Джорджоне... Великие имена

­­­­­Спящая Венера.

Ослепительно
нога,
но страстных
чувств
не вызывает.
Лишь киску
нежную свою,
она рукою
прикрыаает.
На заднем
плане небеса
и облака как
мир седые.
Все навевает
сладкий сон
и грезы
нежно голубые!


Высокое Возрождение — период в истории итальянского Возрождения, традиционно датирующийся с 1490-х годов, времени появления фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и смерти Лоренцо де Медичи во Флоренции, до разграбления Рима (итал. Sacco di Roma) в 1527 году войсками императора Карла V. Название впервые появляется в немецком языке (Hochrenaissance) в начале XIX века от понятия «высокий стиль» в живописи и скульптуре, введённого искусствоведом Иоганном Иоахимом Винкельманом. В настоящее время название «Высокое Возрождение» зачастую воспринимается историками искусства, скептически из-за неизбежного упрощения понимания развития искусства, основанного лишь на хронологических критериях, а также игнорирования историко-культурного контекста и концентрации лишь на некоторых избранных произведениях. В этом отношении более конкретным является определение «римский классицизм XVI века».

Под Высоким Возрождением обычно подразумевается сравнительно короткий 30-летний период исключительного подъёма художественного творчества в итальянских городах, особенно в Риме — столице Папской области, во времена правления папы Юлия II. Датировки начала и конца Высокого Возрождения разнятся, и в целом под ним понимают время творчества наиболее известных представителей — в первую очередь Леонардо да Винчи, раннего Микеланджело и Рафаэля Санти. Изобразительное искусство Высокого Возрождения выделяется из общей культуры Ренессанса возобновлением акцента на классическую традицию, расширением института меценатства и постепенным появлением изобразительных приёмов, позже названных стилем маньеризма. Согласно модели истории искусства, предложенной флорентийцем Джорджо Вазари, Высокое Возрождение считалось взрывом творческого гения, когда даже менее значительные художники, вроде Фра Бартоломео или Мариотто Альбертинелли, создавали произведения искусства, до сих пор высоко ценимые за гармонию композиции и безупречную технику исполнения.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал.Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1477/1478—1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. В 1493 перебрался в Венецию и стал учеником Джованни Беллини. В 1497 появилась его первая самостоятельная работа — «Христос, Несущий Крест». Согласно Вазари, в апреле 1500 встречался с Леонардо да Винчи. В 1504 исполнил в родном городе Кастельфранко заказанный ему алтарный образ «Мадонна Кастельфранко», предназначенный для семейной часовни Святого Георгия в местном соборе, чтобы увековечить память Маттео Костанцо. По распоряжению Сената республики в 1507—1508 привлекался к фресковым росписям Немецкого подворья (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры), работы были завершены, как об этом свидетельствует официальный документ, 14 декабря 1508. Умер в октябре-ноябре 1510 года от чумы.

Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников. Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов. Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века. Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан. Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы.

Уже в ранних произведениях, выполненных до 1505 («Поклонение пастухов», Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Мадонна со св. Франциском и Либералием», собор в Кастельфранко; «Юдифь»), проявляется главная особенность искусства Джорджоне — поэтическое представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие которых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости
Уже в ранних работах видно, что Джорджоне большое внимание уделял пейзажу, который не просто являлся фоном для фигур на переднем плане, а играл важную роль в передаче глубины пространства и создании впечатления от картины. В «Читающей Мадонне» пейзаж содержит легко узнаваемые здания Венеции.

Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произведениях Джорджоне 1506—1510-х гг. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Буря», Галерея Академии, Венеция; «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена). Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую эмоциональную окраску выполненных им портретов [портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем; женский портрет (так называемая «Лаура»), Художественно-исторический музей, Вена; портрет А. Броккардо, Музей изобразительных искусств, Будапешт], а также его интерес к самостоятельной выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра — пейзажа.

В поздних произведениях Джорджоне («Спящая Венера»,«Сельский концерт») полностью определилась главная тема творчества художника — гармоничное единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Джорджоне в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия.
Некоторые незаконченные произведения Джорджоне были дописаны после его смерти Тицианом.

Художественно наследие Джорджоне оказало большое влияние на многих итальянских художников (Тициан, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Порденоне и многие другие), что, в частности, породило проблемы атрибуции его картин.

Восторженные отзывы Беллини и Да Винчи об успехах Джорджоне поспособствовали росту его популярности и появлению постоянных заказчиков. С этого момента художник не только творил в свое удовольствие, но и получал солидное вознаграждение за свою работу.

Перед Джорджоне открываются блестящие перспективы, но судьба оказалась к нему беспощадной. В 1510 году в Венецию пришла эпидемия чумы, от которой погибли тысячи людей разного возраста и социального положения. Умер от страшной болезни и Джорджоне, на момент смерти ему было всего лишь 32 или 33 года. Художник не успел при жизни обзавестись семьей и не оставил после себя потомков.


             @


Рецензии
Очень интересно и п9ознавательно. Замечательный художник. Спасибо.

Елисей Липатов   29.09.2021 11:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Елисей, за отклик и поддержку публикации! С уважением,

Алексей Гончаров2   29.09.2021 11:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.