово берёшь или нет
ну, и ещё определённое чувство ритма, потому что в верлибре тоже есть свой ритм
а также немного священной ярости (которая, впрочем, подчас говорит почти шёпотом)
всего-то )
но у Вас это есть )

Игумен Паисий Савосин   05.04.2022 20:25   Заявить о нарушении
для иллюстрации понятия "ярость" )
http://stihi.ru/2019/12/26/1828

Игумен Паисий Савосин   05.04.2022 20:26   Заявить о нарушении
Да.) Но для этого нужна очень интенсивная духовная концентрация. А на нее нужны внутренние силы. И как бы оставляешь это усилие на "потом когда-нибудь", и пишешь о повседневном, и тогда вывозит ритм и рифма. Во многих случаях рифмованное - это профанация духа или что-то в этом роде. А иногда силлабо-тоника вдруг бывает эффективной. У меня есть старое стихотворение "Зола", вот там, мне казалось, было именно так.

Ида Лабен   05.04.2022 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →