публикация старых рукописей - 9287

публикация старых рукописей
Введение в специальную теорию лирической поэзии
(рукопись конца девяностых годов)
03:40
Публикация номер 9287

Предисловие

Задача создания фундаментальной поэтики ставилась за последние два с половиной тысячелетия с завидным упорством, в своих попытках внося в знание о поэтическом искусстве бесценные открытия - но все эти попытки порой напоминают титанические усилия Сизифа, особенно в наш век (примечание: двадцатый век), давший блестящие образцы теоретизации ряда областей знания - прежде всего,физики.

Меня побуждает к собственной попытке множество причин, которые в обобщённом виде можно представить как перегрузка вопросами, неудовлетворенность существующими ответами на них, и необходимость преодоления, духовного преодоления чумы социалистического реализма.

К несчастью, соцреализм продолжает господствовать сегодня, невнятно отказавшись от имени и от всей своей бессмысленной трескотни, сохранив беспощадную беспринципность и принципиальную дегенеративность - конечно же, никогда и не быв теорией, оставшись чем-то вроде полусекретного заговора редакторов по неукоснительному исполнению прихотей правящего бескультурья.

Я всегда был отчужден от редакций, но даже мой бедный опыт общения с ними способен привести в ужас здравомыслящего человека - к сожалению, у публикующихся поэтов несколько притупляется чувство дурности (примечание: омерзения). Столица и провинция - два полюса, между которыми они сами же и находятся. В Ставрополе мне довелось услышать бесценное откровение одного литератора, в ту пору стоящего на грани перехода от "молодых" в "члены". Он обнажил и усилил требование практического официоза: "Писать нужно так, чтобы было понятно дебилу".
  Видимо, полагая формулу гиперболой, автор не заметил, что она абсолютно адекватна практике редактирования, публикации и официозного стихописания.
  Понимая это, я назвал их концепцию дебилизмом.
  Надо сказать, что в предстоящем исследовании я, если и буду касаться стихов и положений дебилизма, то вовсе не как особой школы лирической поэзии (и поэтики - соответственно), но исключительно как псевдопоэзии, точнее лжепоэзии, иногда - антипоэзии.

  К сожалению, дебилизм в среде подлинных поэтов,всегда бывших вне соцреализма, вызвал отвращение к теоретическому как таковому, а иногда ко всему внеинтуитивному вообще; это явление порождается чувством самосохранения я и потому ложно, хотя и понятно. И, всё же, я ближе к темя кто испытывает отвращение к дебилизму и в борьбе за право выхода к читателю идёт на обман дебилизма, но не на компромисс. И здесь меня ожидает ещё одна теоретическая трудность: за некоторым исключением, поэзия эпохи соцреализма мимикрирована под дебилизма, и я предполагаю необходимость значительных усилий по различению поэзии и лжепоэзии.

  Синкреазия к теории не заслуживает обсуждения: один из героев Чехова внушал Каштанке превосходство столяра над плотником, и для не критического обывательского сознания (которое сейчас модно считать положительным) характерны все виды дискриминации в пользу социумая к которому принадлежит субъект.

  Тем не менее, я должен выступить с апологией теории: теория является уникальным средством проверяемости утверждений, в том числе и в сфере духа, где почти все факты столь же не очевидны, как шарообразность Земли,  вращение Земли вокруг солнца и так далее.
  Во-вторых, текорря вовсе не претендует заменить поэзию или даже хотя бы научить писать стихи кого-то, - эту глупость культивируют весьма неплохие поэты, но даже если она и мила в каком-то поэтическом произведении, то всё же мила как глупость, и за разумное выдавать её не стоит.

  У биологии достаточно хулителей, - впрочем, есть ведь люди, являющиеся противниками дождей, - но не стоит хмурым поэтам, которых теория раздражает, пояснять, что биология не учит переваривать нам пищу.

  Я нисколько не сужаю предмет исследования, говоря не об общей поэтике, но лишь о теории лирики: лирика достаточно самоатоятельна и определённа, нынешнее же определение поэзии склоняется часто к формальным признакам. Дело в том, на мой взгляд, что вот всей исторической полноте охватить поэзию как целостность непросто, поскольку  по формальным признакам она включает явления совершенно ей чуждые - это пришлось отметить ещё Аристотелю. Поэтому, говоря о лирике, возможно, я буду говориь о поэзии в собственном смысле слова,оставляя за пределами исследования иные явления, представленные стихотворными текстами, не делая ни малейшей попытки за счёт их включения утратить опреденность предмета.

  Но это означает то, что в настоящем исследовании термин "поэзия" и "лирическая поэзия" будут использоваться как синонимы, что каждый раз договариваться не будет.

  Я не хочу скрывать, что для меня в самом деле поэзия есть лирика, а иные стихотворные явления, включая эпос и т.д. - поэзия лишь в истореском смысле, как я говорю - протопоэзия, если речь идёт о древнем творчестве.

  Но это моё убеждение не кладется в основу концепции: я надеюсь среди следствий своё теории получить ответ на вопрос о нелирической поэзии, что будет возможно, если ответ не задан заранее в качестве неявного постулата.

  Остаётся сказать о том, что настоящее исследование будет строиться не как готовый результат, но как процесс, что потребует его двучастного строения, вторая часть которого будет систематическим изложением первой.

   Более подробно порядок исследования предполагается следующим:
   во-первых, обсуждение предмета исследования и, что то же самое, предмета теории лирической поэзии.
   Во-вторых, я собираюсь особо поговорить о личности человека, чувствах и душе.
   В-третьих, я займусь проблемой речи.
   В-четвёртых, я особо рассмотрю прекрасное.
   В-пятых, я намечу черты концепции поэтического.
   В-шестых, я рассмотрю вопросы поэтического творчества.
   В-седьмых, я коснусь проблемы  поэтического произведения.
   В-восьмых, я рассмотрю проблемы творчества поэта.
   В- девятых, я обсужу вопрос личности поэта.
   В-десятых, я выскажусь по теме "лирическая поэзия".
   В-одинадцатых, я коснусь вопроса динамической классификации.
   В-двенадцатых, я обсужу перспективы теоретизации с точки зрения данного исследования.

   Что же касается второй части исследования, то, по-видимому, её должен будет предварить особое предисловие.

***

Следующая часть предполагается отдельной публикацией:

1. Предмет исследования.
   Предмет теории лирической поэзии

   14 сентября 2021 года примерно 04:55

***


 


Рецензии
Велика стена Китайская. Облекаем в слово ландшафт её. Странны потоки по ней льются. Надобность какой она рождена. Ответ в её эволюции. Но мы сейчас положим змейку эту на блюдце. Ракурс один это всего лишь. Далее их будем множить.

Елена Хвоя   14.09.2021 06:31     Заявить о нарушении
Мне интересно, что было написано два десятка лет назад и только отразилось в разных заметках и позициях

Август Май   14.09.2021 06:51   Заявить о нарушении
А имена есть

Елена Хвоя   14.09.2021 06:55   Заявить о нарушении
Соцреализму?

Август Май   14.09.2021 07:51   Заявить о нарушении
Саша, но ведь конкретные поэты должны быть. Разве нет. А два дес. лет назад это уже не тот соц. реализм,что 5 дес. лет назад.Они разнятся как минимум условиями существования. Или так и напиши, что я ничего не понимаю в этом

Елена Хвоя   14.09.2021 08:05   Заявить о нарушении
в смысле Лена ничего не понимает...

Елена Хвоя   14.09.2021 11:58   Заявить о нарушении
Дело в том, что при социализме деление было абсолютистски условным - лояльность власти считалась соцреализмом, и тут критерии теоретические вряд ли существенны - ныне нет власти, провозглашающей социализм, а лояльность ей такая же неопределенная, как и её идеология - соцреализму реально есть творческая беспринципность, и её отыскивать легко анализируя в произведениях и авторах именно правду морали, отыскивая в сути и деталях моменты, которые направленны на любое оправдание власти - поскольку это тематески далеко не всегда, да и там скрыто - имена будут выявляться лишь в процессе выдвижения и развития идей противостояния - среди тех, кто резко выступит против критики соцреализма и будут соцреалисты - пусть будут и заблуждабщиеся - но дискуссия вернее даст оснавания, чем анализ грамматики и синтаксиса текстов.
позиции проявляются в борьбе, изложенное художественно подлежит такой герменевтической трансформации, что любое может стать доказательством ад абусурдум или дурной бесконечности.
нам же необходимо не следовать по-иному, скажем сейчас лжеобьективизму, находящему исторические оправдания политическим злодеям, но взять мораль как исключительный критерий - убийца миллионов может другим миллионам принести немало благ и пользы, но даже значение его образа для народа не должно быть основанием для сокрытия его злодейств - лишь не допуская к дискуссии врагов под личиной объективистов - народ должен знать правду, чтобы впредь возвышать только героев, а порицать и оступившихся.


Август Май   14.09.2021 13:13   Заявить о нарушении