Андрей Шабанов. За полмира в ответе...

АНДРЕЙ ШАБАНОВ: «ЗА ПОЛМИРА В ОТВЕТЕ…»
(16 декабря 1955 – 28 сентября 2012)

Сегодня девять лет, как ушёл из жизни хоть и совершенно незаметно для подавляющей части читающей публики России, но тем не менее очень самобытный, неожиданный, во многом в своих исканиях опередивший время воркутинский поэт Андрей Шабанов.
Мы с ним встретились впервые на семинаре молодых поэтов и прозаиков в Сыктывкаре – совсем зелёными, ершистыми, полными честолюбивых ожиданий. Вообще-то я была приглашена на семинар годом раньше, но внезапно выскочила замуж за офицера, уехала с ним в Прибалтику, и меня из приглашённых убрали. Через год же, когда я вернулась из неудачного замужества, меня вновь утвердили участником семинара, который вёл поэт из Москвы Валентин Устинов, а помогала ему в проведении мастер-классов наша сыктывкарская поэтесса Надежда Мирошниченко (теперь – народный поэт Республики Коми).
И я очень рада, что попала именно на этот семинар, где встретилась со многими ровесниками, ставшими впоследствии серьёзными писателями – Андреем Поповым, Андреем Расторгуевым, Дмитрием Фроловым, Андреем Каневым, Мариной Плехановой, Владимиром Пономарёвым, Андреем Шабановым… Поистине звёздный состав!
Мы познакомились с Шабановым в гостинице «Югор», в огромном номере класса люкс, где проходили все наши общие тёплые посиделки, споры, разговоры, чтения, узнавания… До этого я его не знала – он жил не в самой Воркуте, а в посёлке Воргашор, и наши пути не пересекались. Надо сказать, что Андрей находился тогда не в лучшем душевном состоянии: он переживал личную драму – как он сам рассказывал, ему изменила жена, – и поэтому много пил, много ругал нехорошими словами женщин и вообще много сердился, грустил и выпускал коготки. Помню несколько заведённых им «диспутов» на вольную тему «Все женщины – изменщицы!», которую живо подхватывали остальные участники вечерне-ночных посиделок в люксе. Помню, как Андрей Попов и я защищали честь женщин, с жаром доказывая, что есть на свете чистые, порядочные и верные представительницы слабого пола. Сейчас вспоминаю всё это с улыбкой, а тогда мы горячились всерьёз.
Впоследствии Шабанов с женой помирился, и они прожили ещё большую жизнь до самой его смерти – он любил и воспевал в стихах свою Ирину, а она заботилась о нём и стойко терпела то, что он поэт. Низкий поклон ей за это – такое не каждая выдержит!
Андрей был человеком закрытым, ядовитым на язык, желчным, с острым, иногда беспощадным умом. Но при этом – довольно-таки слабохарактерным, совершеннейшим младенцем в быту с оголённой, открытой всем болям и несправедливостям мира душой. Именно слабая воля, мне кажется, помешала ему добиться тех высот и положения в обществе, которых он, несомненно, заслуживал. Хотя если векторно попытаться понять его жизнь, то можно увидеть, что всё развитие его шло прежде всего вглубь самого себя – а именно так, собственно, и положено тратить силы и энергию большому, подлинному, серьёзному поэту.
Когда я возглавила литературное объединение Воркуты, Андрей поначалу бывал на заседаниях часто, но к концу 90-х как-то от нас отдалился. Вот тогда-то, поздравляя своих «литовцев» с наступающим 2000-м годом, я посвятила им всем шутливые четверостишия, чтобы как-то поднять их боевой дух, порадовать, объединить. Но не учла обидчивую и сверхранимую натуру Андрея. До меня долетали какие-то слухи на предмет того, что Шабанов пишет «книгу жизни» – так он кому-то сказал из собратьев по перу, – и я написала:

Жизнь чужая – тёмный лес.
Был Шабанов – и исчез.
Пишет энный год подряд
Книгу жизни, говорят.

Спустя двенадцать лет, когда усилиями Ольги Хмары, подарившей стихам многих воркутинских авторов путёвку в жизнь благодаря изданным её стараниями книгам, Андрей написал мне ответ вместо посвящения в своей новенькой (первой и единственной!) книжке «Обитаемый остров»: «Лере Салтановой. «Пишет много лет подряд Книгу жизни, говорят…»? Это вовсе не то, что ожидалось, но жизнь ещё не кончена моя. Подождём? Творческих успехов! 4.XI.2010. А. Шабанов».
К сожалению, много сказать ему уже не удалось – ресурсы организма были практически исчерпаны…
А тогда, в середине 90-х, Андрей был на пике успеха. До этого он успел поработать шахтёром, фотографом, грузчиком, осветителем, художником народного театра. Однако в 1991 году занял очень хорошую должность на воркутинском радио – сначала редактора, а затем и директора Воркутинского Гостелерадио (в том числе работал собкором КРТК по Воркуте и ведущим программ «Коми гор»). Мы приходили в те времена на воркутинское телевидение как к себе домой, свободно проходили в большой уютный кабинет, решали множество творческих вопросов. Тогда Шабанов «пробил» большую передачу к Новому году с записью воркутинских авторов – мы все пришли нарядными, с каждым из нас записали отдельный клип. Андрей сиял от гордости – это был для него период большого взлёта и надежд.
Здесь мне хочется вспомнить один эпизод, который как нельзя более полно характеризует Андрея и как человека, и как творческую личность. Дело в том, что была у нас в Воркуте такая графоманистая пенсионерка Нина Ивановна Кругленкова. Женщина прежде работала снабженцем в строительной организации и очень неплохо разбиралась в вопросах купли-продажи, а также продюсирования и продвижения любой продукции, в том числе и собственных стихов. Надо сказать, что стихи она писала из рук вон плохо, понятия никакого не имела об орфографии и стихосложении, однако зверски хотела прославиться. Пыталась она проникнуть и к нам в литобъединение, задабривала меня подарками к праздникам, но я как руководитель не приняла её в наш круг. Оскорблённая Кругленкова отправилась в администрацию города и на голубом глазу попросила денег для издания коллективного сборника поэтов Воркуты. Денег ей дали (говорят, под её натиском не выдерживал ни один потенциальный спонсор!), и на всю сумму она немедленно издала собственную книжку стихов. В общем, конфликт интересов налицо, и мы все, разумеется, о ней даже слышать не могли. Более того: Кругленкова развернула настоящий бизнес по продаже своего сборничка, заняв местечко в торговом центре на Тимане. Там, сидя в уголке на стульчике, она зазывала покупателей: «Подходи, бери, не стесняйся! Стихи о Воркуте! Автор поставит вам автограф собственноручно!» Это срабатывало, книгу потихоньку раскупали. На вырученные деньги предприимчивая бабуля издала второй сборник своих стихов, качеством ещё ужаснее первого, и вновь занялась его распространением. Причём окучивала она не только простых и ни в чём не повинных граждан, но и, конечно, верхушку администрации города. А чтобы достичь стопроцентного результата, она придумала такой маркетинговый ход: всем городским руководителям посвящала стихи. После этого им было очень непросто открутиться и не принять в дар графоманский сборник, что впоследствии вроде как обязывало их помогать дарительнице. Есть у неё и поэма о депутате горсовета Андрее Ситникове, и стихи о солитёре, выпавшем из «попки братишки», и откровения про 22 аборта… Ну чем не народный поэт! Причём все её стихи были ужасающе примитивны, вторичны и безграмотны, но её это ничуть не смущало. Например, такой шедевр (с сохранением авторской пунктуации и орфографии):

– Зови Павлуша повитуху
Живот раздуло, мне невмочь,
Он приложился к её брюху.
– На волю рвётся наш сынок…

Или – вот такой (про депутата):

Талант непревзойденный
Организатора,
Назначили Андрея
Начальником ДУ-2
...
Все выше и все выше,
Берут в УЦРЖ.
Андрей стал Зам.директора
На высшем вираже.

Ну, в общем, адекватным людям уровень понятен. И вот в разгар всего этого скандала Кругленкова предприняла попытку взять штурмом воркутинское телевидение. Решив, что Шабанов ей поможет осуществить этот амбициозный план, она бросила задаривать меня и переключилась на Андрея. На вахте в воркутинском отделении ГТРК «Коми гор» начали появляться дорогие коробки конфет, коньяк, а затем и подписанная лично Шабанову книга примерно вот с таким помпезным текстом: «Достопочтимый Андрей Шабанов! Вручаю эту поэтическую книгу от поэта поэту и верю в нашу бесконечную творческую дружбу». Затем, надушенная и подкрашенная, Нина Ивановна заявилась на телерадио лично. Она прошла в крыло, где располагалось телевидение, там молодые редакторы сразу смекнули, что к чему, и в ответ на её заявление, что она пришла снять о себе передачу, отправили её прямиком к Шабанову. Кругленкова предстала пред очи Андрея и, прихорашиваясь, спросила: «Как мне лучше сесть?» – «Садитесь как угодно, – невозмутимо ответил тот, – это радио. Вас видно не будет». Далее Андрей Шабанов снял совершенно гениальную передачу о графомании, в которой сама Нина Кругленкова подставлялась по полной, отвечая на его с виду невинные вопросы о приливах вдохновения и авторском творческом пути. Помню, ушлая бабуля так описывала своё «становление как поэта» (а говорила она басом и сильно окая): «Ну, эт самое… Значит, мой начальник, когда я из снабженцев вышла на пенсию, мне и сказал. Ты, говорит, Нина, стишки хорошо пишешь, вот и займись теперь этим, чтоб на пенсии не скучать. Ну, я, значит, и стала писать…» Поскольку запись велась не в прямом эфире, то Шабанов уже после дополнил каждое высказывание назойливой визави своими комментариями такого свойства: что такое графомания, история графомании в России, как эта болезнь развивается у людей и что вообще с этим делать. Когда Кругленкова услышала передачу, она была так взбешена, что жаловалась на Шабанова во все инстанции, прибегая к следующим аргументам: «Я не знала, что Шабанов подло заманит меня сниматься в передаче про графоманов! Я пришла к нему сняться в передаче про поэтов. Если бы я знала, что это передача про графоманов, никогда бы не согласилась!» Вдоволь повеселившиеся руководители города жалобам ходу не дали.
Вот когда мы оторвались по полной – хохотали всем литобъединением до колик… А Кругленкова принесла на вахту телевидения ещё одну свою книгу с новой надписью: «Подлому Шабанову! Сколько буду жить, столько буду проклинать твоё мерзкое имя!» Шабанов сначала отсмеялся, а потом аккуратненько вырезал это посвящение и подклеил его рядом с первым, где он ещё «достопочтимый»…
Так сложилось, что мы с Андреем никогда не дружили. Он меня не жаловал, относился ко мне насторожённо, недоверчиво и, несмотря на моё доброе расположение и всяческую литературную поддержку, душу открывать не спешил. Мне кажется, он плохо меня понимал и, скорее всего, судил обо мне очень поверхностно. Я никогда ни с кем не делилась своими проблемами, и поэтому откуда же ему было знать о моих болезнях, вечном безденежье и сложностях в личной жизни. Была, возможно, и творческая зависть к моим успехам, и неосознанный страх перед яркой молодой женщиной, что выливалось в совершенно необъяснимую злобу по отношению ко мне. Хотя я всегда уважала его как поэта. А однажды мы поссорились всерьёз. Я, как всегда, зашла к нему в его директорский кабинет, а он стал что-то гневно выговаривать мне по поводу моего нового стихотворения «Выплываю из тумана, плащ на мне мешком…» Сказал, чтоб я не врала в стихах, что я благополучная и лживая, что сама хожу в дорогих шмотках, а в стихах пл;чусь, как мне плохо. Дорогих шмоток у меня отродясь не водилось, но оправдываться совсем не хотелось. Обычно очень сдержанная, тут я вспылила: «Знаешь, Андрей, если хочешь послать меня – сделай это, так будет честнее». Он не нашёлся что ответить, а я стремительно вышла из кабинета. Больше мы практически не общались.
После увольнения с телерадио жизнь Андрея покатилась к своему неминуемому закату. Он не выдержал страшным мороком навалившихся 90-х, выпал из времени, надломился. В последние годы его очень поддерживала Ольга Хмара, но в сентябре 2012 года уже тяжело больной Андрей ушёл из жизни. На удивление, когда его не стало, я вдруг поняла, что абсолютно не сержусь на этого большого ребёнка. Всем свойственно ошибаться. Я же просто очень люблю его поэзию, и это счастье, что он у нас такой был!
Думаю, серьёзное исследование его стихов у меня ещё впереди, потому что мне действительно хочется, чтобы этот неординарный поэт с отношением к слову как высшей нравственной категории, как главному источнику духовности пришёл к своему читателю и был востребован и любим. Он этого заслуживает, он этому посвятил весь свой не слишком долгий век, без остатка. И пусть его книга жизни найдёт отклик в сердцах любителей поэзии.
А пока – немного его стихов.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ВСЕГДА

Как мало гении живут!
К тому же, гениальных мало:
утопит некую княжну,
потом копается в анналах.

Все разбрелись:
те в храм, те в скит,
а те нашли иное место…

Что гениальнее тоски?
Дальнейшее не интересно.

ПОЭТУ

После него в поэзии – пустырь.
Гробница.
Святогорский монастырь.
Уж столько лет в музее, под стеклом,
лежит поэта вещее стило!

В Михайловском – июнь или февраль –
Всё длится николаевская ссылка.
А девки всё поют, надев косынки:
Идиллия, малина, пастораль.

В Голландии – тюльпаны, здесь – зима,
крестьянин всю неделю «торжествует»:
дантесов нет, неведом Гефсиман,
в саду – содом, а дом сгорел.
Вчистую.

В Тригорском – одинокая гора:
Стоит себе, в три века не объехать!
Вершина всенародного успеха?
Вельможи блещут.
Наша жизнь – игра.

ГИПЕРБОРЕЯ

Здесь двери отворяются вовнутрь –
иначе и порог не переступишь:
сугроб в упор.
              Ты с ним начни войну
до правды, до оков, до перестука
сердец иных: у них единый бой,
здесь души отворяются наружу.
Своё предназначенье не нарушив,
останешься навек самим собой
в той стороне, где вечера от утр
недалеко по тундре разлетелись.
Что на душе – то и на самом деле,
коль двери отворяются вовнутрь.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

Поэтам звонить можно в самое разное время.
Они ведь, как совы,
                все ночи глядят напролёт
на то, что достигли, на то, как убытки весомы,
и носят ли шубы деревья… Не мёрзнут ли?
                Лёд
бывает в трёх видах:
                в душе, на реке, в морозилке.
А если казак ты – тогда не «галоп», а «намёт».
Про нашего мальчика в старом журнале «Мурзилка»
уже никогда и никто ничего не поймёт.

Звоните поэтам!
                Ответят. Возможно, не сразу.
Возможно, оттают с покупкой на странный вопрос
о Волге, о том, с кем дружил, с кем разбойничал Разин,
зачем среди речки поставил замшелый утёс.

Звоните поэтам –
                они же как малые дети,
как лёд, как огонь и как совы –
                полночи не спят.
Затем, что они на посту:
                за полмира в ответе!
Затем, что вчерашнее –
                завтра же будет опять.

ДОЧЕРИ

К поводырям доверие всё реже,
но прежде, чем оно отыдет прочь –
пускай меня вопросами зарежет
моя Варфоломеевская дочь!

Пускай душа нескладного подростка,
по всем пророкам разом отрыдав,
не спит в ночи – и знаками вопроса
настырно метит Разума врата!

Среди идей нелепых и великих –
где прясла, где плетень и где стена –
пускай моя скрипучая калитка
не будет в темноте обойдена.

Пускай тот путь, что тернием отмечен,
не станет письменами на снегу…
Оттачивай вопросы! Я отвечу –
всё, что смогу.
                За всё, что не смогу.

ПАМЯТНИК

Меня не надо хоронить!
И отговаривать не надо
от погребального обряда
ветхозаветной старины:

Когда разлюбите меня
и мне закроете зеницы,
хочу в огне соединиться
с отождествлением огня –

и век, помноженный на труд
души, обязанной трудиться,
во исполнение традиций
растает пеплом на ветру.

Меня не надо укорять
ни райским пением, ни пеклом –
довольно мне огня и пепла.
А рукописи – не горят!


Рецензии
Валера, очень тронула эта история, судьба... Эх!.. В стихах виден интеллектуальный и совестливый человек, мучительно ищущий... -- что? -- да всё то, что ищут настоящие поэты, -- непознаваемое, смыслы, себя... И, конечно, именно такие человеки хуже всех справляются с подлыми временами. Жаль, что так мало прожил. Пусть продолжает жить в своих стихах, они действительно хорошие (но не для "потребителей "поэзии"").
Спасибо тебе за память! Делаешь очень благородное дело -- возвращаешь к жизни творения человека, отношения с которым складывались непросто, даже болезненно для тебя, но, служа Поэзии и отдавая дань его дару, ты становишься выше личных счётов. И это вызывает уважение. И поддерживает веру в людей :))
Обнимаю тебя.

Илина Гумер   29.09.2021 00:59     Заявить о нарушении
Да, Илин, именно интеллектуальный и совестливый... Но слабый и, увы, ревнивый ко всему, что у других. Вместо того чтобы что-то делать, прятался в небытие и там страдал...
А насчёт потребителей... Ну что поделаешь, у нас теперь новое общество по-американски, общество потребителей. Теперь такая литература пошла и искусство, что их только потреблять и можно. И употреблять. Народ приучают потихоньку...
Я долго думала, и всё же решила написать об Андрее и быть выше личных обид, которые уже теперь, после его смерти, ничего не стоят. А стихи - они остались, и они подлинные...

Валерия Салтанова   15.10.2021 02:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.