Учение об интонации
Структурализм – интеллектуален, оригинален, актуален. Однако и у него есть свой предшественник.
Таким является инструментализм.
Усиление звуковых качеств, нагнетание сонорности, красочной эвфоники, декларация мелодизма – всё
это наследие прежней поэтики сгруппировалось в одним понятии, именуемом – инструментовка стиха.
Это то природное, здоровое начало, которое питает всё новации и наработки в области стихотворной литературы. Это – постоянная почва под нашими ногами, это то, что позволяет произрастать всему,
чем только может быть красочен наш поэтически – мелодический мир.
Что ж, инструментализму, с его менталитетом фоники и эвфоники, с его пиетитом перед звуковой организацией стиха – чтобы превратиться в структурализм, не хватало одного важного качества и связующего звена.
Таким связующим звеном является интонация.
Более правильным выглядит употреблять это наименование во множественном числе – интонаций. Ведь учение об интонациях, об интонационности, об интонационных процессах в области стиха – значится
как преобладающее в новейшей теории стиха.
(Напомню, новейшей теорией стихостроения именуется литературная теория 3 тысячелетия, время её возникновения исчисляется с 2000 года).
Отмечу: новейшая теория, как более наукообразная и точная, переосмысливает некоторые представления
и наименования прежней стиховой теории, стремясь к большей адекватности и правдоподобности теоретических положений.
Наименование «интонация» заимствовано из старой, прежней литературной теории, однако оно вырвано просто с корнем из старой почвы и пересажено на новую, более плодотворную. Раньше оно обозначало звукосмысловую характеристику выражений и фраз. Интонация существовала вопросительная, восклицательная, разговорная, и пр.
Теперь интонацией именуется наиважнейший компонент стихостроения, всей литературной теории нового поколения.
Итак, что же это всё – значит? Я вынуждена совершить необходимое отступление.
В прежние времена тем кирпичиком, важным теоретическим и практическим компонентом, строительным материалом стиха, считалось такое явление, как стопа.
То есть метрический элемент, связующий между собою ударные и безударные слоги.
Разновидности этих стоп влияли на построение стихотворений, и на их колорит, образуя разнообразие ритмов, метров, темпов и пр. компонентов, формируя строку и строфику в целом.
Я не собираюсь приводить вам примеры. Просто отмечу – вся эта методика входила в противоречие с живой практикой российского стихотворства, ввиду того, что живая, реальная речь не желала укладываться в предначертанные метрические схемы. Поэтому теория была вынуждена прибегать к помощи разнообразных дольников, пеонов, тактовиков, паузников, анакруз, и пр. Схоластика метрических
размеров и схем довлела над всеобщим сознанием, сковывала всякую научную и творческую мысль, вынуждая и специалистов и всех студентов литературных, учебных заведений корпеть над её зубрёжкой.
К счастью, мы теперь живём в совершенно другое время.
Музыкантша –
та
мотовка
той
шамовки
Невозможной –
Что в лукошке
не
киношном,
не
в ладошках
Тех дотошных –
Где морошки –
много
много
И немножко …
(Вам не тошно?
Не –
нарошно,
ведь
вы тоже –
Как мишени –
(те
мишени!)
на
дорожке
Предвкушенья!
Как же
как же –
Тех кунштюков
Трюков
трюков
Треволнений,
Звуков
звуков
Заверений –
и
везенье?!)
Интонация – это фоническое подобие, родство, тождество минимальных частей человеческой речи, её гласных тонов и согласных фонем.
Минимальными частями человеческой речи, как известно, являются слоги.
Если ранее слоги эсплуатировались в качестве метрических стоп, то теперь они презентуются уже в виде интонаций.
Произошло их превращение из Золушки в невесту. И теперь у них другая роль. Она заключается в приведении звукового состава стиха к единым положениям, благодаря которым стихи предельно гармонизуются. Гармонизация звукового состава служит к лучшей целесообразности, организованности, упорядоченности в изложении, построении всего стихотворения.
Интонации образуют интонационный процесс. Это организованный процесс их взаимовлияния, воздействия друг на друга.
Обратимся к вышеприведённому примеру.
Сразу же бросаются в глаза – переклички, кружение и повторение однотипных фонем и звуков. Затем мы различаем, как они постоянно складываются в слоги. Перемешиваясь, слоги образуют слова – смыслоразличимые единицы. Но эти слова расположены не так, как в прежней поэтике. Теперь они ныряют один в другого и снова выныривают.
А сами слоги протягиваются в своих воображаемых линиях – лентах.
«Та мотовка той шамовки» – этот звукокомплекс рифмуется между собою, в гармоническом отношении он несколько родственен первоначальному слову – «музыкантша». Мы наблюдаем все те же аллитерации м, ш, к, т. Это согласные звуки. В помощь им идут гласные тона, они то однотипны, то подобны. Эта конструкция завершается словом: «невозможной». Здесь вспыхивают яркие звонкие: з, в, ж, й.
Выверенная аллитерация способствует интонированию начала фразы и её окончания, как и всего звукообразования в целом.
Уже на этом первоначальном этапе, этом кратком эпизоде, мы можем удостовериться, что смыслообразование этой фразы целиком подчиняется музыкальным компонентам стихостроения. Тем же интонациям.
Теперь мы понимаем: интонации включают в себя аллитерации, репетиции, симпатии, подобия тонов
и звуков, мелодекламацию и вокализ.
Исследуя приведенный образец далее, отмечаем, что ничего не пропадает даром. Первое «у» в слове «музыкантша» появляется затем в последующем «лукошке», а все эти мелодичные смычно – проходящие
«м» и «л», «м» и «н» тонкопримечательно играют между собою: « … в лукошке – не киношном, не в ладошках тех дотошных, где морошки …»
Позволю себе напомнить, мои дорогие, этот вид стихового письма, когда слоги в словах изменяют расположение и меняются местами, называется «анаграммическим письмом». Интонационность его
очень – очень любит и активно использует.
Всё это напоминает увлекательную игру, некую комбинаторику фонем и звуков. Да, так и было в прежней
теории, где согласные связывались между собой одним способом, именуемом аллитерацией, следовательно, они
аллитерировались, а гласные – способом другим, то есть вокализовались.
Вроде бы, всё похоже, однако интонации конвертируют этот процесс по – своему. В нем согласные и гласные
звуки объединяются, сливаются в одно целое, в комплексы, именуемые интонациями. Благодаря тому, что все наши гласные располагаются в определенной теоретической среде, именуемой звуковысотной шкалой, то есть находятся в неких акустических соотношениях, которые мы можем исчислять едва ли не с математической точностью, а это весомый аргумент в пользу теории стихосложения, как науки, – так вот: эти свойства гласных проявляются и в явлении интонаций. Они образуют опорные тона интонаций, опорные ввиду своего звуковысотного положения.
А к этим опорным гласным привязываются, прилипают уже согласные.
В интонациях – аллитерации согласных сливаются с вокализацией гласных – в одно целое, 2 этих направления
объединяются, образуя несколько более глубинное и сложное явление. Поэтому интонацию следует понимать
как связку между первым слогом: гласная плюс согласные, и идентичным слогом, с таким же составом.
Такая парочка – это и есть интонация. Она может располагаться как в одном слове, так и между словами.
Несколько таких парочек образуют интонационный ряд, а большее количество – уже интонационную среду.
Это энергетическая среда, в которой интонации, благодаря своему магнетизму, воздействуют одно на другое.
Поэтому они притягивают друг к другу те слова, в составе которых они находятся, они как бы толкают их в объятия друг друга. Таким образом, возникают рифмы, полурифмы, ассонансы и диссонансы. Всё это градации и проявления различных степеней симпатии.
Те слова, которые не участвуют в интонационных процессах, называются неинтонируемыми словами. Иные из них
только проходные, иногда их количество больше.
В следующем примере видно, как интонационность растекается ручейками, то сливаясь, то снова разбегаясь:
Ингридиентом
таким
элементом
Во
взглядов
взаимном
Дивертисменте,
Тут
в эти
моменты –
Галантным,
галантности
Тут
гарантом,
Он –
Нерико –
Филипп,
филиппик
Эквивалентных,
Являясь
явно
В заглавии –
глянь:
и
Взгляды
его,
как
видно –
во
Здравие –
бравые!
Мадемуазель
де
Герен
де Тансен
Взглядов
его
заядлых
Мененджмент:
Сегодня
он
Снова
в салоне –
В литературном
таком,
культурном,
и
снова
Пьет
Загляденье
он
в опьяненьи…
В эти
моменты
Поглядывает
Он
на
неё
Восторженно,
Как
на
Свое
божество!
Возвышенно –
не
Так
как
На
какое –
То
баловство!
Множество, богатство интонаций характеризуется наличием интонационной среды.
Учение об интонационных процессах – это та призма, сквозь которую рассматриваются все иные приемы и компоненты стиха, и голосоведение, и синтаксис, и рифмы, гармонические обороты и структуирование поэтической мысли.
В учении об интонациях нет ничего необычного. Ведь эти явления лежат на поверхности, на виду у всех.
Почему же раньше не занимались ими? Прежняя теория стиховедения ориентировалась прежде всего на практические нужды, на практику и обслуживание версификации. Не было нужных образцов – не было и теории интонаций, никто не занимался интонационными процессами, самой интонационностью. К счастью, мы теперь живём в совершенно другое время, мы стали информированнее и богаче. Мы стали круче.
Свидетельство о публикации №121092002449