Смысловое чтение и критическое мышление

- Веришь ли ты в Бога, сын мой?
- "Невозможно верить в то, что есть, Отче.
  Я, Бога почитаю*". Отвечая, думал о Вселенной.

...ПОЧИТАЮ*,- тоже, что ЧТИТЬ. Относиться
   к кому-чему-нибудь с глубоким уважением
   и любовью.

ИСТОЧНИК:  http://stihi.ru/2021/09/28/5197


РЕЦЕНЗИЯ на "Веришь ли ты в Бога, сын мой?" (Игорь Хлебников)
 
В Бога - верю. Но мне одной веры мало. И я почитаю (в смысле
читаю)! Почитываю. Читаю.
"Говорит Природа-мать:
 научитесь вы читать!"
(Это не я придумала, а Сергей Христовский, Стихи.ру)
Ирина Петал  29.09.2021, 16:32

+ добавить ЗАМЕЧАНИЯ.
В этой формуле, Сергея Христовского, только 33% истины,
так как учтён только один аспект,- "ЧТЕНИЕ".

В системе Яндекс, на сайте,-
http://nitforyou.com/semanti reading/
опубликована большая научная статья:
"Смысловое чтение и стратегии его реализации".

1.СМЫСЛ (аспект "смысл" у С.Христовского отсутствует),-
  то есть С МЫСЛЬЮ: упрощённо, означает какая мысль
  заложена внутри слова, текста, жеста, картины, и так
  далее.
  Любая мысль, означает определённые действия, ведущие
  к конечной цели, состоянию, ОБРАЗУ.

2.ЧТЕНИЕ. Когда ребёнок владеет 1.СМЫСЛОВЫМ 2.ЧТЕНИЕМ
 (аспект "чтение" есть в формуле С.Христовскго), то
  у ребёнка развивается УСТНАЯ РЕЧЬ.

3.РЕЧЬ. Речь 3.ПИСЬМЕННАЯ ("письмо",- как аспект
  отсутствует в формуле С.Христовского),- важная ступень
  развития.

На основании вышеизложенного, я составил формулу:
  "Говорит Природа-Вселенная:
   научитесь мыслить, читать и писать:
   ибо кто познал мысли в тексте,-
   смысл его сможет познавать."

К стратегиям СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ, относятся технологии,
направленные на развитие КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,
которое означает процесс соотнесения  ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ,
с имеющимися у человека ЗНАНИЯМИ: выработка решений о том,
что можно принять, что необходимо дополнить, а что -
отвергнуть.
При этом, возникает ситуация, когда приходится корректировать
собственные убеждения, или даже отказаться от них, если они
противоречат НОВЫМ ЗНАНИЯМ.

Смысловое чтение, отличается от любого другого чтения тем,
что при смысовом виде чтения происходят процессы постижения
постижения читателем ценностно-смыслового момента, то есть:

1.Осуществляется процесс интерпретации и наделение смыслом
текста;
2.Каждый читатель "возьмёт" из текста, ровно столько, сколько
способен он "взять" на данный момент, в зависимости от его
потребностей и СПОСОБНОСТЕЙ. Оттого и существует разница в
восприятии текста читателями.
3. Смысловое чтение, позволяет освоить как НАУЧНЫЕ, так и
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ тексты.
4. При внимательном вчитывании и проникновении в смысл,
с помощью анализа тексьа, когда человек действительно вдумчиво
читает, то у него ОБЯЗАТЕЛЬНО работает воображение, он может
активно взаимодействовать со своими ВНУТРЕННИМИ ОБРАЗАМИ.
5. Человек сам, устанавливает соотношение между собой, текстом
и окружающим миром.

+ добавить замечания.
Спасибо, Игорь Константинович, с Вами трудно не согласиться.
Отличное исследование, основательны подход.
Ирина Петал 30.092021, 09:31

 


Рецензии