Учение об интонации
Структурализм – интеллектуален, оригинален, актуален. Однако и у него есть свой предшественник.
Таким является инструментализм.
Усиление звуковых качеств, нагнетание сонорности, красочной эвфоники, декларация мелодизма – всё
это наследие прежней поэтики сгруппировалось в одним понятии, именуемом – инструментовка стиха.
Это то природное, здоровое начало, которое питает всё новации и наработки в области стихотворной литературы. Это – постоянная почва под нашими ногами, это то, что позволяет произрастать всему,
чем красочен этот замечательно – мелодический мир.
Что ж, инструментализму, с его менталитетом фоники и эвфоники, с его пиетитом перед звуковой организацией стиха – чтобы превратиться в структурализм, не хватало одного важного качества и связующего звена.
Таким связующим звеном является интонация.
Более правильным выглядит употреблять это наименование во множественном числе – интонаций. Ведь учение об интонациях, об интонационности, об интонационных процессах в области стиха – значится
как преобладающее в новейшей теории стиха.
(Напомню, новейшей теорией стихостроения именуется литературная теория 3 тысячелетия, время её возникновения исчисляется с 2000 года).
Отмечу: новейшая теория, как более наукообразная и точная, переосмысливает некоторые представления
и наименования прежней стиховой теории, стремясь к большей адекватности и правдоподобности теоретических положений.
Наименование «интонация» заимствовано из старой, прежней литературной теории, однако оно вырвано просто с корнем из старой почвы и пересажено на новую, более плодотворную. Раньше оно обозначало звукосмысловую характеристику выражений и фраз. Интонация существовала вопросительная, восклицательная, разговорная, и пр.
Теперь интонацией именуется наиважнейший компонент стихостроения, всей литературной теории нового поколения.
Итак, что же это всё значит? Я вынуждена совершить необходимое
отступление.
В прежние времена тем кирпичиком, важным теоретическим и практическим компонентом, строительным материалом стиха считалось такое явление, как стопа.
Разновидности этих стоп влияли на построение стихотворений, и на их колорит, образуя разнообразие ритмов, метров, размеров и темпов, формируя строку и строфику в целом.
Я не собираюсь приводить вам примеры. Просто отмечу – вся эта методика входила в противоречие с живой практикой российского стихотворства, ввиду того, что живая, реальная речь не желала укладываться в предначертанные метрические схемы. Поэтому теория была вынуждена прибегать к помощи разнообразных дольников, пеонов, тактовиков, паузников, анакруз, и пр. Схоластика метрических
размеров и схем довлела над всеобщим сознанием, сковывала всякую научную и творческую мысль, вынуждая и специалистов и всех студентов литературных, учебных заведений корпеть над её зубрёжкой.
К счастью, мы теперь живем в совершенно другое время.
Музыкантша –
та
мотовка
той
шамовки
Невозможной –
Атаманша,
Что в лукошке
не
киношном,
не
в ладошках
Тех дотошных –
Где морошки –
много
много
И немножко …
(Вам не тошно?
Не –
нарошно,
ведь
вы тоже –
Как мишени –
(те
мишени!)
на
дорожке
Предвкушенья!
Как же
как же –
Тех кунштюков
Трюков
трюков
Треволнений,
Звуков
звуков
Заверений –
и
везенье:
Вы найдете
В исполненьи,
в упоеньи ...
Интонация – это фоническое подобие, родство, тождество минимальных частей человеческой речи, её гласных тонов и согласных фонем.
Минимальными частями человеческой речи, как известно, являются слоги.
Если ранее слоги эсплуатировались в качестве метрических стоп, то теперь они презентуются уже в виде интонаций.
Произошло их превращение из Золушки в невесту. И теперь у них другая, завидная роль.
Интонации образуют интонационный процесс. Это организованный процесс их взаимовлияния, воздействия друг на друга.
Обратимся к вышеприведённому примеру.
Сразу же бросаются в глаза – переклички, кружение и повторение однотипных фонем и звуков. Затем мы различаем, как они постоянно складываются в слоги. Перемешиваясь, слоги образуют слова – смысло
различимые единицы. Но эти слова расположены не так, как в прежней поэтике. Теперь они ныряют один в другого и снова выныривают.
А сами слоги протягиваются в своих воображаемых линиях – лентах.
«Та мотовка той шамовки» – этот звукокомплекс рифмуется между собою, в гармоническом отношении он несколько родственен первоначальному слову – «музыкантша». Мы наблюдаем все те же аллитерации м, ш, к, т. Это согласные звуки. В помощь им идут гласные тона, они то однотипны, то подобны. Эта конструкция завершается словом: «невозможной». Здесь вспыхивают яркие звонкие: з, в, ж, й.
Выверенная аллитерация способствует интонированию начала фразы и её окончания, как и всего звукообразования в целом.
Уже на этом первоначальном этапе, этом кратком эпизоде, мы можем удостовериться, что смыслообразование этой фразы целиком подчиняется музыкальным компонентам стихостроения. Тем же интонациям.
Теперь мы понимаем: интонации включают в себя аллитерации, репетиции, кондиции рифм и ассонантность,
мелодекламацию звуков.
Исследуя приведенный образец далее, отмечаем, что ничего не пропадает даром. Первое «у» в слове «музыкантша» появляется затем в последующем «лукошке», а все эти мелодичные смычно – проходящие
«м» и «л», «м» и «н» тонкопримечательно играют между собою: « … в лукошке – не киношном, не в ладошках тех дотошных, где морошки …»
Позволю себе напомнить, мои дорогие, этот вид стихового письма, когда слоги в словах пренебрегают первоначальным расположением и меняются местами, то есть совершают замены – рокировки, называется «анаграммическим письмом». Интонационность его очень – очень любит и активно использует.
В следующем примере видно, как интонационность растекается ручейками, то сливаясь, то снова разбегаясь:
Ингридиентом
таким
элементом
Во
взглядов
взаимном
Дивертисменте,
Тут
в эти
моменты –
Галантным,
галантности
Тут
гарантом,
Он –
Нерико –
Филипп,
филиппик
Эквивалентных,
Являясь
явно
В заглавии –
глянь:
и
Взгляды
его,
как
видно –
во
Здравие –
бравые!
Мадемуазель
де
Герен
де Тансен
Взглядов
его
заядлых
Мененджмент:
Сегодня
он
Снова
в салоне –
В литературном
таком,
культурном,
и
снова
Пьет
Загляденье
он
в опьяненьи…
В эти
моменты
Поглядывает
Он
на
неё
Восторженно,
Как
на
Свое
божество!
Возвышенно –
не
Так
как
На
какое –
То
баловство!
Множество, богатство интонаций характеризуется наличием интонационной среды.
Необходимо помнить: подобные слова притягивают друг друга. Например: вы только прикоснулся к одному слову, только потрогал его, и тут же к вам явились другие, выскочили просто на «автомате». Вы только взялся за конец веревочки – и вот уже потянулась к вам – вся «вереница».
Это результат того взаимного притяжения, того магнетизма, вследствии которых слова составляют семейства, свои союзы, так называемые «интонационные группы». Нет, это не итог инноваций, наших нововведений, эти свойства были внедрены в сами слова с момента их становления. Это физиология слов, качество, когда слова тянутся друг к другу – оболочками, просто телами. Бороться с этим явлением нежелательно. В его основе – магнито – интонируемые тяготения самих слов. В прежней версификации это сказывалось в подборе так называемых "естественных рифм", когда слова ненавязчиво приходили сами собою.
На интонационные союзы обратил внимание Гаспаров в одной из своих статей. Уже тогда теория подмечала такие явления.
Объяснение этому явлению мы находим в так называемых интонационных рядах, когда сами фонемы объединяются друг с другом по родовым признакам, выстраивая следующие – фонологические ряды:
Б – П – Т – Д
С – З – Ц – Ч
Ш – Щ – Ж – Ф
В – Г – Х – К
М – Л – Н – Й
И только вибрант Р отделился от всех остальных.
Учение об интонационных процессах – это та призма, сквозь которую рассматриваются все иные приемы и компоненты стиха, и голосоведение, и синтаксис, и рифмы, гармонические обороты и структуирование поэтической мысли.
Вы сами могли во всём этом убедиться, не так ли?
Свидетельство о публикации №121092002457