Выставка художника Менделя Горшмана. Секс в СССР
И. Горшмана, А. Лабаса, А. Тенеты, Г. Шульца», издательство «Советский художник», Москва, 1966.
На обложке интересующий нас художник М. Х. Горшман обозначен как И. Горшман.
*
Жил художник натощак,
он всю жизнь писал полотна,
по субботам кушал плотно,
а по будням кое-как…
А по будням кое-как...
*
Москва, 1966 год. Немолодой уже Мендел Хаимович Горшман, тесть Иннокентия Смоктуновского, получил наконец-то разрешение на свою первую персональную выставку. На самом деле выставка была не совсем персональной, пятеро художников одновременно демонстрировали свои произведения. Но, и на том спасибо! Однако идиотизм советской системы был неисчерпаем, как воды мирового океана. При подготовке каталога, некий А-02864, запретил упоминать в тексте имя и отчество художника.
Не только цензоры, следящие за печатным словом, скрывались в той стране под безликими номерами. Воинские части и гражданские предприятия, заключенные в каторжных лагерях и многочисленные управления кгб, научно-исследовательские институты и их отделы, и даже целые города реально существующие, но не обозначенные на карте для того, чтобы ввести в заблуждение возможного противника, шифровались, маскировались и прятались под хитрыми буковками и цифирками.
Оказалось, что первого художника упомянутого в каталоге зовут Меер Моисеевич. Один Меер Моисеевич – это еще, куда ни шло, а два – уже недопустимая для власти тенденция. В результате четыре участники выставки были поименованы, а наш добрый знакомый обозначен в тексте каталога, как Горшман М. Х.
*
Цензор позвонил в издательство. "Ты шо, вашу мать, Израиль разводите! – забасил он в трубку. – Ты мне этот Израиль прекратите немедленно!"
Лицо слушающего заведующего по цвету стало напоминать флаг страны, в которой ему когда-то не повезло родиться, но которой он должен был еще служить и служить.
"Ты зачем там Василий Иваныч партией посажен?" – угрожающе скрежетал звонящий. При слове "посажен" заведующий, в семье которого были "незаконно репрессированные и посмертно реабилитированные", содрогнулся, схватился за сердце и немедленно вызвал подчиненную.
"Ты что, твою мать, – багровея, заорал он, едва та переступила порог, – Израиль развела!" "Какой Израиль?" – испугано спросила женщина. "Ну, с этим твоим Горшманом-шморшманом! Ты мне глазки-то не опускай! Напутала – значит, виновата, ошиблась – исправляй! На, возьми!"
"А ведь он, гад, и уволить может, – трясущимися губами шептала сотрудница, выйдя в коридор. – И на работу нигде не возьмут!" Проревев с полчаса в туалете, униженная и оскорбленная, она вернулась к своему столу и под насмешливые, и все понимающие взгляды других дам, стала вносить в текст заказанные изменения. "И никакого я Израиля не разводила, – успокаивала она себя, – просто имя у художника редкое. А Израиль тут не при чем". В результате всех этих треволнений, слез и переживаний, когда каталог уже был отпечатан и поступил в продажу, обнаружилось, что на обложке черным по синему красуется "Художник И. Горшман".
Сотрудница издательства пять лет проучившаяся в университете получала пятнадцать долларов в месяц. Но лишиться этих денег… "Да атомная война и то лучше, – в отчаянии размышляла она. – Ну, сбросят бомбу, и что будет? Да ничего не будет. Совсем ничего! А уж без зарплаты я точно пропаду". Но начальник в этот раз ее не бранил, а был настроен весьма доброжелательно. "Здорово ты его отделала! – посмеялся он. – Молодец! Пусть подергается, попереживает. Вижу, что ты работница исполнительная. Нам такие кадры нужны".
"Ты до которого часа сегодня работаешь?" – вдруг спросил он. "Я как все до пяти", – ответила подчиненная. "Ты сегодня подзадержись, а часиков в семь ко мне зайди. Разговор у меня к тебе есть". "Хорошо, я подойду", – зардевшись, еле слышно согласилась женщина.*
*
Через одиннадцать лет, под присмотром очередного занумерованного товарища, состоялась, к сожалению, уже посмертная, выставка известного и признанного мастера графики Горшмана Михаила Ефимовича. Против изменения своего имени художник, по объективным причинам, возразить ничего не мог.
Мы были рождены, чтоб Кафку сделать былью.
И сделали!
*
Он в музеях, тот чудак.
Я хожу смотреть полотна.
По субботам ем я плотно,
а по будням кое-как…
А он в музеях, тот чудак.
Ведь вот в музеях тот чудак...
***
*Отрывок, начинающийся со слов "Цензор позвонил в издательство…", является вымыслом автора и писательницы Ширы Горшман. Он не имеет никакого отношения к издательству "Советский художник" и его уважаемым сотрудникам.
Из книги А. Фильцера «Еврейские художники в Советском Союзе: 1939—1991. Из собрания Музея современного еврейского искусства в Москве», Иерусалим, 2008.
Свидетельство о публикации №121092202327
?¿?
угрожающе скрежетал звонивший. При слове
Зус Вайман 23.11.2021 19:26 Заявить о нарушении
Хаим Евреинов 23.11.2021 21:04 Заявить о нарушении