Википедия о выборе

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выбор в психологии
2. Выбор в технике
3. Выбор в проектировании


1. Выбор в психологии

"ВЫБОР" - наличие различных вариантов для осуществления "воли".
Наличие выбора связано с обоснованием "свободы воли" человека.

"Свобода воли" - это способность человека, без принуждения
делать "выбор" между возможными способами действий.

На всякое "живое существо", известные предметы действуют либо
"привлекательны образом", либо "отталкивающим образом".
(Я думаю, что есть ещё и "безразличный образ").
Если "образ предметов" привлекательный,- "живое существо" хочет
и стремится к ним; если "образ предметов" отталкивающий,- "живое
существо" не хочет их и либо удаляется от них, либо стремиться
изменить  или уничтожить их.

Но, для того чтобы "хотеть" или "не хотеть" именно этого предмета,
"хотящее существо", очевидно должно отличать его от иных предметов;
то есть так, или иначе, "воспринимать предмет".
Всякое "волевое отношение" непременно связано с "опознанием".

"Ignoti nulla cupido" - К НЕИЗВЕСТНОМУ НЕТ ЖЕЛАНИЯ.
Поэтому, СПОР, о первенстве "воли" над "сознанием" или наоборот,
ЛИШЁН РЕАЛЬНОГО ОСНОВАНИЯ.

"Хотение" (лучше "Желание") или "воля", в широком смысле, имеет
имеет различные "степени", соответствующие "степеням развития
познавательной сферы".

"Живые существа", для которых "ПОЗНАНИЕ" останавливается на
"смутных ощущениях", и которые "воспринимают" лишь "наличность
окружающих чувственных явлений" (как это бывает у "низших животных",
а так же вероятно и у "растений"), то такие существа соответственно
имеют и "волю" лишь в виде "инстинкта".

"Инстинкт" - совокупность врождённых тенденций и стремлений,
выражающихся в форме сложного "автоматического поведения".
"Инстинкт" в узком смысле слова,- это совокупность сложных,
наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей
данного вида при определённых условиях.
"Инстинкт" представляет собой наиболее развитую "форму врождённого
поведения животных", возникающую в ответ на внешние и внутренние
раздражители, поведения направленного на удовлетворение основных
"биологических потребностей".
"Инстинкты" составляют основу поведения "животных",
это традиционно выделяемая "категория организмов", в настоящее
время рассматриваемаяв качестве "Биологического царства".
"Животные" относятся к "эукариотам", у которых в клетках имеются
ядра.

Классическими "признаками животных" считаются:
"Гетеротрофность" - питание готовыми органическими соединениями и
способность активно передвигаться. Впрочем, немало существует
"животных", ведущих неподвижный образ жизни.
"Гетеротрофность" свойственна грибам и некоторым растениям- паразитам,
получающим питательные вещества непосредственно из тканей других
растений. Связь с растение-хозяином паразит осуществляет через
"гаустории" ("присоски"),- это видоизменённые органы растений,
служащие для поглощения веществ.

В научном смысле, к "животным", помимо млекопитающих (класс
позвоночных), пресмыкающихся (наземные позвоночные, включающие
черепах, крокодилов, клювоголовы или ящерогадов, обладающих развитым
теменным глазом (это светочувствительный орган некоторых бесчелюстных
рыб, земноводных и рептилий, работает как эндокринная железа, и
чешуйчатых - змей, ящериц), один из 4-х отрядов рептилий, включает
более 1000 видов, наравне с с птицами - группа теплокровных,
яйцекладущих "позвоночных животных" и "земноводных"- тритоны, лягушки,
саламандры; сюда относятся огромное множиство других организмов: рыбы,
птицы, насекомые, паукообразные, малюски, морские звёзды, черви и др.

"ЧЕЛОВЕК",- так же относится к "царству животных", отряду плацентарных
млекопитающих (класс позвоночных животных, основной отличительной
четой которых является вскармливание детёнышей молоком; класс входит
в кладу синапсид надкласса четвероногих), "приматам" (отряд
плацентарных млекопитающих, включающих обезьян и полуобезьян), но
традиционно изучается отдельно.

"ИНСТИНКТЫ",- передаются из поколения в поколение, выдерживая жёсткий
естественный отбор.

У "высших животных", примерами "сложной психики" являются все
млекопитающие, включая человека (человек разумный, вид рода Люди из
семейства гомид - семейство приматов, включающее людей и больших
человекообразных обезьян), а так же птиц, осьминогов и некоторых
пресмыкающихся.
Противоположность "высшим животным" - "низшие животные"

"У человека", наследственное инстинктивное поведение, оказывает
меньшую роль в "принятии решений", чем жизненный опыт.

В "психологии , "ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ" рассматривается как "когнитивный
процесс", результатом которого является "ВЫБОР МНЕНИЯ" или "курса
действия" среди нескольких "альтернативных возможностей".

"ПОЗНАНИЕ", кроме физических впечатлений от непосредственно
наличествующей действительности, так же содержит в себе и
"осознанное воспоминание", прошедших пережитых состояний, и
воображаемые представления об отсутствующих предметах и явлениях;
там и "волевое отношение" возвышается над "простым чувственным
влечением" или "стремлением" и приходит в более "идеальное состояние",
называемое "желанием" ( это средняя степень "воли", между "простым
органическим хотением", с одной стороны, и "ОБДУМАННЫМ РЕШЕНИЕМ" или
"ВЫБОРОМ",- с другой стороны.

Ближайший, непосредственный предмет "желания", как таковой,- есть
"не реальное", а "воображаемое явление"; не "физически воспринимаемое
явление", а "УМО-ПРЕДСТАВЛЯЕМОЕ явление".
"Желается" то, чего нет в пределах непосредственного "субъективного
физического восприятия",- то что "мыслится".

У человека, мыслящего не только в пределах конкретных образных
представлений, но и в масштабе "абстрактных идей и понятий", и
"волевое решение" может определяться этими понятиями, как "общими и
постоянными правилами" и принципами действия".

Если уже в "мире животном" мотивы инстинктивного влечения подчиняются
также и "высшим мативам желания", то "человек" может подчинить
не только свои "Инстинкты", но и даже все свои"желания", "высшей
нравственной идее", то есть "человек" может из многих желаемых
действий, "ВЫБРАТЬ" лишь те, которые "соответствуют его высшей
ценности или идеалу".

Способность к такому "ВЫБОРУ" и "ПРИНЦИПИАЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ",- есть
бесспорный "психологический фактор", но с этим фактором связан
"САМЫЙ ТРУДНЫЙ И СЛОЖНЫЙ ВОПРОС": "О СВОБОДЕ ВОЛИ",-
это способность человека, без принуждения, делать "ВЫБОР",
между "возможными способами действий".

"ХОТЕНИЕ" ("ЖЕЛАНИЕ") или "вожделение,- средняя степень воли,
между простым органическим хотением, с одной стороны, и "ОБДУМАННЫМ
РЕШЕНИЕМ" или "ВЫБОРОМ",- с другой стороны; и "ПОЗНАНИЕ", или
"когниция" (совокупность процессов, процедур и методов приобретения
знаний о явлениях и закономерностях объективного мира).

"ВОЛЯ",- феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения.
"ВОЛЯ", - отвечает за создание (формирование) целей и концентрацию
внутренних усилий на их достижение.

"РАЗУМ" или"ум",- выражает высший тип мыслительной деятельности;
способность мыслить вообще, способность анализа, абстрагирования
и обобщения.

"Воля " и "разум", обычно противопоставляемые друг другу,
в действительности неразрывно связаны между собой.

Если "воля" невозможна без "распознания" ("познания", то и
"распознание" ("познание") невозможно без "воли".
Чтобы формально "опознать" или содержательно понять какой-нибудь
предмет, явление или отношение между ними, необходимо, прежде всего,
остановить на этом свою мысль или внимание, выделить егов своём
сознании, из всей совокупности впечатлений и отношений. Такая
"остановка" и "выделение",- есть так же "волевой акт" (это дейсьвие
"воли), называемый "произвольным вниманием".

Необходимость "ВОЛЕВОГО ЭЛЕМЕНТА" в происхождении(генезисе) "ПОЗНАНИЯ",
нисколько не ограничивает и не искажает, субъективно-произвольными
характеристиками, сами "результаты познавательного процесса".
Участие "ВОЛИ" в создании ипстинной объективной науки, состоит не в том,
что мы хотим прийти, в результате "ПОЗНАНИЯ", к предельно цельному
и ясному выделению "реальной объективной действительности", в целом
не обусловленной нашим субъективным опытом.


2. Выбор в технике

Выбор - разрешение неопределённости в деятельности человека,
в условиях множественности альтернатив.

В процессе решения практических задач, всегда возникает несколько
вариантов. Это происходит и случайно, в силу неоднозначности и неопределённости процесса решения; происходит и целенаправленно,
как основа поиска лучшего результата.

Но задача, и особенно техническая, считается решённой тогда, когда
будет сделан "ВЫБОР" окончательного, единственного варианта.
Только такая деятельность, считается продуктивной.

Рекомендуемые к исполнению решения, должны быть такими:
1. Обоснованными;
2. Своевременными;
3. Директивными (обязательными к исполнению);
4. правомочными;
5. Непротиворечивыми ( согласованными с другими, в том числе
   и ранее принятыми.

Выбираемые решения, всегда связаны с конкретной личностью
(индивидуальное решение), или группой людей (коллективное решение).
Лицо Принимающее Решение (ЛПР),- это человек, который:
1. Имеет право выбирать окончательное решение;
2. Несёт за него ответственность;
3. Заинтересован в решении проблемы.

Принятое решение, в знчительной степени носит социальный характер,
поскольку нацелено на удовлетворение общественных потребностей.
 "ВЫБОР",- возможен одним из следующих способов:
1. Случайным образом (способом необъяснимым и независящим
   от условий задачи).
2. Волевым образом ("Выбор" не обосновывается и индивидуален,
   определяется чертами характера ЛПР; волюнтаристский,- то есть
   на основе теории сознания: "Неоднородный опыт субъекта" -
   в "Новой психологии" В.Вундта (1832-1920), немецкий врач,
   физиолог и психолог.
3. с использованием критериев ("выбор" имеет обоснование,
   доступное пониманию другими людьми).


3. Выбор в проектировании

В проектировании предпочтителен выбор на основе критериев,- разработчик должен уметь аргументированно доказывать верность и эффективность полученных разработчиком результатов.

Ранее, подход на основе критериев, больше базировался на опыте (экспертных оценках, с целью последующего принятия решения или выбора),на обосновывающих верность рассуждениях и умозаключениях (логических построениях).

В последнее время, к выводам стали предъявлять требования чёткости и точности. Появилась новая наука: "Теория исследования операций", изучающая проблемы связанные, связанные с принятием решений. А задачи, решаемые на основе её принципов, стали назвать "Задачами оптимального проектирования" (шаблон проектирования в разработке программного обеспечения).
 


Рецензии