О патриотизме в русской литературе
«Патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». А если сказать проще, патриотизм – это любовь к Родине, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей страны.
За время своего существования Русь не раз подвергалась нападениям захватчиков, которых привлекали её богатства, просторы и неограниченные ресурсы. Много раз Россия была на грани падения, но каждый раз на борьбу с врагом поднималась не только армия, но и весь народ. В тяжёлые для Родины дни примеры мужества, героизма и патриотизма становились нормой. Для победы люди отдавали всё: имущество, деньги, жизнь. И не могли понять захватчики причину своих неудач. А она была проста – воевали они не с армией, не с государством, а с народом.
Во времена становления России как государства, слово «патриотизм», как правило, было связано с традиционной культурой православного христианства. Христианин смолоду воспитывался в духе самоотречения и жертвенности, он был готов в любой момент отказаться от собственных удобств и желаний во имя страны, в которой родился и вырос, во имя народа, с которым живёшь. В русской армии высшей мерой доблести считалось: «Положить душу за други своя».
Ещё в 18 веке Карамзин писал:
«Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелью человека русского, а победа – вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться, и которые отличались от других северных народов не только своею храбростью, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом веке играли и забавлялись ужасом новой тогдашней столицы мира: им надлежало только явиться под стенами».
Идеологическую основу патриотического воспитания россиян и армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве «За Веру, Царя и Отечество!». Патриотизм русских воинов не вносился в умы насильственно, а зиждился на их сознании привитых с детства убеждениях. Русские полководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и использовали различные средства, формы, методы патриотического воспитания, главными из которых были — забота о солдате и личный пример офицера.
Патриотизм, как высшую из всех добродетелей, почитали еще во времена Петра I. Именно, пламенная речь, произнесённая им накануне Полтавской битвы, во многом определила исход сражения.
«Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обратился Петр I к воинам перед Полтавской битвой, — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...»
Розанов В.В. – великий русский философ очень емко высказался по поводу «сознательного патриотизма», проявляемого русским народом: «Счастливую и великую родину – любить - не велика вещь. Мы должны ее любить, именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, или даже порочна. Именно, когда наша мать пьяна лежит и вся запуталась в грехе, мы и не должны отходить от нее».
Патриотизм русского народа воспевался во все времена. Любовь к своей стране воплощалась в произведениях отечественных писателей в образах смелых и сильных героев, а также в прекрасных описаниях ярких русских характеров. В литературе 19-20 века любовь к Родине была одной из основных тем, как в стихах, так и в прозе. О подвигах Ивана Сусанина, Архипа Осипова, матроса Кошки и солдат Севастополя знала вся Россия.
Образцом мужества и героизма русских людей считается роман - эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». По мнению писателя, исход войны 1812 года был определён не недоступным человеческому пониманию фатумом, а «дубиной народной войны».
Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, князей, графов и подчёркивает, что в любви к Родине патриотические чувства этих людей едины.
Многочисленные участники сражения охвачены единым чувством патриотизма. «Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.
Тема патриотизма чётко прослеживается в произведениях поэтов 19-20 веков.
Анна Ахматова навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли, и, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом
Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. Если в раннем творчестве всей родиной для поэтессы был Петербург, то с годами, при обращении к теме родины, ее размышления становятся все более значительными. Например, в стихотворении «Родная земля» она пишет:
…Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
Для С. А. Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями
Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней – о России:
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».
Трудно найти в России писателя или поэта, который в своих произведениях не поднимал бы тему патриотизма.
Тема родины во все времена была ведущей в русской литературе. К ней обращались многие поэты и писатели, каждый разрабатывал эту тему по-своему, но неизменным всегда оставалось одно – глубокая любовь к России. Кому сейчас неизвестны имена Шолохова, Твардовского, Фадеева, Алексея Толстого, Аркадия Первенцева и сотен писателей, посвятивших своё творчество героизму русского человека.
Патриотизм необходим сегодня нашей стране для того, чтобы сохранить свое национальное достоинство и занять весомое положение в сообществе цивилизованных государств мира. Он должен быть державным, исторически преемственным, просвещенным и духовно наполненным. Россия – великая страна, и она никогда не испытывала недостатка в героях. Примеров много.
28 марта 2012 года во время учений солдат в Приамурье, проходящий военную службу по призыву, 19-летний рядовой Максим Журавлёв из положения «стоя» неудачно бросил гранату РГД-5. Боеприпас попал в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев. Командир его, мгновенно оценив обстановку, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью. Похоронен в городе Волжском Волгоградской области, где живут его родители.
Майору Солнечникову посмертно присвоено звание Героя России. Именем героя названы улицы в Благовещенске, Волгограде и Ахтубинске. В Белогорске открыта памятная стела и на Аллее Славы установлена плита со звездой в память о Герое России майоре Сергее Солнечникове. В городе Волжском кадетской школе присвоено его имя.
Александр Прохоренко - имя этого 25-летнего парня из Оренбургской области стало известно всей стране. Российский офицер вызвал огонь на себя. В Сирии во время боев за Пальмиру корректировщик, работавший в тылу ИГИЛ, давал точные координаты для ударов. Он был глазами тех, кто шел в наступление. Александр неделю в одиночку находился в тылу врага. Когда террористы его вычислили и окружили, попросил своих накрыть огнем квадрат, где находился. Погиб, не сдавшись врагу.
10 июля 2016 года полицейский младший лейтенант Магомед Нурбагандов был захвачен в плен исламскими боевиками. Перед смертью его пытались заставить говорить на камеру, чтобы его друзья и братья ушли из правоохранительных органов. На это молодой полицейский сказал, обращаясь к своим родственникам и знакомым: "Работайте, братья"» .
После этих слов Нурбагандов был расстрелян.
Это яркие, но единичные примеры героизма отдельно взятых людей, о которых говорится в средствах массовой информации. А сколько их, безымянных героев, живут в России! Но не о них снимаются фильмы, не о них говорится на телевидении.
Что мы имеем в настоящее время? Государственный патриотизм в основе своей – ложный. Любой современный фильм о советском времени пронизан ярым антисоветизмом. Под государственным патриотизмом кроется корыстное стремление сохранить узурпированное в 90-ых годах «право» на богатства страны.
Для того, чтобы привить молодёжи патриотизм, нужно начинать со школьной скамьи. В частности, необходимо вводить в школах первоначальную военную подготовку, создавать музеи боевой славы, патриотические кружки. Сдача норм БГТО и ГТО – обязанность всей молодёжи нашей страны. В школьные библиотеки должны поступать не детективы, восхваляющие образ жизни бандитов и воровских шаек, ни слащавые женские романы, а патриотическая литература.
Если раньше в школах постоянно проводилась патриотическая работа и детям с юных лет прививалось чувство любви к Родине, работали дома творчества и кружки по интересам, то сейчас, в свободное от занятий время всё большее число молодых людей тянется к алкоголю и наркотикам.
В настоящее время «патриотизм» нынешней власти направлен, в основном, на защиту своих интересов от
западных партнёров. Высшие чиновники, да, и вообще, богатые люди, стремятся учить своих детей в заграничных школах и университетах. А какой патриот может вырасти из человека, который много лет не видит свою Родину, которому постоянно внушается мысль, что главное в жизни – деньги и власть. Вернувшись из-за границы, эти люди под крылышком богатых родственников занимают высокие посты и должности. О каком патриотизме, о какой любви к Родине с ними можно говорить!
В школах вводится ЕГЭ, чуждое нашей системе образования, переписывается история , из учебников вычеркиваются лучшие достижения советского народа. Забываются имена героев. В советский период
мощным фактором воспитания был образ героя (А.Матросов, М. Паникаха, З.Космодемьянская, О.Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход через линию фронта, оборона дома Павлова и др.). Эти образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т.д.
Когда в ходе Великой Отечественной войны решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». И об этих людях писали свои великие произведения писатели и поэты, о них ставились пьесы и снимались фильмы. В любом художественном произведении на первом месте стояло стремление воспитать любовь к Родине, к народу – чувство патриотизма.
После развала Советского Союза в Россию мутным потоком хлынула чуждая нам культура, основанная на принципах стяжательства и преступности, порнография и детективы заняли главные места на библиотечных полках и влияние русской литературы и её воздействие на умы молодёжи значительно ослабло.
По данным некоторых исследователей, около 80% молодых людей не могут назвать конкретных героев. Таковы плоды и развенчивания всего и вся в последние 15-20 лет. А когда нет образца для поведения, молодежь попросту не понимает, с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищет свои идеалы самостоятельно, например, на экране телевизора. Нужно ли говорить о том, что за пример может обнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознание молодежи велико как никогда, но направлено оно не всегда в сторону полезную для общества.
Современное телевидение, принадлежащее олигархам, проповедует фильмы и сериалы типа «Бригада». Основная мысль, заложенная в сюжете данного сериала — пропаганда образа «хорошего бандита» и призыв вести стиль жизни, свойственный главным героям. Об этом говорит в своем интервью «Российской Газете» Б. Грызлов: «Образ “хорошего бандита” или “доброго гангстера” распространен в мировом кино, но я не думаю, что в этом образе много позитива». Об этом же пишет в своей статье и Мозговой Ю. В.: «… неужели в нашей жизни нет других героев, кроме “воров в законе”, бандитов из “Бригады” или отмороженных парней из “Бумера”? Неужели они теперь вершители судеб народа, страны?»
А «фильмы ужасов», где трупы нагромождаются друг на друга, и кровь льётся рекой» ! А порнографические фильмы». Такие фильмы за бесценок скупаются телевизионными компаниями за границей (где, кстати, их давно уже не показывают) и ставятся в телевизионные программы. Но попытки подражания образцам американского патриотизма — верный путь к гибели российского кинематографа.
Конечно, есть и исключения. К ним можно отнести такие фильмы, как «Спецназ», «Офицеры», «Кандагар», «Обратный отсчет», «9 рота». Отдельным блоком стоят фильмы о Великой Отечественной Войне, к которым можно отнести «Мы из будущего», «В августе 44», «Диверсант». Именно на этих фильмах нужно строить воспитание молодёжи, и они должны стать основными в телевизионных программах.
Поэтому очень важно понимать, что в российском зрителе чувство патриотизма воспитывается российскими фильмами, снятыми по примеру лучших образцов отечественного кинематографа. Но прежде нужно вернуть культуру смотрения именно «наших» фильмов, а для этого необходимы интересные, качественные и понятные широким слоям населения картины, которые помогут вернуть веру в силу отечественного кино.
Сегодня в России налицо элементы кризиса патриотизма и в целом духовности общества. В стране нестабильная экономическая и политическая ситуация, не урегулированы миграционные процессы и межнациональные проблемы. Когда переписывается история нашей Родины, действуют профашистские организации и современное поколение считает, что оно ничего не должно своей стране, — сложно отличить истинный патриотизм от лживых слов и лозунгов. Как сказал поэт:
Нельзя историю России
В угоду власти распинать.
Распад СССР, поражение в «холодной войне», падение авторитета нашей страны на международной арене, локальные военные конфликты, - всё это стало питательной средой для роста новых течений, таких, как национализм и диссидентство. Такого рода патриотизм очень распространен, особенно в молодежной среде. Среди тех, кто называет себя патриотами, таких около 90%. Явление это достаточно опасное, так как у таких людей присутствует некий комплекс неполноценности, проявляющийся в том, что человек чувствует некое превосходство западного человека, к примеру, тот лучше одевается или ездит на более дорогой машине. Защитная реакция может проявляться в самых разных формах - вплоть до крайнего национализма, шовинизма и ксенофобии. Не каждый способен отличить настоящий патриотизм от других понятий, ими прикрывающимися.
Молодое поколение должно понимать, что патриотизм и национализм – это разные вещи. Патриотизм заключается в том, чтобы любить свой народ и уважать другие народы. Патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души. Патриотизм - это когда ты любишь свой народ, а национализм - это когда ты ненавидишь другие народы. Каждый из нас должен осознать разницу в этих понятиях и задача современной литературы и СМИ донести эту мысль до каждого человека.
Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые - пока не выработаны. Поэтому в молодёжной среде и распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода безответственности.
В настоящее время одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире. И это – основная задача современной литературы.
Генрих Ужегов
Свидетельство о публикации №121092203691