Работа над своими стихами. Критическое эссе 6

   Новый учебный год. В "Шпиле" тоже очередной сезон и продолжительные соображения. В предыдущей статье обозначено, как улучшить стихотворение в группе, когда Вы не один(-на) и можно разбирать стихи и критиковать друг друга. Однако, создание стихотворения - это, прежде всего, индивидуальное действо и почти таинство. Как же написать хорошее произведение?
   Аккумулируя опыт знакомых поэтов, я не буду говорить о начитанности и таланте человека - лишь о поэтической технике и элементарных правилах.
   Сначала пишется стихотворение. Одни ловят, как воздух, словечки и фразочки (строчки), другие - будто под диктовку свыше едва успевают записывать текст, третьи - подгоняют раздумья под искусственные схемы: сонеты, романсы, смысловые рифмы и т. п. . Итак, написали! Следует выдохнуть и переписать начисто или напечатать в электронном виде - попутно уже что-нибудь поменяется. Следует не торопиться и хорошенько проверить ритмику, грамматику, возможные повторы, а, главное, смысл. Если названия нет, то придумать не спеша, увязать с темой или сутью написанного.
   Смысл(-ы). Что Вы хотели сказать, а что получилось? Выражено ли это? Есть ли логика? Нет ли повторяющихся сентенций, ведь текст можно легко раздуть, а стоит ли?... Необходимо проверять значения слов по словарю, особенно, когда есть сомнения.
   Название. Оно должно соответствовать смыслу и быть, по возможности, ярким и запоминающимся. Часто в названии заявлена тема произведения. Так вот, раскрыта ли она?!
   Важное понятие для стихотворения - рифма. Желательно избегать простых (избитых) рифм, напр. , счастье - участие, розы - морозы, звезда - всегда, вечность - бесконечность, и не сильно "радоваться" множественным глагольным рифмам. Этот приём не запрещён, но, обычно, слишком безыскусный и очень любим начинающимися авторами.
   Складывать стихотворения достаточно легко, трудно сыскать новую, неожиданную рифму, но очень-очень важно находить новые созвучия.
   Ещё труднее новизна работы, свежий взгляд, неожиданные сравнения, метафоры, определения.
   Часто поэт, сочиняя м находясь в образе, не видит сразу свои несуразности и ошибки. Не стоит торопиться выкладывать для публики свежий опус - пусть вылежится, созреет.
   Полезно вдумчиво анализировать стихи известных, признанных авторов. У них иногда встречаются парадоксальные ляпы. Мне на днях указали на строку из "Пой гитарная струна..." Роберта Рождественского: " К долгожданной гитаре я тихо прильну..." Если определение "долгожданная" спорное, но допустимое, то "тихо прильну" - глупое (на антитезе - "громко прильну" - просто смешно). Кстати, приём от обратного очень действенный!
   Улучшать стихотворение бесконечно не надо, но время от времени перечитывать и задумываться необходимо...
   Не прощаюсь надолго и жду замечаний и конструктивизма.

   


Рецензии