Офелия-1. Я такая пост пост. Обзор
Полные ссылки восстановлены после текстов стихотворений.)
Кола пшшш шум берёз
В моде рэп и менуэты
Сартр это не всерьёз
Модернизма больше нету
Не наврали про невроз
Этикетки сигарет и
Я такая пост пост
Я такая мета мета
По эпиграфу к моему отзыву можно сходу определить мою эстетическую позицию, а значит и оптику, которой я буду пользоваться. Простите, уважаемые любители Шекспира и древнегреческих мифов, но если ваша Офелия не далёкая и во сне не смеялась – значит мне с ней не по пути (если такая дочь Полония упущена в тексте – прошу простить меня за невнимательность).
Короче говоря, задачей моей стал поиск тех стихотворений, которые можно было бы зачитать в баре перед тусовкой со стандартным культурным набором образованного горожанина. Полулошадь-полушлюз, полумассовый-полуэлитный читатель с возможной слабостью перед нехитрыми постмодернистскими вывертами.
В этом обзоре будет пять стихотворений, каждое снабжено небольшим комментарием.
1.
Начинаем с, пожалуй, и впрямь самого подходящего для бара стихотворения - «Есенин против мирового символизма».
* * *
«Я такой же, как ты, хулиган»
Сергей Есенин
разил апперкотами
с рифмой упоротой
хореем
анапестом
дактилем
пил и сладкую
энергетику
пил и горькую
неприкаянно
жизнь любил
левой!
правой!
левой!
джебами дальнобойными
как Соловей-разбойник
аллюзии
на опережение
хуками классическими
аллитерации
крыл
ах, как пел он
Москву кабацкую
Русь –
шестую часть земли
воспевал
правой!
левой!
правой!
бил Пастернака
на улице
и в редакции:
«Ну какой он,
к чёрту, поэт?»
матом так по-любому...
свингом –
символизму
культовому
амба!
«Поёт зима – аукает...»
Помяни, Господи Боже наш...
(Александр Савостьянов «Есенин против мирового символизма»
http://stihi.ru/2021/08/01/7364)
Собственно, самый бесхитростный приём внезапно сильнее всего бьёт в лоб: написать о Есенине, используя оптику Маяковского. Такой уровень отсылок прочитает даже самый необразованный из посетителей условного бара, ибо упомянутые деятели стали какими-то мифическими фигурами русской литературы. В этом плане стихотворение может прочитываться как раз как пример некоего двойного кодирования – вдруг автор осознанно отсылается именно к мифам об этих двух поэтах?
В общем, прям закрываю глаза и вижу, как это орут со сцены рюмочной, срывая овации за лубочный пастиш.
2.
Продолжаем стихотворением, которые вполне могло бы появиться в ленте у Андрея Родионова - «пригова прога»
паук пригов не пирогов
на пригорок выполз и без штанов
и без всего никого не трогал
такая была у пригова прога
(Карл Кларкин «пригова прога»
http://stihi.ru/2021/04/19/8603)
Кроме шуток, чем-то немного похожим уважаемый (неиронично) мною Андрей комментирует призывы прийти на небезызвестный московский поэтический слэм. Возвращаясь к анализу текста – как сам московский концептуализм, так и его ярчайший представитель, Пригов, уже стали достояние массовой поэтической культуры. Как минимум двое из посетителей нашего воображаемого бара знакомы с Приговым хотя бы по мемам – а значит уже бегут вводить менее сведущих друзей в контекст.
3.
На очереди у нас более глубокие литературные аллюзии и произведение «Ав-густ густ на события гущу чувств...»
Ав-густ густ
на события
гущу чувств,
но как в книге
Марсель Пруст*,
отметает стрелок хруст.
Мантервильские колокола,
расстоянье от детства в детство,
радуг нет,
в фонтане зола –
удручающее соседство.
Чая липовый вкус – пуст.
Накрахмаленная салфетка
На салфетке бордо клетка
дробит жизни на доли
/ мала/.
Сак – са – фон
прерывает гнетущий фон,
словно свист поездов сквозь сон
в машинальности бытия.
Он пытается
ус – нуть
Ты приходишь во время сна
с неудобного положения
возродившаяся из ребра.
На щеке поцелуй горит
Пробуждение
болит-болит...
Люди сузились в мир до трещины
после той ускользающей женщины.
И всегда,
и на веки вечные
В бессознательном путешествии
Отправная точка пути –
Обрести
Удержать
Спасти-сь.
_________________________
Марсель Пруст "В поисках утраченного времени".
(Аида Смирнова «Ав-густ густ на события гущу чувств...»
http://stihi.ru/2019/08/09/6502)
Скажу честно: функцию сноски не понял. Да, можно не шарить за бисквит, размоченный в липовом чае, но прямое упоминание Пруста в тексте явно исключает возможность ошибиться и отнести аллюзии, к примеру, к Джойсу. Хотя, это тоже вполне себе вписывается в канву барного литвечера: на нём всегда найдётся умный человек, которому очень важно донести высоту своего кульутрного уровня до окружающих, в часть чего начинаются километровые прелюдии. А если возвращаться к стихотворению, то оно при всей своей легковесности, очень крепко сбито: можно вообще быть не знакомым с первоисточником и тем не менее ощутить внезапно налетевший флёр неуловимости момента.
4.
Приближаемся к финалу и натыкаемся на тяжеловесное «Постсоссюровское»
Концептуальной я не стану, в порывах речи преходяща.
Бесславно падаю с надрывом из рифмоплётства в ритма сад.
Сам позавидует де Сад моим невоплощённым стонам.
Сняв плёткой лирики наряд, вгоняя эпос эпигонам,
Из шёлка пошлости икону тщусь ткать в неровный словоряд.
И, отдавая дань пороку, к вполне заведомому сроку
Я приходяща, как собака садиста Павлова. Жму сок
Чужих речений произвольных, спускаю липких тайн альков.
Моя игристая синтагма давно пылилась в парадигме.
Не пострадает диафрагма от пенящихся пузырьков.
Связь наша ассоциативна. Ты идеален – я в поту.
Из разных мы выходим спален. Ты ввысь стремишься – я бреду.
В бреду зову, но ник твой спален: Сеше, Балли перестарались
И самовольно переврали твоих заветов постулаты.
Простишь ты шалости ребятам, линейный мой, а я – горбата.
(Елена Загугли «Постсоссюровское»
http://stihi.ru/2014/09/29/5731)
«Как-то раз восьмого марта Бодрийяр Соссюр у Барта» (с) ПВО. Именно под знаком такой цитаты я и перечитывал четвертое стихотворение несколько раз. Множественность подходов тут обусловена тем, что на листе оно действительно неповоротливо и громоздко, а при живом исполнении должно быть прочитано ну очень мастерски. Задача для хардкорного чтеца, закалявшего себя чтением пассажей 2H Company в оригинальном темпе. Количество связей и бессвязей – моё почтение. Излюбленный постмодернистами и русскими реперами приём смешения высокого и низкого регистров здесь выведен уже в полновесное высказывание, заполняющее собой всю ткань текста. За такие стихи не угощают пивом – за них сразу дают звание местного ОксиПелевина.
5.
Завершает наш барный литвечер эстетичный коллаж «береги-сь»
аз воздам маасдам я не сдам
и шамту не шампунь а шаман
колыхать полыхать всё на ать
что же делать молчать или в чат
как положено хожено как
лебедь щука и грёбаный (б)рак
почему не пойму все муму
и к уму подбирается муть
просто жуть
амальгама лгала зеркалам
отражений движений зола
как ты хочешь не хочешь ли ты
полетать над столпами толпы
оглядись соберись растворись
снег не пух а пропаренный рис
береги(сь)
всюду цирк и скольжение слов
пустота в пустоте твой улов
говорит это кто говорит
не омар ли упал на repeat
ничего что вода в проводах
ничего что болотом пропах
ты ещё не совсем бич бичом
ты в плаще и с огромным мечом
пусть вокруг мир закис и затух
и тошнит от жан-полевых мух
раскрывается в небе цветок
гриб-грибочек цветок-огонёк
(Алексей Молчалин «береги-сь»
http://stihi.ru/2019/12/08/6981)
Последний наш гость выступает под занавес вечера; часть посетителей уже разошлась, ведомая необходимостью вставать с утра пораньше на работу; остаются лишь истинные ценители поэзии (ну или крафтового пива). Именно для таких эстетов и выступает наш последний автор: это уже не бронебойная смесь, это цепкая вязь самого языка. В этом смысле она явно ближе к настоящей игре текста, чем все предыдущие стихотворения. Строчки разбираются на цитаты не по принципу звучности, но по принципу тонкого звучания семантических валентностей. Именно это и смакуется вперемешку с последними бокалами бельгийского вишнёвого, сваренного под Калугой. Наутро и пиво, и строчки выветрятся из головы, но сейчас, пожалуй, всё это тянет на маленький катарсис - а не это ли цель поэзии и сопутствующих возлияний?
Свидетельство о публикации №121092601870
Карл Кларкин 29.09.2021 16:04 Заявить о нарушении