Рука бога от футболиста к режиссеру

"Рука бога": от футболиста к режиссеру

Автобиографическая картина режиссера Соррентино, названная футбольным мемом "рука бога", цитатой Марадоны тех времен, когда ни мемов, ни интернета в привычном сегодня виде, не было, захватывает калейдоскопичностью образов и сюжетов. Это рассказ от первого лица о становлении художника с обычными и не очень бытовыми подробностями. Хронология повествования и креативная личность режиссера, как и гол кумира миллионов, цепко держат внимание зрителя на протяжении всей истории. Чужие жизни интересны тем, что они по-своему соединяют время, знакомое читателю, и позволяют посмотреть на уже известные события с другого угла. С точки зрения художника.

Диего Марадона и судебный иск к Паоло Соррентино

На стадии создания картины между Диего Марадоной и создателями фильма возникли сложности. В начале июня знаменитый футболист заявил в своем аккаунте Twitter, что подает в суд на режиссера Паоло Соррентино за использование зарегистрированного товарного знака, который фигурирует в названии фильма. Кроме того футболист отказывал художнику в праве использовать свои изображения в картине. Вскоре создатели уверили истца, что речь будет идти не об истории футбольного кумира, а лишь о фрагменте воспоминаний, которые остались от его игры.

Активный процесс по созданию фильма был анонсирован в середине 2020 (июль). А значит, сценарий уже к тому времени был готов. Из-за названия картины "Рука бога" и появившихся в масс-медиа сообщений возникла эта конфликтная ситуация. Опираясь на название, но не зная подробностей из-за тайны производства, российские и зарубежные издатели неоднократно предполагали, что в фильме речь пойдет об истории Диего Марадоны. Так в июльском номере ресурса rg.ru появилась статья с версией "По названию...можно догадаться , что фильм будет повествовать о жизни легенды аргентинского футбола Диего Марадоне".

С похожим названием и перепечатками вышло еще несколько публикаций. Сбило журналистов еще и то, что съемки предполагалось вести в Неаполе, что косвенно направляло внимание к команде "Наполи". И третьей причиной для таких поспешных выводов стало то, что в одной из работ режиссера уже появлялся в эпизоде образ великого футболиста. Речь шла о картине "Молодость". Там эпизод с футболистом был подан в ироническом ключе, а сыграл его Роли Серрано. Сам Соррентино не однажды рассказывал в интервью, какое влияние на его формирование как личности оказал образ Марадоны.


Марадона — спаситель Соррентино

Режиссер называет его не иначе, как Спасителем. Считая, что именно он странным образом уберег его от катастрофы. Родители художника погибли из-за аварии с отоплением, когда ему было всего 16 лет. Это произошло в горах в кемпинге, где в выходные и праздники обычно отдыхала семья. Но из-за матча, где Марадона играл в "Наполи", будущий режиссер отказался от поездки. Это сохранило ему жизнь. Хотя, как знать, может быть там все могло произойти по-другому. Но, история не любит сослагательных конструкций, ни частная, ни общая. В том же году, когда начиналось производство картины, Соррентино сказал, что это будет очень личной картиной, посвященной трагическим и печальным рассказам о взрослении и становлении художника. Глава Netflix, после чтения сценария назвал работу "красивой историей, написанной в креативном стиле Паоло Соррентино".


Интересно, что начало съемок фильма совпадает с трагедией, которая произошла для многих неожиданно и глубоко задела душевные струны поклонников футболиста. Как будто боги посмеялись над званием Спасителя и включили ситуацию бумеранга. Диего Марадона умер через 4 месяца после начала производства картины. Многие до сих пор считают его смерть то ли нелепым случаем, то ли странным совпадением. Это явление не прошло бесследно ни для Аргентины, ни для огромной армии поклонников этой выдающейся личности. И след этого события незримо укрыл картину с цитатой Диего Марадоны, разошедшейся по миру, как противоречивое, но прощенное оправдание игры за рамками правил.

Неожиданный диагноз и последние дни

Странно другое, что такое трагическое совпадение не стало причиной изменения названия картины. Косвенно, такое использование узнаваемого сочетания можно считать нарушением авторского права. Так негласно выглядит судьба и будущая прокатная история картины, получившая от смерти кумира некий ментальный толчок. В заголовках газет и ресурсов того периода в российской информационном поле мотив таинственности смерти и предположения об убийстве футболиста стали той проекцией действительности, которая крепче желтой прессы держит внимание читателей и пользователей.

В статьях поднимались вопросы о квалификации и компетентности врачей, которые делали последнюю операцию, о медперсонале частной клиники, ухаживавшем за ним в постоперационный период. На волне многочисленных слухов и версий тема "смерть или убийство" так и не стала закрытой. Поэтапность появления диагнозов после пребывания в стенах амбулаторного заведения с 3 ноября 2020 года удивляла и следователей, и неравнодушных к кумиру поклонников. Начальные плановые манипуляции по восстановлению гидратации закончились констатацией того, что у футболиста обнаружена внутричерепная гематома. Сообщение поставило в тупик и самого больного, и врачей. Появление гематомы объясняли отечностью после легкой черепно-мозговой травмы, которая могла появиться после занятий боксом или во время неудачного падения. По признаниям медиков операция по удалению опухоли прошла успешно.

Через неделю после нее, 11 ноября кумир был переведен в домашние условия под наблюдение врачей. Коттедж, куда поместили Диего, был расположен рядом с местом проживания трех его дочерей. На домашнем восстановлении, переча медикам госпиталя, настаивали родные звезды. В доме, где продолжал восстановление больной, не было никакого реанимационного оборудования. После выписки строгого контроля за поведением больного не было, никто не следил за его приемом нейролептиков и антидепрессантов, выписанных лечащим психиатром Агустиной Косачов. Сочетаемость препаратов не была проверена, и это могло стать причиной трагического финала, поскольку ранее организм Диего был ослаблен борьбой преодоления алкогольной и наркотической зависимости.


Он ненавидел врачей и психиатров

Рядом с ним все это время был личный врач Леопольдо Луке, психиатр, родственники, врачи и сиделки частной компании Medidom. Одна из медсестер, которая по журналу находилась с ним в последний день жизни, 25 ноября, давала несколько раз противоречивые показания о том, как проходил этот день. Диана Мадрид, так звали сестру, была неопытным новичком в работе и поступила служить в фирму всего за неделю до смерти футболиста. Комментируя произошедшее, личный врач сказал, что все случилось из-за отношения Диего к окружению. Он ненавидел врачей и психиатров, и это чувство обострялось во время недуга. В том подавленном состоянии он мог нарушать правила приема лекарств. По словам свидетелей, весь послеоперационный период он страдал от сильных головных болей и депрессии.

Смерть Диего всколыхнула не только Аргентину. Однако какой бы значительной не была утрата, сила жизни по-прежнему сильнее, чем боль утраты. Не прошло и года со смерти футболиста, а его уход воспринимается частью привычного прошлого. Выход фильма Соррентино на Венецианском кинофестивале, его победоносное шествие может считаться не только художественной заслугой автора, но и трагическим ментальным светом ушедшего футбольного гения. В софитах и салютах вспышек фотоаппаратов, снимающих лидера конкурсной программы, мишура праздника еще сильнее укроет память о Диего. А его лукавое оправдание о "руке бога" покинет пределы футбольного контента, став частью истории мирового кино.



PS.Хоть бы кто-нибудь объяснил игнор знаков препинания в заголовках на Стихире. Я бы объяснила, но это станет дорого для ресурса.


Рецензии
Добрый вечер, Деметра!

С большим удовольствием прочел Вашу статью. Тот матч 1986 года и гол, который Диего Марадона забил "рукой Бога" в ворота сборной Англии хорошо помню.
А вот продолжение этой истории впервые узнал от Вас, за что Вам очень признателен.
Статья большая и содержит много интересной информации. Думаю, кому это интересно, прочитает от начала и до конца. Мне самому порой приходится публиковать длинные тексты, но, оказывается, кому-то они нужны...
Спасибо Вам!

P.S. К сожалению, объяснить игнор знаков препинания не смогу. Если у Вас есть свое объяснение, можете написать в личном сообщении.

С уважением,

Сергей Жогличев   27.01.2023 17:42     Заявить о нарушении
Марадона, фатальное исключение, как и тяга к длинным текстам, когда внимания не хватает даже на афоризмы. Матч этот тоже смотрела и помню. За погружение и оставленные после прочтения мысли, за ответ и резонанс - спасибо.
О знаках.
Это сознательный фрейм, оставляю тексты, вряд ли стихи, как лего конструкторы, где читатель волен искать свое или вовсе ничего не искать. Но, по крайней мере, не ловиться в сети пишущего.
Еще раз, спасибо.

Кшесинская Деметра   27.01.2023 18:03   Заявить о нарушении
Сразу не понял, о чем Вы спрашивали, думал о заголовках. Не попасть в сети - отдельная тема для размышления. Спасибо, подумаю над этим.
Длинные тексты или афоризмы? И те и другие имеют право на жизнь. Здесь, на стихире, чаще читают короткие произведения - на длинные времени не хватает.

С уважением,

Сергей Жогличев   27.01.2023 18:45   Заявить о нарушении