Родная школа политехническая 30 г. калинина, ныне
РОДНАЯ ШКОЛА
(Политехническая № 30
г. Калинина, ныне – Тверь)
п о э м а
Мы получили истинные знания.
Учителя, любя, гордились нами.
Мы в жизни обрели своё признание, –
Огонь сердец! – вот наше боевое знамя!..
Я родом из Твери и из 30-й школы!
Пою хвалу волшебным педагогам.
Процесс познания был радостным, весёлым,
При обучении строгом…
Нас выпустили в небо – голубков,
Чтоб мы достигли в жизни до Небес…
Прошло с тех пор полвека – срок таков.
Мне вспомнить нужно всё –
учебный наш процесс…
_______
1.1. Ведь не было охраны никакой! –
Дежурил в школе сторож по ночам.
Уборщицы хранили наш покой:
«Щас тряпкой нахлещу, вот, сволочам!..».
И были неуместными насмешки, смех…
С уборщицей – порядок, тишина!
И их боялись в школе больше всех –
Учителя, директор… Вся страна…
1.2. В семидесятом – вечер выпускной.
Был самым дружным наш десятый (Б) класс.
Мы с педагогами семьёй одной
Присели за столами в первый раз.
И это был прощальный «первый раз».
Мы вместе пили водку, кто – вино, –
Без фанатизма: мы – спортивный класс…
Шампанское закончилось давно…
Всю ночь со мною пил Владимир Палыч –
Учитель замечательный, физрук:
«Учителям ты преподал немало
Житейских, нам неведомых, наук.
Ты был здесь в школе главный заводила.
Уйдёшь, и здесь поселится тоска!..
Война с Китаем! Смелости хватило –
Идти на бой, – служить в погранвойска!..».
«Владимир Палыч, ты дал нам очень много! –
Как тренер, человек и педагог.
С таким запасом не страшна дорога.
Учитель каждый нам расти помог…».
Ушёл ансамбль, в три часа замолкнув.
Конец танцулькам, отдыха пора.
Спортсмен, отличник Александр Волков
Играл на фортепьяно до утра.
От нас скрывал он дар свой музыканта.
И поразил всех нас на выпускном.
И, наслаждаясь музыкой таланта,
Мы вспоминали с грустью о былом...
Хочу замолвить за красавиц наших слово, –
За умниц, за прекрасные глаза –
Денисова Галина, Лариса Глазунова
И Лена Николаева – краса!..
1.3. Нам мат был чужероден и отвратен! –
Был матерщинник вроде дурака.
И запах табака был неприятен.
Один курильщик в классе был … из сорока
Учеников, Природой одарённых,
Спортивных, умных, ищущих себя.
В Отечество воистину влюблённых,
Не верящих в «Свершенья Октября» …
1.4. На демонстрации ходили мы всей школой.
На них гоняли всех – под красный бант.
У Танечки, у секретарши комсомола,
Порхнул с моста, от ветра в речку, транспарант!..
На нём портрет генсека – Леонида Ильича! –
Он шлёпнулся на воду, (вверх лицом!),
поплыл по Тьмаке!..
«Ох, Танька, надают тебе по сраке!» –
Воскликнул Стаська Жуков, хохоча. –
«В тюрьму тебя посадят за генсека!».
Татьяна в слёзы – начала рыдать.
Я Суслова портрет метнул с разбега!
За мной весь класс портреты стал кидать (!) …
1.5. Почти весь класс был – отпрыски элиты.
А от рабочих – человечков пять.
«Вы что наделали, скоты, бандиты?!» –
Сиреной стала «классная» орать.
Я ей сказал: «Ай, Нин-Иванна, ветер!
Такой порыв, что груз не удержать!».
«Ах, ты – зачинщик! Будешь ты за всё в ответе!
Кто виноват, – всех будем мы сажать!» ...
1.6. Махнул рукой – с ней лаяться без толку!..
Я глянул вниз – запрыгало нутро:
Генсек, как флагман, заплывает в Волгу! –
Ну а за ним – его Политбюро…
За этот «финт» отмазал нас директор, –
Владимир Фёдорович, человек родной.
Он знал людей и истинный их вектор.
К тому ж – экзамены и выпускной!..
1.7. В девятом классе на сельхозработах
Сплотились мы в деревне за сентябрь!
Нам там жилось привольно и вольготно.
Трудились мы, как взрослые, до (7-го!) пота…
Наш физик, Иван Палыч, вёл корабль.
_______
2.1. В машинах, открытых везли нас в колхоз –
Картошку, морковь убирать.
Мы песни орали не про «паровоз»,
Не про большевистскую рать!
И песня взрывала обыденность дней,
Вносила иной колорит.
И что-то для нас становилось важней, –
Что раньше ломалось о быт…
Песня колхозников-чудаков
(слова народные)
«Вот получим диплом – махнём в деревню!
Соберём чуваков, распашем землю. *
Мы будем сеять рожь, овёс, ломая буги, –
И прославим колхоз по всей округе…
На селе джаза нет – одно страданье!
Мы его создадим всем созиданьем.
Из балалаек и рожков собьём джазилу! –
Веселись тогда чувак со своею милой…
Ты на ферму пришла – юбка с разрезом.
И корову доишь с хвостом облезлым.
Ах ты чува, моя чува, как тебя люблю я!
За твои трудодни дай расцелую…
Жил в деревне старик, ел щи да кашу.
И попал тот старик в джаз-банду нашу! –
Старик стал клёвым чуваком, и через соломку
Лихо тянет коньяк! И самогонку…
Так проходит вся жизнь в угаре пьяном.
Топим горе своё по ресторанам, –
Где плачет пьяный саксофон, рыдают скрипки,
В папиросном дыму дрожат улыбки..
Вот получим диплом – махнём в деревню…».
_______
* Чувак, чува, чуваки – вероятно, от слов чуваш,
чувашка, чуваши.
_______
2.2. Наш физик-фронтовик, – войною обожжённый, –
Учил плести корзины, и, гнать крутой первач!..
Он заедал портвейн сырой крупою пшённой.
Он не был к нам суров. Он детских душ был врач…
2.3. За десять лет учёбы познали мы немало.
И планка наших знаний довольно высока.
Сегодня так не учат! – Учёба обмельчала, –
Прозападною стала: плоды – навроде кала…
Да и Страна пропала! – упала от рывка.
2.4. Нам было по пятнадцать. Сентябрь шестьдесят восьмого.
Он выдался прохладным, мерзлющим по ночам!
По избам расселили в деревне Труненьково.
Мальчишек по терраскам, девчонок – по домам.
Привыкли к холодине, и спали мы в фуфайках.
На ватных на матрацах, под кучей одеял…
А утром на пробежку – в трико, футболках (майках).
Водою из колодца – помывка: бег-закал!..
2.5. Картофель собирали девчонки наши в вёдра.
В мешок ведра четыре – неслабенький заряд!
На конные повозки мы их грузили бодро.
И сами отвозили их на колхозный склад.
Мужицкая работа ничуть не тяготила.
Она вселяла бодрость и гордость за себя!
Она рождала радость, физическую силу.
Крепила силу духа в разливах сентября…
2.6. Наш мудрый пьющий физик меня назначил старшим, –
Возить для нас продукты со станции одной:
«Там орсовский магАзин, закупишь всё, что надо,
Положишь на повозку, и правь коня домой!».
Мне в помощь Стаська Жуков – курильщик, балаболка.
Или Михайлов Сашка – силач и фантазёр.
Любили оба выпить, и не пьянели долго.
Иным хватало трети («дед Ничипор»!) свалиться под забор!
2.7. Они купили вермут. Не помню, что за дата?
«Десяток – будет мало!» – сказали мне друзья.
Пять человек в террасе, мы – дружные ребята.
Вишнёвую наливку взял пять бутылок я…
Бутылки на телегу. Укрыла их солома.
Они в пути звенели на ямах и буграх.
Купили их на деньги, что привезли из дома.
Нас ждали «дед Ничипор», а так же – Геня Лах…
2.8. Заладил нудный дождик. И листья полетели.
Нам объявили отдых, – мы сможем отдохнуть!
Без выходных трудились мы полторы недели.
По горлу щёлкнул Стасик: «За отдых, в добрый путь!» …
Сидели мы в терраске и кушали «вишнёвку».
И пели под гитару про бури и бродяг.
И про любовь и горы, про дружбу и страховку,
Про паруса в цвет крови, и про пиратский флаг…
_______
3.1. Родная наша школа – в жизнь светлая дорога.
Нам подарила крылья из знаний и наук.
Нас научила думать и делать очень много.
Как дом родной для многих, отец и мать, и друг…
Нас научила с детства работать в огороде,
Кормить, растить животных – был в школе зоосад.
Был сад большой фруктовый – святая дань Природе.
Был школьник и учитель плодам осенним рад!..
3.2. Детей с начальных классов учили домоводству,
Чтить чистоту, порядок, и классы убирать.
Переходили плавно к ремёслам, производству.
Дала нам школа больше, чем может школа дать…
Освоена столярка, слесарка, штукатурка…
Как грунтовать и красить – учил нас трудовик.
В подвале мастерская; нас грела там печурка…
Мой табурет был лучшим, красивым – просто шик!..
3.3. В конце седьмого класса нам предложили скромно:
Произвести всей школы покраску и ремонт.
Мы сделали всё быстро, красиво, экономно.
Хотя работ различных был величайший фронт…
Мы от работ не ныли. И были очень рады
Помочь родимой школе. Брались за взрослый труд.
И наши результаты – ценней любой награды.
Прошли с учителями свой жизни институт…
3.4. И вот мы в старших классах. Учёбы ветер шквальный.
И кроме школьных знаний освоили станки –
Сверлильный и токарный, фрезу и шлифовальный…
Росла, взрослела школа, и мы – ученики…
_______
4.1. Вот потому в колхозе все ладились работы.
Бабуле помогали, что приютила нас.
Дрова ей раскололи, и, уложив, как соты,
Мы этим любовались. И любовался класс.
Мы помогли убрать ей картофель и морковку,
Капусту и турнепсы – всё после всех работ.
Была добра бабуля: нам сделала столовку;
Готовила всё вкусно. Варила нам компот
И кисели на третье. Пекла блины, оладья…
(От школьных провиантов хотелось есть, хоть плачь!).
Доволен Иван Палыч – мы были с ним, как братья!..
На праздник Урожая сварили мы первач.
4.2. Но мы без панибратства столовались отдельно.
Наш фронтовик, наш физик был славный педагог.
А вот географичка ходила к нам прицельно:
Сжирала всё, что видит, набив свой «туесок»!..
Да и с собой прихватит яиц, мясца иль творог.
И дико ухмыляясь, поковыряв в носу, –
«Руководитель классный», – была страшней, чем ворог!..
Молчала баба Феня, смахнув рукой слезу…
4.3. Всё прятал Иван Палыч, – всё то, что можно спрятать.
Он знал, что Нин-Иванну не вразумить никак!..
Что ж, проучить обжору решили мы, ребята:
Поездка, срочно, в город! – был первый к цели шаг.
Купили там касторки. Как синергизм – пургену.
Нажарили свининки, картошечки с лучком –
На масле – на касторке.
– Я ей всадил бы в вену! –
Сказал голодный Стасик, – касторки с коньяком!..
4.4. Готово всё к обеду. За стол сел Иван Палыч.
Пошла в хлев баба Феня – поить-кормить свой скот.
Борщ на столе, картошка, другой еды немало.
Таблетками пургена заправили компот…
Был в курсе Иван Палыч, какую ждём «заразу».
И знал он про «картошку», про «фирменный компот».
Пришла географичка, за стол уселась сразу.
Первач, налитый в стопку он даме подаёт.
4.5. Махнули. Закусили. Не до борща – картошка!
Схватила Нина ложку и ест со сковороды!..
Понравилась картошка. Как экскаватор ложка, –
Жрёт быстро Нин-Иванна, не чувствуя беды…
Стас превратился в служку. Налил компота в кружку:
– Попейте, Нин-Иванна, компота целый бак!
Первач, за ним картошка, хмелеет понемножку.
Вдруг, забурчало брюхо! – Для нас хороший знак.
4.6. Был весел Иван Палыч. Травил задорно байки.
Но вот первач ударил – уснул! Снесли в кровать.
Сидела Нин-Иванна, пила уж без утайки.
И, вдруг, пошли потуги – из-за стола бежать!..
Но на пути встал Стасик. Ей с пирожками блюдо –
Поднёс к лицу училки: «Попробуйте скорей!».
«Спасибо, я наелась, и ничего не буду!».
Откинула парнишку, и, – пулей из дверей!..
4.7. Присела у терраски. Бурчанье, крики, стоны!..
К ней – Стасик с пирожками. Опять к лицу поднёс.
Но дрищет Нин-Иванна! В поносе панталоны.
«Уйди отсюда, Стасик! Куда тя чёрт принёс?!».
«И правда, Нин-Иванна, куда я, в самом деле?
Но пирожки возьмите, – их испекли для Вас!
Понос не так и страшен. Вы, видно, переели…».
Вскочила Нин-Иванна, и скрылась с наших глаз!..
4.8. С тех пор она ни шагу ни к нам, и ни к девчонкам,
И ни к другим мальчишкам не стала нос совать.
Скромнее стала, тише…
А мы смеялись звонко!..
Девчонки нам сказали, что стала меньше жрать…
5.1. За месяц жизни сельской мы повзрослели явно.
И не было за нами халдейских зорких глаз.
Крестьянский труд нелёгкий. Размеренно и плавно,
И весело, порою, жил наш сплочённый класс.
Мы знали, Нин-Иванна, была слегка больною.
И «отпуск» проводила в Бурашеве подчас. **
Но страстно нас знакомила с планетою родною.
И сотни ярких фильмов готовила для нас.
_______
** Бурашево, деревня, где находится
сумасшедший дом областного значения.
5.2. Урочно-внеурочно ходили в дом культуры, –
От стран и путешествий захватывало дух!
От островов, морей, невиданной натуры –
Зажжён огонь открытий, который не потух.
5.3. На стенке в нашем классе висела карта мира –
Огромна и подробна – до деревень и сёл.
Играли в следопытов, и не бесились с жиру.
Позор, кто город, речку… на карте не нашёл!..
Мы знали все столицы любого государства,
Озёра, горы, страны, хребты и острова…
Открыла Нин-Иванна нам путешествий царство.
Представьте, не болела от знаний голова!..
5.4. Учителя привили любовь и страсть к наукам.
Порою было тесно от школьных от программ.
Но были и такие, где на уроках – скука!
Такие были в тягость и не по сердцу нам.
Но это – исключенье. И это – единицы.
Вернутся даже чайки к родимым берегам.
30-й школе – слава! Она мне часто снится.
И я лечу, как птица, к учителям-богам…
1.06.2021.
Мною набрано и частично исправлено
27.09.2021.
Фото из Портала 30-й школы
Примечание автора:
1. Эта поэма, была написана мною на одном дыхании.
Она породила бурю прекрасных воспоминаний,
которые, возможно, выльются мною в рассказы,
повесть, стихи…
2. Я посмотрел современную информацию
сегодняшней 30-й школы города Твери.
Рад, что учителя-педагоги и ученики
сохраняют, развивают и приумножают
добрые прекрасные традиции школы!
Свидетельство о публикации №121092706637