По правилам голосоведения
Естественно, интонации, наследуя и сменяя друг друга, обретают свое движение. Оно носит название голосоведения и имеет 3 направления: повторение на месте, движение вверх, движение вниз.
Голосоведение затрагивает прежде всего, «малых сих» – слоги, а затем распостраняется и на целые слова.
Почему мы должны заниматься голосоведением? Считаться с ним и обращать на него внимание?
Поскольку голосоведение в стихе служит некоторым практическим целям и подчеркивает либо локальные, местные кульминации, либо заключительные построения – «кадансы». Либо служит иным выразительным целям.
Обратимся, например, в такому стихопостроению:
Анджелика
Каталани?
Анджелика! –
лаком
лаком
лаком
жидким
(Как
аджика!)
Каталани! –
лаком
лаком
лаком
талым
Самым, –
смотрится
сама
Стеклянной!
В том
стакане,
В том
живом
таком
Графине –
и
гранёной,
не
гонимой –
Там хранима!
Там
Хранима –
как
в кармане,
как
в храмине!
Прима –
примой!
Прима –
донна –
и
ундиной!
Это построение использует в окончании 2 нисходящих хода: первое – это переход: прима – примой, и второй – это заключительный переход: … донна – и ундиной. В последнем случае завершение подчеркивает глубинный звук – «у», в сочетании с нисходящим, успокаивающе – кадансирующим: … нна – ной.
Голосоведение различается как поступенное и как скачок.
В первом случае переход осуществляется в близкий, соседний тон, который оказывается расположенным рядом в топографической системе гласных тонов.
Вот она, общая тоновая система гласных звуков:
И
Ы
Э
Е
А
Я
Ё
О
У
Ю
Всё они расположены от самого высокого частотного тона до самого низкого. Тона «у» и «ю» считаются сугубо низовыми, басовыми.
Поэтому появление таких тонов желательно в левой колонке текста, то есть в сопровождении, отвечающего за устойчивость структуры, и нежелательно в правой колонке, то есть в мелодии. В таком случае оно очень утяжеляет мелодические обороты.
Хотя, таких уж действительно строгих предписаний на этот счёт не существует.
Во втором случае, то есть применимо к скачкам, переход производится в далекие, или удаленные тона в акустически звуковы
сотном отношении.
Это тона, имеющие акустический интервал терции или тем более.
Паста паста
Спасо –
вала,
Пусто пусто
Сразу стало?
Мягкий знак в конце следующего слова понижает последовательность на целый тон:
Ты ты ты
тот тот тот
трон трон трон –
тронь тронь тронь
Нисходящее, целеустремлённое движение завершается мягким знаком.
В какой – то мере, это оказывает свое воздействие на выразительность и настроение фразы.
Музыкан –
тша,
та
Шкатулка,
то ли
Штучка –
ишь
ты
ишь
ты –
Тишком –
ничком
Атаманша:
Шпилек
шпилек
Лучших
лучщих
Шпилек
шпилек
Штучек
штучек
Тонко –
шеих,
тонко –
ногих –
многих
многих
Тут итоги …
Тут
Иголки
колки
колки
Телом
телом
Ломки
ломки
Телом
телом
Хлипки
хлипки:
То ли
то ли
Хрупки
хрупки …
И
Хранятся
в той
Цыдулке,
В той
шка –
тулке!
В этом примере мы видим, как работает голосоведение в заключительном фразообороте: «в той цыдулке, в той шкатулке», нисходящий ход завершает конструкцию.
Звуковысотность отдельной словесной пары. Что в этом случае, с чем нам приходится считаться?
Ударение, определяющее позицию слова, имеет свой вес и в голосоведении. Оно служит тем несомненным фактором, по которому мы оцениваем направление движения слова от слова.
«Заморочка: он испорчен». Всё решает ударный слог. Он становится тем фактором, которое определяет словопереход: в данном случае, как видим, он остается на том же уровне, двигаясь в том же направлении.
Как определить, какое слово теоретически расположено выше, а какое – ниже? Опять же, в этом случае на помощь приходит ударение, и по расположению ударных слогов, мы фиксируем их высоту. В сомнительных случаях на высоту влияет количество согласных: если их больше, то слово становится ниже.
Здесь тоже есть своя система. Краткое, в один слог слово именуется односложным. Имееющее 2 слога – двухсложным. Состоящее из 3 слогов – это трехсложное слово. «Квадрат», «квадратное», состоит из 4 слогов. Ну и так дальше.
Слова из 7 и 8 слогов – это уже длительные слова. Они требуют особенного внимания и подхода. Ведь способы их применения – регламентированы.
А теперь рассмотрим голосоведение в стихах с другой стороны. Оно имеет свою историю. Вернее, свою предыисторию.
В старой, прежней теории, голосоведение оценивалось по другому.
Строка, как и в целом стихи, обязаны были петь. Это достигалось особенно плавным письмом, без сучка и задоринки, заслужившим название «гладкописи».
Эта манера продержалась до появления футуризма, поколебалась последним, затем снова существовала наряду со «строчечным письмом».
Именно так я назвала новую для своего века, манеру Маяковского.
Однако, я не намерена углубляться в историю литературы. Старый мир – это старый мир.
Итак, «гладкопись» имела свои достоинства и своих почитателей. Это была единственная возможность для существования словесной музыки. Весьма несовершенная манера … В империи литературы старой …
И всё же, и самая обаятельная улыбка «гладкописи» иногда выглядела не то, чтобы ущербной, не то слово, она выглядела – щербатой. Так, легкие камешки, незначительные, на ровной дороге …
Иная последовательность слов складывалась таким образом, что в звуковом ряду, с его чередованием гласных и согласных, рядом получалось 2 и более одинаковых согласных. При этом усматривалось выпадение обязательного гласного, и поэтому такая последовательность имела все основания называться «зиянием». То есть в ней зияло выпадение несуществующего гласного.
В нижеследующем образце наблюдается зияние между двумя «т»:
Впечатляет –
та
печалью:
Очень –
очень
Величавой!
А вот что случалось при столкновении гласных: когда 2 и более гласных оказывались рядом в одной и той же паре. Их энергетика возрастала, и поэтому такие последовательности заслужили название «бомбасты». С некоторым намеком на «взрывоопасность».
Ведь
Примирения –
впрямь
умиротворение –
Видно –
в дней
заведении,
И – видение!
Мы видим, как в конце столкнулись лбами 2 … ии, с союзом «и»: заведении, и …
Пример типичный: как часто в таких случаях подворачиваются соединительные союзы «и», «а».
Такие столкновения – повторения гласных, как и согласных не считаются ошибками. Ведь со
временем, и мы обязаны это учитывать, голосоведение становится всё более терпким.
Свидетельство о публикации №121092505774