О страсти. Печаль

Очерк из книги "Введение в философию православия".
https://proza.ru/2018/10/28/881
            
продолжение

ПЕЧАЛЬ
 
“Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, не благодарение Богу за всё случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.” (И. Брянчанинов).
Печаль преподобный Нил Синайский называет “червем в сердце”. Эта страсть поражает всякого, кто  стремится к достижению сугубо земных благ. Внешние ситуации начинают управлять нами, когда   не обращаем особого внимания на  происходящее в собственном сердце, душе и рассудке. Как известно дух формирует обстоятельства жизни.  Если он  болен, т.е. поражен, например, страстью гнева, то  не будет в состоянии решать должным образом возникающие задачи. Именно наша духовная слабость, является причиной того, что  задуманное не осуществляется, а созданное  рушится.   
Обыденная жизнь всегда наполнена различного рода потерями, утратами, ибо всё в ней находится во власти времени. И если происходящие изменения не воспринимать должным образом, то у нас всегда будут возникать поводы для печали. Но главной причиной её является ощущение своего бессилия. Напомню, что перед страстью печали  рассматривали “гнев”. А теперь вспомним, в каком состоянии пребываем после утоления желания поссориться. Конечно же,  начинаем ощущать опустошение, часто вину и стыд. Да и любое утоление страсти, приводит к утрате энергии. Если это происходит постоянно, то неизбежно возникнет печальное ощущение того, что от нас ничего не зависит в этой жизни. От нас ничего не зависит, пока мы поступаем произвольно, т.е. нарушая заповеди Божьи, технику безопасности жизни. Но стоит только  принудить себя, например, к молитве, к уничтожению “своих” злых чувств и помыслов, так мы достаточно скоро почувствуем, что силы  прибывают; что душа наполняется светом Божьей благодати,  уничтожающей окружающую  тьму.
Надо понимать,  сама по себе неблагоприятная обстановка быта не может ввергнуть нас в трясину печали. Всё дело в нашем отношении к жизни. Когда себе говорим, что слишком слабы, “один в поле не  воин”, то именно тогда внешнее давление на нас будет укрепляться. Но как только найдём в себе силы обратиться к Богу за помощью,   молитвами и добрыми делами окажем такое воздействие на печаль, что она покинет нашу душу.  Стоит же “опустить руки”, и у нас будет готово объяснение своей слабости. Любые оправдания тому, что продолжаем оставаться в недолжном состоянии, лживы и смертельно опасны.  Главной причиной недоверия к себе являются даже не тяжёлые обстоятельства жизни, а нерадивость.
Священник Павел Гумеров справедливо говорит: “Около праздного, ленивого всё время вьются бесы печали, он лёгкая добыча для них. Человек целеустремлённый, любящий труд очень редко тоскует. Когда борет тоска, первый симптом – ничего не хочется делать, полное расслабление. Здесь нужно шаг за шагом понуждать себя хоть к какому-нибудь делу. Тоскующий просто обязан подвигать себя на труд, хотя любое занятие в состоянии депрессии уже маленький подвиг – от слова “подвигаться, двигаться”.
Но деятельность, даже творчество, без молитвы и покаяния-исповедования своих грехов не позволяет долго сопротивляться воздействиям, посредством которых враг старается ввергнуть нас в состояние печали. Пока не обретём навыка  исследования  сердца;  поиска настоящих причин  проблем, неудач, болезней, недобрых отношений с близкими,  не обретём и сил, для уничтожения того, что делает  жизнь несчастной.  Представьте себе, что вы  в своей квартире долгое время не производили уборку и не выносили мусор, какая атмосфера в ней будет? Точно так же  и в жизни души, если не стремимся своевременно выявить в ней грязь и очиститься от неё, то  она быстро придёт в запустение. Исповедание грехов, труд души предшествующий этому таинству, – не просто уборка грязи, но то, что выжигает наши недостатки очищающим огнём благодати, и они превращаются в достоинства. В результате наша природа наполняется силой, позволяющей не только противостоять внешнему злу, но и управлять обстоятельствами жизни. Это ли не причина рождения в душе не только чувства облегчения, но и радости.
Отец Павел (Гумеров) приводит  такую притчу. Дом одного  человека залило водой во время наводнения. И вода  прибывает всё выше и выше. Он уже перебрался на чердак,  веря, что Бог его не оставит. Мимо плывут на лодке и кричат ему: “Прыгай к нам, мы тебя спасём!”. Он же отвечает: “Нет, Бог меня спасёт!”. А вода всё выше, человек уже перелез крышу. Мимо плывёт какой-то плот, но и тут человек не воспользовался случаем, думая, что Господь спасёт его. Несчастный уже стоит по грудь в воде и видит большую доску, проплывающую мимо, но и сейчас не хочет воспользоваться ею, думая, что Бог, поможет ему чудесным образом. И вот человек погибает, душа его приходит к Богу  и спрашивает: “Господи, что же Ты не выручил меня, ведь я так верил, так молился Тебе!” И Бог ответил ему: “Я три раза посылал тебе средства спасения, и ты ни разу не воспользовался ими”.
Когда мы начинаем давать пищу своему религиозному чувству, укреплять веру, у нас откроется и способность видеть в обычных жизненных ситуациях бесчисленные  подсказки по поводу и  грозящих опасностей, и по поводу того, что может послужить надёжным средством достижения поставленных  целей.  Посылаемая нам Божья помощь должна быть ещё узнана. Он даёт нам только подсказки-наказы, нам на них требуется ответить. В этом смысл понятия “ответственность”. Когда и слышим, и слушаем, и отвечаем, тогда нас и ведёт по жизни Само Провидение. “Бог не спасает без нас”.
      
фото автора


Рецензии