Пророк. Поэма
(История государства Российского в стихах и комментариях)
Иисус же сказал:
«Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём…». (Евангелие от Матфея, гл. 13, стих. 57)
Часть I
Выбор веры
- 1 –
Невмочь на свете ныне жить,
И нет от власти прока.
Решил, чтоб смерть не сторожить,
Найти средь нас пророка(1).
Искать надёжно – это знать
Религий всех истоки:
Прислугу - чернь, конечно, знать,
И кто у них пророки.
- 2 –
Сперва пришёл в буддийский храм (2),
По нашим меркам рано.
Просили обувь снять, а там
Не пол – одно гуано.
Заныло сердце от тоски
О родине и мыле:
Пришлось мне выбросить носки,
Ведь ног потом не мыли (3).
Фундамент храма – барельеф.
Простите, правды ради,
На нём теснят Адамы Ев
И спереди и сзади.
Его неделю изучал,
Не вижу в том порока,
Но, тщетно, между всех начал (4)
Не смог найти пророка.
1.Пророк - истолкователь воли Бога (Богов); предсказатель будущего; провозвестник (вещающий) сверхъестественной воли
2. Буддизм – одна из трёх (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возникла в Древней Индии в VI - V в.в. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама, которому дано имя Будда – просветленный
3. Ведь ног потом не мыли – речь идёт о существующем в христианстве обряде омовения ног.
4. Но, тщетно,между всех начал - имеются в виду основные начала буддизма: - нет Бога, как творца и безусловно высшего существа; - нет души, как неизменной субстанции; - отрешенность от мира; - индивидуализм, то есть по существу асоциальны и не могут родить пророка
-1-
- 3-
Вёрстой шагаю в мире миль,
Прекрасная дорога,
Спешу к евреям в Израиль
Услышать слово Бога.
Хочу узнать, где жил пророк,
Народу Богом данный (5),
Какой отмерил жизни срок
Земле обетованной.
Искать – всегда тяжелый труд,-
Не обошлось без Бога.
Он подсказал: - Познай Талмуд (6),
Поможет синагога.
Талмуд - зовущий «изучать»,
Гигант меж фолиантов.
Пришлось и мне ломать печать
Всех иудейских (7) грандов.
Постиг, что на горе Синай
Пророк обрёл скрижали,
И, как евреи, пропуск в рай
С тех самых пор зажали.
Витка истории черёд-
Младенцам наказанье.
Талмуд, чтоб знали наперёд,
Назначил обрезанье (8).
Трещит с евреями союз,
Не по моей охоте,
Пусть знают: крови не боюсь,
Но жить без крайней плоти…
- 4 –
Окно в мир призрачных планет
Всё миражом размыто.
Берёзок здесь в помине нет,
А слово тень забыто.
Горячим воздухом пустынь
Дышу и привыкаю.
Одно твержу себе: "Остынь",-
Как Брут когда-то Каю.
5. ...пророк, народу Богом данный – пророк Моисей, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства, на горе Синай Бог дал Моисею скрижали с «10 заповедями». У иудеев и мусульман и христиан Моисей почитается как пророк
6. Талмуд – многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма ( IVв. до .э. –V в. н.э.
7. Иудаизм – монотеистическая религия с культом бога Яхве, возникла в 1 тысячелетии до н.э. в Палестине, распространена среди евреев, государственная религия Израиля
8. Обрезание – обряд удаления крайней плоти мужского члена; в религиозном ритуале иудеев – над младенцами
- 2 -
Прошу поверить словарю:
Покорность - от ислама (9).
За каплю влаги подарю
Ему себя без храма.
И легче стало – сгинул страх,-
Есть чудеса на свете:
Меня, похоже, сам Аллах
Привёл к своей мечети.
Высокий купол и ковры,
И лёгкая прохлада –
Оазис, спасший от жары,
Для путника – награда.
Был принят, верно, за ходжу(10),
Согласно их обряда.
И вот уже в саду лежу,
В тени с Морфеем рядом.
В мечети изучал Коран (11)
Мухаммеда (12) творенье –
Защита от душевных ран
И мусульман ученье.
Нет Бога выше, чем Аллах –
Начертано в Коране,
Мухаммед за свои дела
Пророком стал в исламе.
И Иисус и Моисей
В Коране суть - пророки,
В ислам, увы, консенсус сей
Принёс одни мороки.
Ислам воспитывал мужчин:
Мальчишкам обрезанье (13),
Башку сносили без причин
Гяурам (14) в назиданье.
9. Ислам – (араб.букв. – покорность) одна из наиболее распространенных (наряду с христианствои и буддизмом) религий; её последователи – мусульмане; возникла в Аравии в VII веке, основатель Мухаммед. В результате арабских завоеваний распространилась на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго - Востока Азии, Африки. Главные принципы изложены в Коране. Основной догмат – поклонение единому богу Аллаху и признание Мухаммеда посланником Аллаха. Основные направления – суннизм и шиизм
10. Ходжа – человек, совершающий хадж, т.е. паломничество в Мекку
11. Коран – главная священная книга мусульман
12. Мухаммед – (Магомет) (570-632г.г.) основатель ислама, в 630 г. возглавлял первое мусульмано – теократическое государство (в Аравии). Почитается как пророк
13. Обрезанье – в исламе обряд обрезания производится над мальчиками 10 – 12 лет и см. сноску 8
14. Гяур – неверный, не мусульманин
- 3 -
В нём чистотою мягких мест
Заслуженно гордились,
А всякий прыщик ставил крест
На том, куда рядились.
И если кто-то воевать
Задумал без кумгана (15),
То рисковал короче стать
Посредством ятагана (16).
Такой высокий ритуал –
Защита от болезней,
Здоровый конник смерть не звал
И был в седле полезней.
Для тех, кто к бою снаряжён,
Чтоб праведно грешили,
Иметь всегда досыта жён
Кораном разрешили.
В итоге есть гора причин
С исламом распрощаться,
Забыть религию мужчин
И к ней не возвращаться.
Часть II
От Крещения Руси до Смутного времени
«…Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом святым…
Евангелие от Марка, гл. 1, стих 8
- 1 –
Крестивший Русь Владимир - князь,
Презрев и договоры,
Лицом тогда ударил в грязь –
Царевной (17) взят был в шоры.
Славянских выдворил богов,
Отрёкся от ислама;
В оправе свадебных оков
С женой пошёл из храма.
Его сыны Борис и Глеб
И мне всегда родные;
И тот же, евший с ними хлеб (18),
Со мной вопит: «Святые!»
15. Кумган – металлический узкогорлый кувшин с носиком, ручкой и крышкой
16. Ятаган - кривой длинный нож (сабля)
17. Царевна Анна – сестра Василия, императора Византии, которая после взятия кн. Владимиром Корсуни (Херсонеса) вынуждена была приехать туда. Кн. Владимир до крещения Руси выполнил требование царевны Анны: отрёкся от ислама, принял христианство, обвенчался с ней в церкви, а по приезде в Киев убрал за ворота княжеского двора изображения всех славянских богов)
(18.И тот же, евший с ними хлеб - Святополк, сводный брат князей Бориса и Глеба (по прозвищу Окаянный); захватил киевский престол после смерти кн. Владимира; организовал убийство Бориса и Глеба)
- 4 -
Так не противились и злу,
Не шли в ответ с мечами;
И брата приняли хулу,
Хотя погибли сами.
А в церковь, что была пустой –
Вдруг Троица явилась(19):
Отец и Сын, и Дух Святой.
Русь ей с тех пор молилась.
- 2 –
Два века ширилась Орда –
Хан ханов воцарила (20).
Пошла на Русь и города,
И села разорила (21).
Кто превращал булгар в татар (22) -
Не ясно и поныне,
Не стало половцев, хазар;
На месте их – пустыни.
И стала Русь живым щитом
Для христиан Европы.
Они же тайно, на Чудском (23),
Прокладывали тропы.
Здесь русский дух и Дух Святой,
Сплотившись воедино,
Загнали в схватке страшной той
Врагов Руси на льдины.
Набеги кончились. Орда
Осела на границе с Русью:
В Крыму, в Булгарии тогда,
На нижней Волге, к устью.
И веру приняла булгар (24),
И деток им плодила;
С тех пор от имени татар
За данью в Русь ходила.
_________________________________________________________
19. Вдруг Троицей явились –после состоявшегося в 1052 году Вселенского Собора Русь приняла православие
20. Хан ханов - Чингисхан
21. И сёла разорила – первое нашествие татаро - монгол на Русь, в результате которого было проиграно сражение на р. Калка (1223г.); второе нашествие - 1237 г. - взятие Юрьевца, 1238 г. - взятие Владимира, Ярославля, Москвы, Козельска, Переславль – Залесского, 1240 г. – взятие Киева
22. Татары – здесь и далее по тексту «варвары» (от древне - китайского). Татарщина - всё время порабощения Руси татарами (В. Даль. Толковый словарь
23. На Чудском – выигранное кн. Александром Невским у крестоносцев сражение (1242 г. близ оз. Чудское, известное как Ледовое побоище)
24. И веру приняла булгар – в 1318 г. хан Золотой Орды Узбек принял ислам
- 5 -
Жива народная молва
Про поле Куликово (25):
Как полегла там татарва,
Как билась Русь толково.
В том вижу Сергия дела (26)
Среди других, незримых,
Он избавлял врагов от зла:
Мирил непримиримых (27)
Пророк?! В мир слово Божье нёс,
Сам слёзно шёл по жизни;
И, как дворовый верный пёс,
Служил своей Отчизне.
Но Иисус не зря сказал:
-Без чести нет пророка.
Неправда ли, совет подал
Не чтить их всех до срока.
Вот срок прошёл, и видим мы:
Пророки точно были.
Они глядят на нас из тьмы
И нам кричат: - Забыли.
Но в ожерелье от Орды
Ещё сто лет страдали.
Лишь на Угре (28) взахлёб воды
Ей вместо дани дали.
Когда-то Сергия ответ (29),
Предвиденье святое,
Засилье греков свёл на нет (30),
И превратил в пустое.
25. Поле Куликово – сражение в 1380 году на поле Куликовом, закончившееся разгромом татар
26. Святой Сергий Радонежский - духовник (в то время) Дмитрия Донского, направил с ним на Куликовскую битву своих иноков-телохранителей Пересвета и Ослябю и предсказал победу русского войска над татарами.
27. Мирил непримиримых - Сергий Радонежский был великолепным дипломатом; так например, примирил враждующих между собой Великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского и князя Олега Ивановича Рязанского; в результате Софья, дочь Дмитрия Донского, стала женой Федора Олеговича, сына князя Олега Ивановича Рязанского; а позже Рязанское княжество вошло в состав Московского княжества
28. Лишь на Угре – военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу
29. Когда-то Сергия ответ – известно, что Сергий Радонежский отказался занять предложенную ему кафедру митрополита Московского.
30. Засилье греков свёл на нет – именно становление монашества, возникновение крепких монастырских общин первым и главным игуменом которых по праву считается Сергий Радонежский, привело к бурному развитию церковной жизни, а в конечном счёте, к автокефалии Русской православной церкви.
- 6 -
А государь всея Руси (31),
Куницей шуба шита,
Константинополь не просил
Прислать митрополита (32).
-3-
Тогда говорит ему Иисус: Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут
Евангелие от Матфея, гл. 26, стих 52
Ивана Грозного пора.
Мечами шельму метят.
Кто стал татарином вчера –
Сегодня был в ответе.
Башкир, как прежде, изменить
Решил родному ханству (33),
Чуваш - за шубу лишь, сменить
Теизм на христианство(34)
Конечно же, страдал народ
И умирал с Казанью,
Укрыв собою ханский род,
Ходивший в Русь за данью (35).
31. А государь вся Руси - великий московский князь Иван III, в 1489 г. назвавший себя "Божиею милостию Великим государем вся Руси".
32. Прислать митрополита – Митрополит Феодосий - митрополит Московский и всея Руси в 1461—1464 годах, первый московский митрополит, которого утвердил московский князь, а не Патриарх Константинопольский
33. Башкир, как прежде, изменить /Решил родному ханству – имеется в виду языковое родство народов, населявших Волжскую Булгарию, особенно башкир и булгар (позднее – татары). Во время второго нашествия Батыя на Русь в 1237 году башкиры перешли на сторону монголо-татар и воевали против булгар. После окончания пятого «казанского похода» Ивана IV (лето 1553 – август 1556 гг.), во время которого русские войска провели ряд карательных операций против восставших татар и удмуртов и вслед за удмуртскими опустошили пермские и башкирские районы; башкиры, не участвовавшие в сопротивлении уже с осени 1552 года, в 1557 году добровольно со своими территориями вошли в состав российского государства
34. … за шубу лишь, сменить Теизм на Христианство – во время третьего «казанского похода» Ивана IV (сентябрь – июль 1551года) был организован подкуп чувашей и марийцев (черемисов), населявших территорию Казанского ханства, чтобы они приняли русское подданство. Им было обещано: а) свобода от податей на 3 года; б) подарки: деньги, шубы (бархатные), кони
35. Ходивший в Русь за данью – особенной частью дани были полоняники, становившиеся рабами в домах знати и простых граждан Казанского ханства. Согласно заключенным по результатам третьего «казанского похода» Ивана IV (апрель – июль 1951 года) мирного договора между Казанью и Москвой в 1551 году по всему Казанскому ханству было освобождено более 60 тысяч полоняников (численность установлена по спискам на хлебное довольствие
- 7 -
Спешат ногайские сыны
Принять посты в Казани (36),
Но дни восставших сочтены
И близко наказанье.
Казань и Астрахань за ней (37)
У Грозного Ивана.
Всё дальше гонит Русь коней,
Преследуя незваных.
Границы пали. Христиан
Уже крестила Волга.
Тогда и понял всякий хан,
Что Русь пришла надолго.
Успела царская рука
В Сибирь послать награды,
Где от ватаги Ермака (38)
Кучум не знал пощады (39)
Хвала тебе, великий царь,
И Русь тобой гордится:
За тех, кого убили встарь,
Ты отомстил сторицей.
Сибирь за нами. Что Орда,
Пощады запросила?
Нет, растворяясь в никуда,
Её исчезла сила.
36. Принять посты в Казани - присоединение Казани датируется 1552 годом, однако в 1552 – 1553 году в Казанском ханстве вспыхнуло восстание, основной целью которого было восстановление утраченной государственности. Кандидатами на ханский престол были: 1) мурза Мухаммед, сын ногайского правителя мурзы Исмаила (отказался от престола под давлением отца, прорусски настроенного деятеля; 2) мурза Али – Акрам, сын мурзы Юсуфа, ногайского правителя, противника Исмаила, брата ханши Суюн – Бирке.
Выступление против русского государства не состоялось, так как мурза Исмаил известил царя о подготовке войны и заявил о своем союзе с ним.
37. ... и Астрахань за ней - Астрахань присоединена к России Иваном IV в 1556 году
38. Ермак Тимофеевич – легенда русского эпоса, атаман первого военного отряда, в основном обеспечившего завоевание сибирского ханства.
39. Кучум – хан Сибирского ханства
09.09.2021
г.Иваново
- 8
Свидетельство о публикации №121091404638