По правилам голосоведения

                ПО  ПРАВИЛАМ  ГОЛОСОВЕДЕНИЯ

Естественно,   интонации,   наследуя   и   сменяя   друг   друга,   обретают  свое  движение.  Оно  носит  название  голосоведения  и  имеет  3  направления:   повторение   на   месте,  движение  вверх,  движение  вниз.
Голосоведение   затрагивает   прежде   всего,   «малых   сих»  –  слоги,   а   затем  распостраняется   и   на   целые   слова.
Почему  мы  должны  заниматься  голосоведением?  Считаться  с  ним  и  обращать  на  него  внимание?
Поскольку  голосоведение  в  стихе  служит  некоторым  практическим  целям  и  подчеркивает  либо  локальные,  местные  кульминации,  либо  заключительные  построения – «кадансы».  Либо  служит  иным  выразительным  целям.
Обратимся,  например,  в  такому  стихопостроению:
 
                Анджелика
                Каталани?

Анджелика! –
                лаком
                лаком
                лаком
                жидким
(Как 
        аджика!)

Каталани! –
                лаком
                лаком
                лаком
                талым
Самым, –
                смотрится
                сама
Стеклянной!

                В  том
                стакане,
В  том
           живом
           таком
Графине –
                и
                гранёной,
                не
                гонимой –
Там  хранима!

         Там
Хранима –
                как
                в  кармане,
                как
                в  храмине!

Прима –
               примой!
               
               Прима –
донна –
               и
               ундиной!

Это  построение  использует  в  окончании  2  нисходящих  хода:  первое – это  переход:  прима – примой,  и  второй – это  заключительный  переход:  …  донна – и  ундиной.  В  последнем  случае  завершение  подчеркивает  глубинный  звук – «у»,  в  сочетании  с  нисходящим,  успокаивающе – кадансирующим:  … нна – ной. 

Голосоведение  различается  как  поступенное  и  как  скачок.
В  первом  случае  переход  осуществляется  в  близкий,  соседний  тон,   который  оказывается  расположенным  рядом  в  топографической  системе  гласных  тонов. 
Вот  она,  общая  тоновая  система  гласных  звуков:

И
Ы
Э
Е
А
Я
Ё
О
У
Ю

Всё  они  расположены  от  самого  высокого  частотного  тона  до  самого  низкого.  Тона  «у»  и  «ю»  считаются  сугубо  низовыми,  басовыми.
Поэтому  появление  таких  тонов  желательно  в  левой  колонке  текста,  то  есть  в  сопровождении,  отвечающего  за  устойчивость  структуры,  и  нежелательно  в  правой  колонке,  то  есть  в  мелодии.  В  таком  случае  оно  очень  утяжеляет  мелодические  обороты.
Хотя,  таких  уж  действительно  строгих  предписаний  на  этот  счёт  не  существует.

Во  втором  случае,  то  есть  применимо  к  скачкам,  переход  производится  в  далекие,  или  удаленные  тона  в  акустически  звуковы
сотном  отношении.
Это  тона,  имеющие  акустический  интервал  терции  или   тем  более.    

Паста  паста
Спасо –
              вала,
Пусто  пусто
Сразу  стало?

Мягкий   знак   в   конце   следующего   слова   понижает  последовательность  на  целый  тон:

Ты ты  ты 
                тот  тот  тот 
                трон  трон  трон –
                тронь  тронь  тронь

Нисходящее,  целеустремлённое  движение  завершается  мягким  знаком.
В  какой – то  мере,  это  оказывает  свое  воздействие  на  выразительность  и  настроение  фразы.

Музыкан –
                тша,
                та
Шкатулка,
                то  ли
Штучка –
                ишь
                ты
                ишь
                ты –
Тишком –
                ничком
Атаманша:

Шпилек
              шпилек
Лучших
              лучщих
Шпилек
              шпилек
Штучек
              штучек

Тонко –
              шеих,
              тонко –
ногих –
             многих
             многих
Тут  итоги …

        Тут
Иголки
             колки
             колки

Телом
           телом
Ломки
            ломки
Телом
           телом
Хлипки
             хлипки:

То  ли
           то  ли
Хрупки
            хрупки …

             И
Хранятся
                в  той
Цыдулке,
В  той
           шка –
           тулке!

В  этом  примере  мы  видим,  как  работает  голосоведение  в  заключительном  фразообороте:  «в  той  цыдулке,  в  той  шкатулке»,  нисходящий  ход  завершает  конструкцию.
Звуковысотность  отдельной  словесной  пары.  Что  в  этом  случае,  с  чем  нам  приходится  считаться?
Ударение,  определяющее  позицию  слова,  имеет  свой  вес  и  в  голосоведении.  Оно  служит  тем  несомненным  фактором,  по  которому  мы  оцениваем  направление  движения  слова  от  слова.      
«Заморочка:  он  испорчен».  Всё  решает  ударный  слог.  Он  становится  тем  фактором,  которое  определяет  словопереход:  в  данном  случае,  как  видим,  он  остается  на  том  же  уровне,  двигаясь  в  том  же  направлении.      
Как   определить,    какое    слово    теоретически   расположено   выше,   а   какое – ниже?  Опять  же,  в  этом  случае  на  помощь  приходит  ударение,  и  по  расположению  ударных  слогов,  мы  фиксируем  их  высоту.  В  сомнительных  случаях  на  высоту  влияет  количество  согласных:  если  их  больше,  то  слово  становится  ниже.       
Здесь  тоже  есть  своя  система.  Краткое,  в  один  слог  слово  именуется  односложным.  Имееющее  2  слога – двухсложным.  Состоящее  из  3  слогов – это  трехсложное  слово.  «Квадрат»,  «квадратное»,  состоит  из  4  слогов.  Ну  и  так  дальше. 
Слова  из  7  и  8  слогов – это  уже  длительные  слова.  Они  требуют  особенного  внимания  и  подхода.  Ведь  способы  их  применения – регламентированы.

А  теперь  рассмотрим  голосоведение  в  стихах  с  другой  стороны.  Оно  имеет  свою  историю.  Вернее,  свою  предыисторию.
В   старой,   прежней   теории,   голосоведение   оценивалось   по  другому. 
Строка,   как   и   в   целом   стихи,  обязаны  были  петь.  Это  достигалось  особенно  плавным  письмом,  без  сучка  и  задоринки,  заслужившим  название  «гладкописи».
Эта  манера  продержалась  до  появления  футуризма,  поколебалась  последним,  затем  снова  существовала  наряду  со  «строчечным  письмом».
Именно   так   я   назвала   новую   для   своего  века,  манеру  Маяковского. 
Однако,  я  не  намерена  углубляться  в  историю  литературы.  Старый  мир – это  старый  мир.
Итак,  «гладкопись»  имела  свои  достоинства  и  своих  почитателей.  Это  была  единственная  возможность  для  существования  словесной  музыки.  Весьма  несовершенная  манера …  В  империи  литературы  старой …
И  всё  же,  и  самая  обаятельная  улыбка  «гладкописи»  иногда  выглядела  не  то,  чтобы  ущербной,  не  то  слово,  она  выглядела – щербатой.  Так,  легкие   камешки,   незначительные,   на   ровной  дороге …

Иная  последовательность  слов  складывалась  таким  образом,  что  в   звуковом  ряду,  с  его  чередованием  гласных  и  согласных,  рядом  получалось  2  и  более  одинаковых  согласных.  При  этом  усматривалось  выпадение   обязательного   гласного,   и   поэтому  такая   последовательность   имела  все  основания  называться  «зиянием».  То  есть  в  ней   зияло  выпадение  несуществующего  гласного.
В  нижеследующем  образце  наблюдается  зияние  между  двумя  «т»:

Впечатляет –
                та
                печалью:

Очень –
              очень
Величавой! 

А   вот  что  случалось  при  столкновении  гласных:  когда  2  и  более  гласных  оказывались  рядом  в  одной  и   той  же  паре.  Их  энергетика   возрастала,   и   поэтому   такие    последовательности   заслужили  название  «бомбасты».   С  некоторым  намеком  на  «взрывоопасность».

                Ведь
Примирения –
                впрямь
                умиротворение –
Видно –
               в  дней
               заведении,

И – видение!

Мы  видим,  как  в  конце  столкнулись  лбами  2  … ии,  с  союзом  «и»:  заведении,  и … 
Пример  типичный:  как  часто  в  таких  случаях  подворачиваются  соединительные  союзы  «и»,  «а».

Такие  столкновения – повторения  гласных,  как  и  согласных  не  считаются  ошибками.  Ведь  со 
временем,  и  мы  обязаны  это  учитывать,  голосоведение  становится  всё  более  терпким. 
   


Рецензии