Кинолента дней. Время желаний. Мартин Иден
А что если в режиме заметок на полях, а то всё эссе да статьи, а ведь заметки на полях тоже жанр, и даже публикуются в ПСС классиков и современников.
Но я не для Полного собрания, а просто поделиться своими впечатлениями и навести на "полезные ссылки", как теперь именуется этот жанр в Паутине.
Интернет - море разливанное, и важно учиться НОТ(научной организации труда) в нём, дабы не потонуть в этих морях информационного перегруза.
Тут мне сказали, что я не испорчу вкус, указывая на хорошие фильмы, и я этим признанием воспользуюсь и порекомендую вам вот эти новые для меня просмотры.
Вчера и сегодня я посмотрела и пересмотрела, комментируя, для своих:
х/ф Время желаний
Мосфильм, 1984
Возможно, суть фильма можно выразить и как "Бремя желаний". Не буду спойлерить, но фильм роскошно поставленный - по-моему ничуть не слабее внешним антуражем, и прочим - западных фильмов того же периода.
И очень поучительный, жизненный - о том, как мы должны беречь друг друга. А это в сценарии выражено не в смысле не изводить друг друга, что само собой, а тоньше:соизмерять силы друг друга даже стремясь к лучшей жизни.
На мой взгляд, лучшая роль Веры Алентовой - эта, а не в распиаренном фильме "Москва слезам не верит". Тот, голливудский - развесистая клюква, современная Золушка, что признанно и самими создателями фильма. А этот, Время желаний, - учит. А не только развлекает. Учит тонкости человеческих взаимоотношений, внимательности друг к другу.
В главной мужской роли великолепный, теплый во всех своих работах Анатолий Папанов.
Несколько выходных данных. Это важно, ведь многие смотрят фильмы часто по любимым актерам, режиссерам, историческому периоду, жанру, и даже по композиторской или операторской работе.
--------------------
Из Википедии:
«Время желаний» — советский фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1984 году, последняя работа кинорежиссёра Юлия Райзмана.
Удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за 1986 год.
Постер фильма
Жанр драма,
мелодрама
Режиссёр Юлий Райзман
Автор
сценария Анатолий Гребнев
В главных
ролях Вера Алентова
Анатолий Папанов
Оператор Николай Олоновский
Композитор Александр Беляев
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм»,
Третье творческое объединение
Длительность 103 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1984
----------------------
Посмотрите!
Единственное, против чего восстаю:зачем столько сцен пития! Скрытая пропаганда алкоголя под видом "культурного пития" - таки прослеживается в поздне-советском кинематографе. Только из этого фильма без ущерба для сюжета и содержания можно вырезать штук 6 сцен с алкоголем. Кафе, рестораны, дома после работы, случайно забежать к знакомым - и постоянно:"давайте выпьем"!
Это и в западном кино и литературе отчетливая тенденция, см моя статью по роману "Черный принц" Айрис Мердок.
Вслед за тем вышла из рекомендаций, обрадовалась:
кинокранизация романа Джека Лондона "Мартин Иден".
В роли Мартина Идена - Юрий Богатырёв, разительно похожий на Джека Лондона!
В роли Руфь Морз - Ирина Печерникова
Это телеспектакль, 3-серийный, Пока смотрела 1 серию.
Если бы не аскетичные и условные декорации - было бы вполне "смотрибельно", а так - если вы не возражаете против такого вот минимализма декораций. Так, ясно видно, что полки с книгами в доме Морз и в городской библиотеке куда ходил Мартин Иден самообразовываться - одни и те же, и нарисованные полки с книгами! Нельзя было создателям фильма из дому доставить несколько полок с настоящими книгами?! Как-то реалистичнее обставить несколько павильонов, для сцен, в которых разворачивается действие романа?
В эру всё более реалистичного кино - старый антураж Драматического театра - не воспринимается зрителем. Может быть, в эпохи до "синема" - зрители не замечали таких условностей, воспринимали их как данность.
Кто-то назвал игру актеров в этой постановке "картонной". Возможно. Хотя талант Богатырева, очарование Ирины Печерниковой многое искупают, но картонность постановки несомненно ощущается. Это больше подступы к настоящей постановке и/или киноэкранизации, абрисы драматургии и леса декораций, которых ещё нет - более похоже на репетиции, чем на готовый продукт.
Но посмотреть по одному из любимых литературных произведений фильм - интересно! Замечательная находка:вставить в ткань фильма-спектакля сюжет произведения Джека Лондона - рассказ на оценку читаемый Мартином сестре Гертруде. В романе ведь не приводятся сами рассказы Мартина Идена, а в спектакле остроумно вставили сюжет рассказа Джека Лондона.
Ценителям образов, созданных Ириной Печерниковой и Ольги Остроумовой в ставшем давно классикой худ.фильме "Доживем до понедельника", будет интересно увидеть в этой постановке по Дж. Лондону. Как и работы Леонида Филатова, Николая Гриценко и других известных и не очень, но хороших работников искусства. Когда кино ещё было искусством...
До сих пор роман "Мартин Иден" вызывает споры, конечно, среди тех, кто его читал(и перечитывал - я перечитывала не раз, со студенчества, а в последний раз - недавно). Вообще, реалистичен ли сюжет? Считается, что роман несет печать автобиографичности, это так. И все же, возможно ли начать 20-ти лет почти с нуля учиться, пропустив столько самых важных для образования и воспитания лет, и за несколько лет полностью изменить речь, манеры, стиль поведения и прочее, стать Другим? Даже при нечеловеческой напряжении сил, железном здоровье, разработанной программе и следовании ей неотступно? Вопросы без однозначных ответов. Но, во всяком случае, этот роман много поспособствовал самовоспитанию читателей и перечитыватлей, особенно последних.
Напоминает "Мартин Иден" - и образ Рахметова, и Овода, и героев "двух капитанов", вообще, образы сильных волевых людей, в том числе из произведений Джека Лондона.
Время было - культа сильных людей. Сделавших себя самим.
"Роман воспитания" - был в истории литературы такой стиль.
Эту постановку рекомендую смотреть - прочтя сам роман. Тот случай, когда литературный первоисточник даёт куда больше даже лучшей экранизации/театральной постановки, хотя к чести постановщиков, они почти дословно текстуально следуют роману, практически без купюр и изменений текста диалогов. И все же, есть еще "от автора" немало глубоких и сильных страниц, и есть некая сила, заключенная в самом авторском тексте, непередаваемая даже самыми лучшими постановками. Энергетика, харизма.
«Мартин Иден» — советский телевизионный спектакль, поставленный Сергеем Евлахишвили по одноимённому роману Джека Лондона. Впервые демонстрировался ЦТ СССР 22, 23 и 24 сентября 1976 года.
Жанр экранизация, драма, мелодрама
Режиссёр Сергей Евлахишвили
В главных
ролях Юрий Богатырёв
Ирина Печерникова
Леонид Филатов
Оператор Борис Лазарев
Композитор Алексей Мажуков
Оригинальный телеканал 1-я программа Центрального телевидения
Студия Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ
Длительность 196 мин
Страна
СССР
Язык русский
Первый показ 22—24 сентября 1976
Количество эпизодов 3
В спектакле содержится экранизация одного из рассказов Идена.
В ролях
Юрий Богатырёв — Мартин Иден / Джон Месснер
Ирина Печерникова — Руфь Морз / Тереза
Леонид Филатов — Бриссенден
Ольга Остроумова — Лиззи Конноли
...
Нина Бродская — вокал (озвучила ресторанную певицу)
Создатели спектакля
Режиссёр — Сергей Евлахишвили
Оператор — Борис Лазарев
Композитор — Алексей Мажуков
Художник — Ольга Лёвина
Производство — Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ
Есть новая киноэкранизация, итало-французская, - "Мартина Идена", 2019г, участвовавшая на соискание приза Каннского кинофестиваля, я его не смотрела, есть данные в вики статье Мартин Иден. Но, наверное, сейчас для бесплатного просмотра доступен только трейлер, а кроме того, я разочаровалась в западном кино в плане экранизаций классики. Почему - отдельный вопрос, обсуждение которого уже не вместится в рамки этой статьи, а на сем его и завершу.
30 сентября 2021г.
30.09.2021 20:39
http://stihi.ru/2021/09/30/8583
Кинолента дней. Время желаний. Мартин Иден
http://stihi.ru/2018/04/20/2842
Айрис Мёрдок. Черный принц. Рецензия
http://stihi.ru/2020/12/05/2266
О х/ф "Доживем до понедельника". Диалог в актовом зале.
Другие мои рецензии см. в папке
Свидетельство о публикации №121093008583