Таланту И. А. Бунина. Матфей прозорливый

Матфей:*
   Ночь и непроглядный мрак пустой пещеры...
Бушует страшно буря на реке,
Шумят вокруг леса... Кто это дикий, серый
Единственный вход заслоняет вдалеке?
Опять ты, низкий искуситель, здесь невдалеке?
    Дьявол:
   Я, прозорливец, снова только я!
Но ведь черней трубы твоя высокая обитель,
Да ты ведь зорок, словно вездесущая змея, -
Тотчас заметишь: я, конечно, здесь весь - искуситель!
     Матфей:
Ты - гнус презренный!
И Тебе ли здесь смеяться? Нет здесь лютей
Врага для вас во всей огромнейшей Вселенной,
Чем для вас я, кто самый низший, как считаешь, из  людей.
   Дьявол:
Ах, прозорливец! Этим, как ты называешь, людям
Ты враг давно не менее, чем нам, чертям.
Давай уж лучше вместе и навеки будем
Ходить за ними всеми - по пятам.
Ты мастер зреть безвестные их помышленья,
Внедряться в тайну их неведомых для нас, чертей, сердец,
Не вовсе чужд однако, о, святой отец,
И я весьма порядочного зренья:
Зачем же бесам во Вселенной враждовать?
Ты разве хуже бес, чем тут все мы,?
Ведь говорит о том же чёрта мать!
    Матфей:
Молчи, глумливая, завистливая тать,
Тебе пути мои святые все неведомы
И не о них тебе, бесчестному, пытать!
    Дьявол:
Ну да, уж где мне! Ты - всегда пророк!
Ты разрушаешь наши несвятые козни,
Ты топчешь семя зла на поле выращенной нами розни,
Ты крепко беззаветно правишь свой оброк!
 Ты и стоокий и, конечно же, стоухий!
Спроси тебя: «Ты отчего и почему
Исследуешь так жадно так любимую для нас, чертей всех, тьму?» -
Ты тотчас скажешь: «Там, как злые мухи,
Как черви, что явились уж на падали, кишат -
Исчадия земли и под землёю – ада,
Я не могу, - ты скажешь нам, - терпеть их смрада,
Я на борьбу за помыслов и дел всех чистоту спускаюсь в сущий ад».
О, ненасытная в своей гордыне
И беспощадная твоя душа!
Нет в мире для тебя божественной святыни,
Нет заповедного волшебного ковша,
Нет сокровенного для всех  потока:
Во всех чистых ключах ты всюду воду пил
И всё всегда хулил: «Вот в этом ил,
А в том - гниющая давно осока...»
  Матфей:
Что отвечать мне твари неразумной сей,
Столь миру непотребной и безмерно скудоумной?
Мой скорбный вещий рок, мой мирный подвиг трудный
Он мерит мерою прекрасною своей.
И тьма и хлад в моей заброшенной пещере...
Одежды уже ветхи... Сплю, словно в гробу...
О, Боже! Дай опору моей чистой вере
И укрепи мя на священную с мирами дьявола борьбу!
______
* Святой апостол и евангелист Матфей, апостол из двенадцати (Мк. 3, 18; Лк. 6, 45; Деян. 1, 13). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: "Иди за Мной" (Мф. 9, 9), оставил свою должность и пошёл за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря - такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев так же, как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь "пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).
______
МАТФЕЙ ПРОЗОРЛИВЫЙ
Матфей
Ночь и могильный мрак пещеры...
Бушует буря на реке,
Шумят леса... Кто это серый
Вход заслоняет вдалеке?
Опять ты, низкий искуситель?
Дьявол
Я, прозорливец, снова я!
Черней трубы твоя обитель,
Да ты ведь зорок, как змея, —
Тотчас заметишь!
Матфей
Гнус презренный,
Тебе ль смеяться? Нет лютей
Врага для вас во всей вселенной,
Чем я, нижайший из людей.
Дьявол
Ах, прозорливец! Этим людям
Ты враг не менее, чем нам.
Давай уж лучше вместе будем
Ходить за ними по пятам.
Ты мастер зреть их помышленья,
Внедряться в тайну их сердец,
Не вовсе чужд, святой отец,
И я порядочного зренья:
Зачем же бесам враждовать?
Ты разве хуже бес, чем все мы?
Матфей
Молчи, завистливая тать,
Тебе пути мои невемы.
Дьявол
Ну да, уж где мне! Ты пророк!
Ты разрушаешь наши козни,
Ты топчешь семя зла и розни,
Ты крепко правишь свой оброк!
Ты и стоокий и стоухий!
Спроси тебя: «Ты почему
Исследуешь так жадно тьму?» —
Ты тотчас скажешь: «Там, как мухи,
Как червь на падали, кишат
Исчадия земли и ада —
Я не могу терпеть их смрада,
Я на борьбу спускаюсь в ад».
О ненасытная в гордыне
И беспощадная душа!
Нет в мире для тебя святыни,
Нет заповедного ковша,
Нет сокровенного потока:
Во всех ключах ты воду пил
И все хулил: «Вот в этом ил,
А в том — гниющая осока...»
Матфей
Что отвечать мне твари сей,
Столь непотребной, скудоумной?
Мой скорбный рок, мой подвиг трудный
Он мерит мерою своей.
И тьма и хлад в моей пещере...
Одежды ветхи... Сплю в гробу...
О боже! Дай опору вере
И укрепи мя на борьбу!
24.I.1916      /И.А. Бунин./
______
Иван Алексеевич Бунин  - родился 10 (22) октября 1870 года в  Воронеже, Российская империя,  русский писатель, поэт и переводчик. В 1933 году Иван Бунин - первый из русских писателей - стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле.   В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию – умер в 1953 году в  Париже, Франция.


Рецензии