Две матери
В избе бабы Фени и деда Ивана, готовились к приёму сыны с беременной невесткой Грушенькой. Два года назад Степан уехал в город, работать к барину Евграфову работать кучером , дворником, и вообще, мальчиком на побегушках. Письма писал редко, так как матушка и батюшка, были неграмотные и с каждым письмом, как с великой ценностью, ходили к священнику, чтобы он им читал письма. За это носили масло, или крынку сметаны. Отец Фёдор, и матушка Ефросинья, были очень добрыми людьми, с большим количеством детей, и приношения от сельчан, за услуги, были всегда кстати. А тут великая радость, Степан написал, что встретил хорошую девушку, Грушеньку, она работает горничной у дочери хозяев, Ангелины Петровны горничной. Барин дал им согласие и они венчались. Барин устроил им свадьбу. А после них, сразу, вышла замуж Ангелина Петровна, за молодого поручика Давыдова. Сейчас, обе девушки на сносях, и они решили отвезти их своим родителям. Едут они в одном поезде, до одной станции. Оттуда разъедутся, Ангелина Петровна с мужем, в имение родителей, а Степан с Грушенькой, в деревню. Ко времени приезда поезда на станцию, родители запрягли лошадку в сани и поехали встречать молодых. Они и ещё одна богато одетая пара, встречали поезд. Поезд не приехал вовремя, через час, встречающим сообщили, что поезд, в двадцати километрах от станции, потерпел крушение, но есть выжившие. Ожидающие бросились к своим саням и каретам и помчались к месту крушения. Феня и Иван, разыскивать Степана. Они обошли всех, но Степана не нашли ни среди мёртвых, ни среди живых. Не было и беременных женщин. Они никогда не видели Грушеньку , но знали, что она беременна, на последних месяцах. Они спросили, где можно ещё поискать беременную женщину, им сказали, что двух беременных, без сознания, отвезли в ближайший город в больницу. Они поехали туда, надеясь, что узнают невестку. Туда же, поехала состоятельная пара. В больницу, Феня и Иван, приехали одновременно с состоятельной парой. Там выяснилось, что их сын, Поручик Давыдов погиб, но они приехали искать свою беременную невестку, которую никогда не видели. Их впустили в палату, где без сознания лежали две беременные девушки. Иван обратился к барину: - Господин, как мы узнаем, где ваша невестка, а где наша. - У нашей невестки на пальце фамильное кольцо. Женщины, забыв о различии в статусе, плакали обнявшись. Мужчины подошли к кроватям. Действительно, у одной из девушек, на пальце сверкал большой бриллиант. Девушки открыли глаза, на удивление, они были похожи, как сёстры. – Ангелина, доченька, - бросилась к ней барыня. – Мы приехали за тобой. – А разве меня зовут Ангелина?- Удивилась девушка. -Ты что, ничего не помнишь? -Нет. -Ты наша невестка, жена Георгия Давыдова. Вы ехали к нам в имение, произошло крушение поезда. Мы тебя нашли в больнице, а сейчас заберём домой. Точно такой диалог, произошёл у кровати Грушеньки. Она ничего не помнила. Все горько вздохнули, закутали женщин в шубы , попрощались и разъехались.
Грушенька
Грушенька с удивлением разглядывала лес и дорогу, но ещё больше её удивила деревня, засыпанная снегом. В избе, для неё всё было вновь. Маленькие подслеповатые окошки, большая русская печь с лежанкой. В маленькой горенке, кровать с горой подушек и периной. Когда растопили печь, и предложили ей искупаться*, она не могла понять, что от неё хотят. Баба Феня спросила: - Ты что, никогда не купалась в печи? - Я не помню. После купания, Грушенька разомлела, баба Феня, заставила её поесть, а потом уложила спать на печи, на лежанке. Грушенька заснула сразу, только стонала и всхлипывала. Феня стала перед иконой на колени и усердно стала молиться просить , чтобы к Грушеньке вернулась память и чтобы нашелся её единственный сынок, Вася. -Старый, давай завтра пойдём к отцу Фёдору, он что ни будь посоветует, да и матушка, разбирается в травах. Может вернём Грушеньке память.
.
Ангелина
Ангелина с большим удивлением рассматривала дом, в который её привезли. К карете, выскочили слуги и на руках занесли её в спальню. Комната сияла белизной. Из громадных окон, открывался вид на речку и лес. Зашла горничная. – Меня зовут Полина. Госпожа Ангелина, я пришла помочь Вам выкупаться. -Я могу сама. -Нет госпожа, я должна Вам помочь. Идёмте. Она распахнула белую дверь, Ангелина зажмурилась, столько света в помещении, она никогда не видела. Посередине комнаты, стояло белоснежное корыто, на львиных лапах. В корыте была постелена простыня и налита вода - Что это такое странное корыто, я никогда такого не видела. – Это называется ванна. Давайте я Вам помогу раздеться. -Я сама. -Вы же не хотите, чтобы меня прогнали с работы, пожалуйста, дайте помочь Вам. Выкупанная и невероятно смущенная Ангелина, дала одеть на себя платье, привести, расчесать волосы. После этого, горничная проводила её в столовую, где её уже ожидали свёкор со свекровью. Она стала осматривать стены, хотела найти икону, чтобы перекреститься перед обедом, но иконы не было. Стол поразил своим убранством. Лидия Евгеньевна, подозвала её к себе и показала на стул. Ангелина, робко села. Слуги стали подавать разные блюда. Ангелина ничего не ела. -Ангелина, что с тобой? – Спросил Павел Павлович. – Я не знаю, как это есть. - смутилась она. – Ты что, никогда не сидела за таким столом? – Я не помню. Ей помогли разобраться с едой и приборами. Когда Ангелина ушла спать, Давыдовы решили, что её надо показать докторам, может посоветуют что ни будь, для возвращения памяти.
*Внутреннее устройство русской печи предусматривает долгое сохранение тепла внутри её горнила, особенно если после топки закрыть продух заслонкой. Подобная конструкция позволяет не только поддерживать температуру в помещении, но и сохранять нагретую воду и пищу, помещённую в неё, тёплыми. Нюанс сохранения температуры воды очень важен, так как “разводили” печь обычно утром, а мылись уже после всех приготовлений, ближе к вечеру.
Древнерусские печки отличаются массивными размерами, два взрослых человека могли спокойно расположиться внутри печи, занимаясь водными процедурами. Оставалось ещё и пространство для двух корчаг и веника.
После того, как дневные приготовления заканчивались, печку очищали от золы, копоти и сажи. Перед началом мытья поверхность, по которой залезали, устилали соломой или небольшими дощечками, чтобы не испачкаться на обратном пути. После всех действий начинался сам процесс отмывания.
В печке отмывали стариков, маленьких детей или младенцев. Словом тех, кто не мог в силу обстоятельств добраться до бани или был недостаточно крепок здоровьем. Больных членов семьи в баню так же не выводили, особенно зимой – мыли в печке. Маленьких детей “передавали” в печь на специальной лопате, где их принимал кто-то из взрослых, а стариков на небольших липовых досках, в положении лёжа.
Детей клали на специальные лопаты
Молодые незамужние девушки также пользовались печкой, когда необходимо было помыться. Это обусловлено поверьем, что в банях живут сердитые духи – банники и кикиморы, способные сотворить с девушкой всякие злодеяния. Стоит молодой красавице оставить банные принадлежности не на своём месте или нарушить покой духа какими-либо действиями, тот мог разозлиться и подпереть дверь, напуская пару, или опрокинуть таз с кипятком на виновницу.
Так как на Руси были свои правила для походов в баню, незамужние девушки могли мыться только с детьми или молодыми сёстрами, также не имеющими супругов. В некоторых деревнях поход одинокой девушки в баню приравнивался к греху, и кроме мытья в печи выхода у девушек не было.
Свободным женщинам разрешалось мыться только с сестрами
Мыться дома при вышеперечисленных обстоятельствах было куда спокойнее. В каждой избе был красный угол, в котором размещались иконы, и совершать водные процедуры можно было, не боясь нечистой силы.
Свидетельство о публикации №121091403035