Федоровские тропы

.





ТРИОЛЕТНО-ОКТАВНЫЙ СОНЕТ — вариация сонетного канона:  первые восемь стихов текста составляют триолет, завершающие восемь стихов — октаву (седьмая и восьмая строки, таким образом, входят и в триолет, и в октаву), а 14-строчное целое является сонетом английского (шекспировского) типа (три катрена и заключительное двустишие).
Стихотворение Фёдора Сологуба, датированное 19 июля 1920 года.



Содержание:

- Рыбачьи псы
- Бог есть
- Рождество
- Мокрый Спас
- Дрожалки
- Дыши
- Китай
- Чудо
- что стережет во мне мои мечты
- Первый след
- Расстаться
- Жизнь
- Бесцельно, безнадежно
- От дачи утопающей в снегу
- Так пишет снег
- Сквозь нас лишь темнота, а после речь.






***
рыбачьи псы, пропахшие костром
и тиной, были медленны и тихи
и лаяли на волн морских шутихи
рыбачьи псы, пропахшие костром.

и чуяли, как будто бы, нутром,
нависшее над этим миром лихо

рыбачьи псы, пропахшие костром
и тиной были медленны и тихи

еще звенел в ушах весенний гром,
терялись сны в дневной неразберихе,
и старый грек пил не спеша свой ром,
разглядывая девку повариху,

а та, клонилась над большим столом,
разделывая тушки рыб ножом.


***
Бог есть Любовь и Слово, и свеча...
К чему рассветов каменная память,
Когда и лёд, и жизнь спешат растаять, –
Бог есть Любовь и Слово, и свеча.

Когда рябины гроздья не кричат,
а молча превращаются в закаты, –

Бог есть Любовь и Слово, и свеча.
К чему рассветов каменная память?..

Растрескалась сургучная печать,
В камине угасает тихо пламя,
Привычная, спокойная печаль
за тенью –  по стене, по стеклам, раме,

до встречи с каплей звёздного луча...
... а после дождь на век, на день, на час.


***
рождественские ясли вмерзли в лед
присыпал снег фигурки из картона
не утро – детство.. в небесах бездонных
рождественские ясли вмерзли в лед

какую сказку рассказать черед?
привиделось в поземке заоконной –

рождественские ясли вмерзли в лед,
присыпал снег фигурки из картона.

мать сын отец вертеп волхвы народ
но больше всех и выше всех ворона
дары проверив место вновь займет
на поручне ближайшего балкона

и будет ждать по-птичьи новый год,
хлопки петард, снежинок хоровод.


***
Куда плывут? В себе чей слышат Глас,
похожие на рыб, ночные тени?
Опавших листьев души в жёлтом тленье
куда плывут? В себе чей слышат Глас?

Опёрся на забор столетний вяз
и миллиарды призрачных селений

куда плывут, в себе чей слышат Глас,
похожие на рыб ночные тени…

Не сосчитать за всем следящих глаз.
Засох, цвести уставший, куст сирени
и звёзд личинки прогрызают лаз
к низовьям, обозначенных, вселенной

где в самый поздний, самый ранний час
на берег, молча, сходит мокрый Спас.



***

не куклы ли дрожалки на пружинках
кивают ветру, соглашаясь с ним
что все пройдет и с лиц стирают грим
не куклы ли дрожалки на пружинках

пусть был когда-то славен третий рим
но вот и он стоптал свои ботинки

не куклы ли дрожалки на пружинках
кивают ветру, соглашаясь с ним

все стало бесполезным и чужим
из детской книги тусклые картинки
фарфоровый разбитый херувим
виниловые старые пластинки

в опавших листьях еле различим
нимб тот, что стал уже давно ничьим


***
На улице осенней ни души
Лишь черной кошки тень метнулась к двери
Хотелось бы, но невозможно верить
На улице осенней ни души

Один. Во тьме. Здесь некуда спешить
Переболеть дождем пока потерян.

На улице осенней ни души
Лишь черной кошки тень метнулась к двери.

Достать бумаги лист, карандаши,
Поймать предзимний холод, ветер серый
Заштриховать дождем горбы машин
Все превратив в один пустынный берег,

Пересчитать карманные гроши,
И самому себе сказать: дыши..


***
на ужин рис осенних мелких звёзд
таков китай загадочный и нищий
внутри моих тревог легко отыщешь
на ужин рис осенних мелких звёзд

не память свяжет с местом, - запах гнёзд,
помёта, прелых листьев, с пепелища,
на ужин рис осенних мелких звёзд
таков китай загадочный и нищий

качается во сне пчёл мёртвых гроздь
притопленная лодка с битым днищем
проклёвывает жёлтым клювом дрозд
ночную скорлупу и тихо свищет

в рассвет, предупреждая о седьмом
бесцветном дне, заколотившем дом.


***
Расколотая вдоль кривых теней
дорога в никуда из неоткуда
не жизнь тревожит, - зимняя простуда
расколотая вдоль кривых теней.

Сомнения в копилке тусклых дней
не их ли нёс с казной царей Иуда.

Расколотая вдоль кривых теней
дорога в никуда из неоткуда

все тянется, чем дальше, тем верней
торговцы слева глиняной посудой
смеются над провидцами огней
и искренно поверившими в чудо

хлеб вифсаидский, канское вино
и темное московское окно


***
что стережет во мне мои мечты?
оборванные детские качели
и рецедивы мартовской метели..
что стережет во мне мои мечты?

листы тетради холодно чисты.
число двеннадцать - полунОчной мели.
что стережет во мне мои мечты,
оборванные детские качели..

на что смотреть? на черные кусты
шиповника, на снег обманно белый?..
как будто бы ты на краю и ты
себе же дышишь в спину оробело

в противовес душе все тяжелей,
все каменней, все неподвижней, злей


***
за первый снег цепляется строка
стежки следов по краю утра косы
когда внутри тебя одни вопросы
за первый снег цепляется строка

не тучи, но уже не облака
резинки дней почти что стёрли осень
за первый снег цепляется строка
стежки следов по краю утра косы

тьма этих дней незримо-глубока
кусты рябины - бесы-альбиносы
пока никак не снять с их языка
слов ледяных язвительную россыпь

пока никак нельзя закрыть глаза
закроешь их, - замком блеснет слеза


***
Горячим лбом, – в холодное стекло.
Пересекает поезд зимний город,
Ты думаешь "Расстаться" – это повод
Горячим лбом, – в холодное стекло.

Ты думаешь "Свобода" – это зло
Почувствовать в себе звериный голод,
Горячим лбом, – в холодное стекло.
Пересекает поезд зимний город,

Как будто время верить истекло,
Любая вещь в себе скрывает шорох
Осенних листьев, что же обожгло,
Сожгло внутри тревожных мыслей ворох

И бросило под чёрный стук колёс
снежинок рой, сорвавшийся с берёз


***
Ты режешь лук, ты спишь опять одна,
А слово "жизнь" ещё должно оттаять.
Скажи, зачем нужна такая память?..
Ты режешь лук, ты спишь опять одна.

Слепая зона слева от окна,
Там вечны мох, бесплодие и наледь.
Ты режешь лук, ты спишь опять одна,
А слово "жизнь" ещё должно оттаять.

Откуда это ощущенье дна?
Пустая банка соли, тьма густая..
Рассветная полоска не видна
По декабрям, когда ж перелистаешь

дни рождества, позёмки, суету
и переступишь чёрную черту?..


***
Бесцельно, безнадежно, напрямик..
Бродяге, – страны; нищему, - дороги.
Обращены молитвы разве к Богу?
Бесцельно, безнадежно, напрямик..

Небрежно брошен к двери половик.
А кто-то ждет, старея понемногу

Бесцельно, безнадежно, напрямик
Бродяге, – страны, нищему, – дороги.

И вот уж снег летит за воротник
Хрипящего от возраста порога.
Январь, – тропинка, а декабрь, –  тупик
Да на заборе два козлиных рога

Один к стеклу холодному приник
И это занесется в черновик.


***
От дачи, утопающей в снегу
до середины самой белой ночи
осыпалось так много многоточий
От дачи, утопающей в снегу

У самых стен я не уберегу
Малины куст болезненный и тощий

От дачи, утопающей в снегу
до середины самой белой ночи

Боль греется в заснеженном стогу
Где всякий сон, чего-то да пророчит.
Перечеркни костер прыжком в кругу
Очерченном колючей вязью строчек

тогда увидишь шлейф тумана, дым,
уходят вдаль за стариком седым


***
Так пишет снег: сначала по земле,
Потом по коже рук, дорогам, векам,
Перечеркнув себя и человека,
Так пишет снег: сначала по земле.

И белый цвет еще живет во мгле,
Сковав плеск волн, смакующие реки.
Так пишет снег: сначала по земле,
Потом по коже рук, дорогам, векам.

Приносит ветер запах о золе
Костров, чья память кочевых набегов
Принюхавшись пес грезит о тепле
И видит, как из тьмы идут калеки

К нему, и сквозь, по-ангельски легко,
Подняв его над миром, высоко


***
Сквозь нас лишь темнота, а после речь.
Касание чем дольше, - тяжелее.
А воздух между стен, все пахнет клеем..
Сквозь нас лишь темнота, а после речь.

И было б можно этим пренебречь,
Но боль гудит в предсердье не жалея

Сквозь нас лишь темнота, а после речь.
Касание чем дольше, - тяжелее.

Удастся ли задув свечу, зажечь
Её иным огнем не сожалея
Что запах самых юных женских плеч
Напоминает запахи елея

И черный храм готов в себя облечь
Вдох, выдох, дым и место наших встреч


Рецензии