Пунктир-27

   Мы способны спокойно-объективно, трезво и взвешенно оценивать жестокости и беды времён монгольского ига, Ивана Грозного, Петра Первого и как-то «оправдывать» там потери и смерти – усматривать в них определённую логику и смысл.
    Но объективность изменяет нам при рассмотрении времён близких, когда ещё жива боль – мы не можем отрешиться от эмоций – нам обидно, жалко, горько.
   А ведь лет через 100-200 эти трезвые взгляды появятся – в том числе и на репрессии, и на войны, и на распад империи.
   То же самое: мы можем более-менее объективно, отстранённо смотреть на людей чужих, с кем не завязаны кровно, но не на близких и не на самих себя.
   «У Л. муж заболел – так она его замуштровала», «Н. сместили с должности – так он тащил всё подряд», «Д. провалился на экзаменах – так целый год дурака валял» и т.д.
    В причинах чужих бед мы способны удовлетворительно разобраться, в своих же чаще всего растерянность и недоумение. А корень их тоже не в нас ли самих? – «В своём глазу бревна не видать». Отсюда главные слабости и ошибки. Нужен бы равно-душный, равнозначный взгляд по времени и по месту – по точкам его приложения. На все явления, предметы и времена надо стараться смотреть равно-душно. Это, конечно, нелегко, но отводит от иллюзий.


Рецензии