Около-литературные суждения

Читая популярные и другие интересующие нас произведения, в стихах или прозе, мы часто делаем массу разнообразных выводов по этой теме. Это естественно и даже хорошо: процесс сотворчества нас как-то развивает, а иногда и облагораживает, если прочитанное тому способствует.

Но, при обсуждении этих тем в публичном пространстве, сплошь и рядом происходит много непонимания и сшибок мнений. Проблемы таких дискуссий во многом кроются в разном понимании одних терминов и понятий разными людьми.

В этой небольшой статье я хочу предложить относительно единую трактовку, казалось бы, и так очевидных понятий, связанных с некоторыми около-литературными соображениями.  Я предложу кое-какие уточняющие детали к уже известным понятиям. Они спорны, но их можно рассматривать, как факультативные или гипотетические.

1. Самое очевидное. Поэт и прозаик – кто из них писатель?

Ответ понятен без размышлений: оба писатели. Разница между ними в форме подачи литературного произведения (стихи или проза) и, чаще всего, в объёме созданного. Стихи – это, обычно, малая литературная форма. Проза, как правило, гораздо объёмнее. Если взять среднестатистическое литературное произведение, то так и будет, а крайности и экзотика только добавляют красок главному тезису раздела.

2. Кто может считаться писателем?

Стандартный взгляд на это прост: писатель – это человек, у которого есть на это подтверждающий документ (удостоверение, членский билет и пр.).

Я предложу иное, нетиповое мнение, совершенно не утверждая, что это истина в последней инстанции. Писатель – это человек, который просто не может добровольно отказаться от этого занятия, и делает это достаточно устойчиво на протяжении значительного жизненного отрезка. Причём, качество написанного и художественные достоинства его произведений при этом являются вторичными и, относительно, мало-определяющими признаками.

Чтобы это суждение имело определённый вес и убедительность, необходимо уточнить понятие о профессиональных писателях и любителях.

3. Писатели профессионалы, полу-профессионалы, любители и полу-любители.

Предложу следующую градацию писательского статуса.

а) Писатели профессиональные литераторы – это люди, которые свой основной материальный доход (средства на социальную жизнь) имеют от своей же литературной деятельности. Казалось бы, здесь всё просто, но имеются некие спорные или непривычные моменты. К примеру, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и другие, профессионалами литературы, с этой точки зрения, не были. У них были другие основные материальные источники социального существования.

Чтобы в этой теме не возникало лишних вопросов, надо оговориться: профессиональный статус писателя и уровень его таланта прямо не коррелируются. В этом случае пропорция не прямая, а через некий повышающий или понижающий коэффициент. Бывает так, что профессионал литературы имеет посредственный уровень таланта, а полу-профессионал, или даже любитель, могут быть куда более одарёнными писателями в своём природном потенциале. В жизни складывается по-разному. Более плотно эту тему рассмотрим в разделе 4, а пока продолжим данный раздел.

б) Писатели полу-профессиональные литераторы – это люди, которые имеют определённые материальные доходы от своей литературной деятельности. Но на социальное существование (с учётом семейных затрат и затрат на иных близких людей) этого явно не хватает. Писатель полу-профессионал имеет, кроме недостаточных литературных, ещё и иные источники дохода. Литературные они или нет, постоянные или нет – это уже в данном контексте значения не имеет. Вероятно, Пушкина, Лермонтова и других  писателей того времени можно отнести, по предложенной классификации, к полу-профессионалам. Разумеется, это касается только и именно литературного статуса, но никак не таланта.

в) Писатели-любители – это те люди, которые за свои литературные труды или не получали материального вознаграждения вообще, или это были сугубо единичные случаи. Кроме того, исходя из предложенного определения писателя, эти люди посвящают литературным трудам весьма значительный жизненный отрезок.

Конечно, провести чёткие градации по предлагаемой классификации не очень-то получится, с точки зрения абсолютной корректности. Но вполне можно принять это за некий условный литературный постулат.

г) Писатели полу-любители – это люди, которые материальных средств от своей литературной деятельности не имеют. Кроме того, литературной деятельностью они занимаются крайне нерегулярно или вообще незначительное время в своей жизни.
При этом, они вполне могут создавать отдельные значительные литературные произведения. К примеру, как автор популярного и широко известного романса «Мой костёр в тумане светит».

4. Ориентировочная классификация литературных талантов.

Этот раздел, наверняка, будет наиболее критично воспринят читателями. Что ж, я буду только рад, если кто-то рационально поправит меня или просто напишет лучше, или укажет источник, исчерпывающе отвечающий на данный вопрос.

Итак, уровень литературного таланта я предлагаю разделить на 5 категорий. А именно: абсолютный писательский гений (АПГ), большой писательский талант (БПТ), хороший писатель (ХП), писатель текущего момента (ПТМ) и писатель нереализованный (ПН).

а) Абсолютный писательский гений (АПГ). Критерий таланта в научной среде иногда определяется величиной цитируемости в профильных изданиях. Для литературных произведений это годится не совсем, тут необходимы непосредственные публикации.  АПГ определяется, на мой взгляд, по достаточно широкой публикации в СМИ и иных профильный источниках (литературных, музыкальных, драматургических, учебных и пр.) на протяжении не менее 4-5 поколений сознательных потребителей, т.е. примерно 100-150 лет и более. Причём, как в своей стране, так и в зарубежных переводах.

б) Большой писательский талант (БПТ).  БПТ определяется по достаточно широкой публикации в СМИ и иных профильный источниках (литературных, музыкальных, драматургических, учебных и пр.) на протяжении не менее 2-3 поколений сознательных потребителей, т.е. примерно 60-80 лет и более. Причём, как в своей стране, так и в зарубежных переводах.

в) Хороший писатель (ХП). ХП определяется по публикации в СМИ и иных профильный источниках (литературных, музыкальных, драматургических и пр.) в объёме значительно более низком, чем у АПГ и БПТ. Происходит это на протяжении не менее 1-2 поколений сознательных потребителей, т.е. примерно 30-40 лет и более. Причём, за рубежом ХП либо не публикуется вообще, либо это случается, как отдельные, разовые варианты.

г) Писатель текущего момента (ПТМ). ПТМ определяется по публикации в СМИ и иных профильный источниках в объёме значительно более низком, чем у ХП. Происходит это на протяжении 1 поколения сознательных потребителей, т.е. примерно 10-20 лет, но иногда возможно и более. Зарубежных публикаций ПТМ не имеет вообще.

д) Писатель нереализованный (ПН). ПН публикуется только по случаю и совсем немного, прочее можно не рассматривать.

К этой условной градации литературных талантов можно добавить ещё одно соображение. Предложенные группы имеют достаточно подвижный характер и вполне могут менять своих обладателей по принципу «туда-сюда», в зависимости от общественной конъюнктуры и изменяющихся (или нет) взглядов публики на значительном историческом протяжении. Народ и время – высшие судьи по гамбургскому счёту этой темы.

И последнее, несколько отвлечённое соображение. Мысль, однажды родившаяся, частенько реализуется в слово. А слово, если оно того стоит, прозвучав однажды в эфире, уже не растворится в нём полностью. Когда-нибудь кто-то другой воспримет это слово из мирового эфира и, вполне возможно, добавит к нему что-то своё, раннее не звучавшее. Так родится новое знание.


Рецензии