Два шопенгауэрианца
Удивительно, насколько похожи описания обстоятельств «роковой встречи», оставленные тем и другим. И насколько совпадают проявления душевного расстройства в конце жизни того и другого. И насколько сходны фотографические портреты обоих.
МАЙНЛЕНДЕР (1841-1876) прочел Шопенгауэра в 18 лет, в Неаполе:
«В феврале 1860 года случился самый значительный, великий день в моей жизни. Я вошел в книжный магазин и стал перелистывать книги, только что поступившие из Лейпцига. Нахожу среди них шопенгауэрову «Мир как воля и представление». Шопенгауэр? Кто такой Шопенгауэр? Никогда раньше не слышал этого имени. Листаю его произведение, читаю об отрицании воли к жизни, нахожу множество знакомых цитат в тексте, который захватывает меня. Забываю обо всем окружающем и погружаюсь в книгу с головой. Наконец спрашиваю: «Сколько стоит? » – «6 дукатов» – «Вот деньги». – Хватаю свое сокровище и мчусь как сумасшедший домой, где с лихорадочной поспешностью разрезаю первый том и начинаю читать с начала. Совсем уже рассвело, когда я остановился; я читал всю ночь не отрываясь. – Я поднялся и почувствовал себя так, будто заново родился».
НИЦШЕ (1844-1900) был моложе Майнлендера ровно на три года и, соответственно, прочел книгу позднее, в 1865, когда ему исполнился 21 год, в Лейпциге. Как и Майнлендер, он зашел в букинистический магазин и случайно наткнулся на сочинение Шопенгауэра. «Я взял в руки незнакомую книгу и начал листать страницы. И какой-то демон шепнул мне на ухо: "Возьми эту книгу домой". Так, вопреки своему принципу никогда не покупать книгу сразу, я все же купил ее. Вернувшись домой, я тут же очутился на своей кровати с моим новым сокровищем и позволил мрачному гению завладеть моим разумом... Я заглянул в зеркало, со вселяющим ужас великолепием отражающее мир, жизнь и меня самого... Здесь я увидел болезнь и здоровье, изгнание и приют, Ад и Рай"».
Идея величия, овладевшая Ницше после приступа в конце 1889 года, захватила и Майнлендера (лет на 14 раньше). Свидетельства о безумии Ницше (и его собственные высказывания) известны, а вот как проявлялось душевное расстройство Майнлендера:
«В конце февраля болезнь становится совершенно очевидной, и ее симптомы во многом напоминают душевный коллапс его критика Ницше. Теперь Майнлендер уверен, что в нем «пишет божество», что «дух, в котором я пребывал до появления в этом мире, направляет мою руку». Он упрекает свою сестру: «Если ты захочешь помешать мне, я уничтожу тебя», и просит ее «ухватиться за край его одежды и закрыть глаза», чтобы не закружилась голова. Он чувствует грандиозную метаморфозу, считает, что уже не обречен на смерть, но преображен, хочет мгновенно превратиться из философа и теоретика «освобождения» в политического спасителя – наследника Лассаля и его победителя в одном лице: «Речь, которая сразу сделает меня одним из первых лиц в партии, в общих чертах мне ясна, и ее разработка займет всего два дня. Потом нужно будет переговорить с лидерами сегодняшних социал-демократов и созвать собрание во Франкфурте, а на третий день все газеты будут говорить обо мне, и все рабочие будут с жадным вниманием ловить каждое мое слово». – U. Hortsmann. «Mainl;nders Mahlstrom».
Один попал в сумасшедший дом, а другой повесился на следующий день после того, как получил отпечатанные экземпляры своего главного сочинения («Философия освобождения»).
Свидетельство о публикации №121092603770