Каин и Авель
КАТАРИНЕ
Дорогая душа, Катарина! Вы конечно понимаете, что вопросы, которые беспокоят Вас, в течение трёх с половиной тысячелетий тревожили умы, в том числе умы выдающихся религиозных деятелей, в том числе величайшие умы, и мы окажемся Шариковыми, если возьмёмся комментировать Писания без оглядки на мнения этих людей, и если я в своих объяснениях не упоминаю их имён, то только для того, чтобы не перегружать текст многочисленными ссылками.
При комментировании Священных Писаний следует исходить из факта бытия живого, сущего, истинного, любящего Бога, вдохновившего Своих рабов, библейских пророков, и ныне Духом Своим оживотворяющего Свои богодухновенные слова. Потому к Священным Писаниям нам следует подходить по молитве, в смирении и кротости сокрушённых сердец, иначе мы обязательно, незаметно для себя, по привычке, увлечёмся собственными эмоциями, фантазиями, и начнём поверять Божие слово эллинской диалектикой. Это не значит, что наше рассуждение над Божьим словом не требует от нас интеллекта. Это значит, что божественное рассуждение отличается от человеческого...
РОДИТЕЛИ
Родителям Каина и Авеля было поручено владеть всей землёю (Быт.1;26), но сначала они возделывали один маленький сад, потому что их было только двое. Сотворённые Богом культурные растения ещё не росли, потому что, объясняет Писание (Быт.2;5), «Бог не посылал дождя на землю». Люди питались от всяких деревьев райского сада. Бог заповедал им плодиться, размножаться и наполнять землю, но до грехопадения у них не было детей, потому что, если бы таковые были, после того как родители согрешили, дети остались бы в раю.
Исходя из текстов первых глав книги мы видим, что человек был сотворён в патриархальные времена, когда родство велось по отцу, и жёны должны были повиноваться своим мужьям. После грехопадения Адам и Ева родили Каина и Авеля и, по крайней мере, жену для Каина, но поскольку существенными для родства были мужчины, имя жены Каина и имена жён в родословиях не упоминаются.
Когда Адам и его жена вдвоём согрешили, они немедленно увидели свою наготу – своё, необычайное для них, доселе неведомое им, греховное, падшее состояние, убоялись Бога (Быт.3;10), скрылись от Его лица между деревьями рая (8), попытались скрыть своё состояние от себя и от Бога, сделав себе опоясания из смоковных листьев (7). Омерзительно неуютной открылась им жизнь в их греховном мире, в рабстве греха, душевного сознания духовной смерти и страха обещанной им смерти физической. Бог пришёл и обличил их и, раскрыв им картину последствий содеянного, привёл их к покаянию. В горючих слезах, как говорит Силуан Афонский, в раскаянии стояли они пред Богом, и Бог снял с них опоясания страха, и сделал «Адаму и жене его одежды кожаные» (21). Бог Сам заклал за них жертвенных животных, покрыв жертвою их грех, и Сам одел их в одежды праведности. Это было указанием не только на прообразные жертвы по закону Моисееву, но и на совершенную жертву Иисуса Христа. Принесение животных способно было очистить только тела согрешивших, но не могло сделать их чистыми и совершенными в их совести. Адам пророчески назвал свою жену Евой, ибо она станет матерью всех живущих.
КАИН
Заключая с согрешившими людьми второй завет, Бог сказал, обольщающему всю вселенную, великому дракону, древнему змию, называемому диаволом и сатаною (Отк.12;9), что у жены Адама родится человек, который не смотря на то, что сатана будет жалить его в пяту, станет поражать сатану в голову (Быт.3;15). Присутствовавшая при разговоре жена Адама, когда у неё родился первенец, с присущей грешным людям СПОСОБНОСТЬЮ РАССУЖДАТЬ БЕЗ БОГА, решила, что её первенец и есть обещанный Богом человек. Поэтому она назала своего сына Каином. Имя «Каин» означает созданный, произведённый, приобретённый. Впервые родившая человека Ева вполне сознавала, что это чудо рождения – от Господа. «Создала, произвела, приобрела я человека от Господа» - сказала она (Быт.4;1). Она связывала с Каином большие надежды, но чем дальше, тем более ЕЁ РЕБЁНОК не оправдывал её ожиданий. В сердце его укоренялись беспечное отношение к своему греховному состоянию, несмирение, противление, бунт. Имя «Каин» имело и другой, противоположный первому, смысл, характеризуя человека – создателя, производителя, преобретателя, крепко привязанного к земле плотскими заботами.
АВЕЛЬ
Поэтому, когда Ева родила второго сына, она в разочаровании назвала его Авелем, что означает «дыхание, пар, суета, ничтожество». Вместе с тем имя Авеля указывает на него, как на человека духа, а не плоти, сына Божия, а не человеческого, пришедшего в мир, как исчезающий пар, на короткое время. Адам жил 930 лет. Авель вспыхнул и исчез. Иак.4;14: «Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Мы цепляемся за эту жизнь, забывая что свею верою, чистотой и благочестием в силах приготовить себе вечные обители. Маловеры, мы уже не замечаем в себе греховной способности думать самому, вызвавшей, как мы видим почти во всех библейских историях, серьёзные последствия и проблемы. Нас, несовершенных по определению, сатана хочет обречь поклонению нам самим самими собою. Когда мы живём сами, мы в послушании сатане исполняем его волю и, о предел глупости, называем себя «Человеком Разумным». Ева назвала своих детей по своему разумению. Бог показал ей истинное значение этих имён, из которых можно извлечь не простое духовное назидание, сложные ассоциации. Всё началось не с дара (жертвы) Богу, а с сердца, этот дар приносящего. Пр.4;18-29.
ДВЕ ЖЕРТВЫ
Дела Авеля были праведны, а дела Каина злы. (1Ин.3;12).
Быт.4;4: «Авель... принес от первородных стада своего и от тука их». Авель имел верное, доверяющее Богу, кроткое (не бунтующее), смиренное, сокрушённое сердце, сознающее ужас своего греховного состояния. Верою, то есть по слову Божию, принёс он «жертву лучшую, нежели Каин» (Евр.11;4), совершив её как жертвы за грех и жертвы всесожжения, приносимые по закону. Из чего мы видим, что Авель верил в Бога, приходил к Нему, искал и находил Его, так как «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11;6). Жертвы нужны не Богу, а нам. Бог заботится не о Себе, а о нас. Забота Бога – чистота наших сердец. Евр.11;4: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его». Авель в ужасе своего греховного состояния принёс Богу жертву за грех. Видя покаянное сердце Авеля, Бог принял эту жертву, очистил Авеля и Сам засвидетельствовал о том, что Авель праведен.
Быт.4;3: «Каин принес от плодов земли дар Господу». Привязанный к земному, Каин принёс плод своей привязанности в дар Богу. Каин своим даром решился «умилостивить Всемилостивейшего Бога», чтобы получить благословение. С Богом такое не проходит. Бог даже не посмотрел на его дар. Оттого Каин и позавидовал. Оттого и убил. Каин был от лукавого и убил своего брата. «А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1Ин.3;12). «Как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне» (Гал.4;29).
Каин убил Авеля. Авель, до конца верный Богу, принёс себя Ему в благоухание жертвой всесожжения, подобно жертве Иисуса Христа, Кровь кропления Которого говорит лучше, нежели Авелева (Евр.12;24). Воистину видим мы духовными глазами, что мир в массе идёт каиновым путём, предаётся обольщениям награды или похвал и погибает в упорстве, как Корей (Иуд.1;11). Как отличить Божиих от не Божиих? По плодам. Мтф.7;16-20. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мтф.5;16).
ДВА СЕРДЦА
Наша проблема состоит в том, чего мы ищем. Бог видел рвение Авеля в небесном, и благословил его в земном. Мтф.6;31-33: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Только бы нам не слукавить перед Господом, думая, «что благочестие служит для прибытка» (1Тим.6;5).
То, чего мы ищем, - это направленность нашего сердца, наших душ, наших мыслей, нашей жизни. Древняя история с Каином и Авелем имеет к нам прямое отношение. Флп.2;21: «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Еф.5;17: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». Разумеется, искать того, что угодно Иисусу Христу, значит познавать Его волю для того, чтобы исполнять Его волю. Бог сотворил нас во Христе Иисусе для того, чтобы мы делали не свои добрые дела, которые не добрые, потому что свои, а добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф.2;10). Потому Бог сотворил весь человеческий род для того, чтобы они искали Его (Деян.17;26,27). Еф.5;17-20: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия... исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа».
СЛАВА БОГУ
Пс.41;6: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». Причём здесь слава Богу? Пс.21;4: «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля». Что мы слышим? Бог живёт, обитает, находится, Бога можно найти посреди славословий Его народа. Возникают вопросы. Как можно славить Бога, «Которого нет»? Зачем Богу нужно, чтобы мы славили Его? Если мы ещё задаём такие вопросы, мы плотские, мы ещё идём каиновым путём.
Свидетельство о публикации №121092308302