Иегуда Амихай. Еврейские путешествия.. 4-7

Иегуда Амихай. Еврейские путешествия.
Изменение это Бог, а смерть пророк его

4.
Моисей тренировался перед переходом через пустыню.
И совершил предварительный поход до неопалимой купины.
И тренировал огненный столп и столп дыма, и вернулся в Египет,
И провел генеральную репетицию исхода из Египта.
И испытал всё, и привык держать при себе чудесный посох.
Как канатоходец.
И есть учения в боевой стрельбе, от которой иногда гибнут люди,
И есть такие, кто смотрит на карту перед походом,
И такие, кто смотрит назад – там я был, там я шёл.
И есть скорбь  перед и скорбь после.
И есть еврей сначала прогулявшийся к Голгофе
И в долину сочных виноградников,
И вдоль виа Долороза, измеривший и проверивший
Место своего еврейского погребения и прочность
Камней надгробия и, прогноз погоды, и глубину колодца.
Откуда возвысится уже как христианин.


5. 
Пророк Авраам каждый год приводил своих сыновей на гору Мория,
Также и я привожу своих детей на холмы Негева на которых воевал.
Авраам гулял со своми сыновьями : Здесь я оставил своих рабов,
Там  привязал ослика к дереву у подножия горы,
А здесь, вот именно здесь  на этом месте  Исаак, мой сын спросил* :
вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
И когда поднялись ещё немного, спросил  второй раз.
И когда поднялись на вершину горы, немного передохнули и утолили жажду
был показан им жертвенник ,а на нём связанный козлёнок.
И когда Авраам умер,  Исаак взял своего сына на то же место :
"здесь я взял дрова, там передохнул, в том месте спросил,
и отец отвечал мне что Господь покажет ему агнца для всесожжения,
но уже тогда я знал , что это буду я."
И когда Исаак ослеп, его дети снова привели его на гору Мория
и описали словами  всё что он к тому времени возможно и забыл.

* (Бытие. Гл.22 ст.6 -7)
Эпизод , когда Авраам привел своего сына Исаака на гору Мория чтобы принести в жертву, но ангел остановил руку Авраама.
6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. 7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой!
Он отвечал: вот я, сын мой.
Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?


6.
Мы больше уже не спрашиваем:  Куда подевалось солнце?
Где всходит Луна?
Куда ушёл мой отец?
Где Бог?
Иди, спроси своего дядю.
Наши вопросы скрыты и хитры как крючки на удочках:
Где то, что было здесь минуту назад?
Когда встретятся горизонталь и вертикаль?
И всё это с легким касанием плеча и подмигиванием смерти.
Где улица Пальмах*? Где улица, которая была улицей Пальмах?
И где собственно Пальмах, идущий маршем по улице до перекрестка?
Что осталось? Движение вперед и движение  назад.
И когда они встречаются, водоворот случается. 
И Запад и Восток не встретятся , как два параллельных туннеля построенных по ошибке.
Что остается?
Чувство расширения и сужения.
Чувство расширения как звездная ночь,
и чувство сужения как сжатие языка, пробующего кислый лимон.
Что было и что могло бы быть.
Действия и ощущения действия стоящие на обочине,
словно ряды деревьев вдоль шоссе.

*Пальма;х (ивр. ; акроним словосочетания, плугот махац — ударные роты) Название десантных частей армии обороны Израиля во время Войны за независимость.

7.
В музее Санкт-Петербурга обнаружили свитки Торы 17-го века,
украшенные изображениями павлинов и оленей,
вышитых золотом, а не образами жениха и невесты.
Остались буквы и рисунки, и Ктуба* ,более ценная чем память двоих.
Голоса жениха и невесты умолкли и забыты в иллюзорных чертогах  времени.
Сказал ли он ей : "Я люблю тебя!"  до того как сказал :
" Вот ,ты посвящаешься мне" или только после?
И что случилось в промежутке между "Я люблю" и "Вот, ты"?
Что там проросло? Что прошелестело? Что прожужжало? Что прошепталось?
Что осталось от ночи, что от клёцки ?**
И чемоданы на шкафу как пустые гробы.

*Ктуба- брачный договор, утверждённый раввином.
** Непереводимая игра слов – " ма нишар ми лайла, ма милель"

С иврита.

Из книги "Открыт, закрыт, открыт" 1998 г.

продолжение цикла:

http://stihi.ru/2021/09/15/6289


Рецензии