Древние письмена
Не знаю как сегодня, но в моем детстве бытовал обычай хоронить молоденьких девушек, не успевших вступить в брак, в пышных свадебных платьях с фатой. Впервые с подобным столкнулась еще школьницей, когда в городе был проведен, тогда не очевидный для меня, ребенка, обряд жертвоприношения семьи. Похороны этой семь стали показательными, четыре гроба: родители, сын и дочка. Для прощания с семьей выделили актовый зал одного из предприятий, где работал кто-то из родителей. И туда коллективно водили учеников обеих школ, где учились сгоревшие в огне детишки.
Вот тогда мы и узнали впервые, что девственниц принято хоронить в подвенечных, тогда более принято было говорить - свадебных, платьях. Как к алтарю.
Помню, что мне тогда в первый раз пришла в голову мысль: смерть не так страшна, тебя похоронят, как невесту. Странное дело, конечно, свести воедино подвенечное платье и смерть.
С тех пор долго пыталась уловить связь между такими столь далекими друг от друга событиями: как замужество и смерть. Возможно, просто сознание детей по разному реагирует на обычаи взрослых, умудренных опытом, которые не заметили ничего странного в том, что детская еще не до конца окрепшая психика, как-то превратно истолкует простейшее: отдать дань памяти погибшим товарищам.
Только сегодня до меня доходит: мы даже не знали этих мальчика и девочку. В большинстве своём. Девочка была старше нас, мальчик - младше. Что хотели провести на самом деле власти города, устраивая показательные похороны с четырьмя красными гробами, очень дорогими, с золотистыми кисточками - профкомы, похоже не желали ударить в грязь лицом пред главами города, затеявшими все это, по факту прожжёнными атеистами.
Так вот. Ищущий да обрящет.
Сегодня мне понятен древний обычай с похоронным обрядом женщин.
Девушки выходили замуж в расшитых вышивкой и мережкой льняных платьях, по покрою - рубахах. Хоронили же в очень похожих рубахах, только расшитых более скромно, другим узором и и иным расположением вышивки: не вдоль, а попрек (распоясанными). Хотя я не могу настаивать, что у всех русских орнаменты были одинаковы.
Как-то православному священнику сказала, что хочу, чтобы по смерти моя душа попала к своим. Посмотрел батюшка, помнится, на меня крайне удивленно. Что взять с необразованной женщины.
А на самом деле, вышивка на погребальной сорочке, к слову, очень похожей на саван, имела именно такой смысл у наших предков: по письму на облачении устанавливалось какого ты роду-племени. Не тут устанавливалось, а там, куда придёт твоя душа. Сегодня священник с той же целью при отпевании умершему накладывает на лоб подобный посмертный пропуск. В старые времена, сим пропуском была расшивка твоего погребального платья (замечу, что сегодня синонимом слову "узор", можно считать: рисунок — фон — орнамент — развод — узорочье — арабески — паттерн — мозаика — чакра). Сакра. Сакральный смысл.
Да и в целом. Заметили, что мертвое тело кладут во гроб, а потом закапывают под могильный холм? Этот могильный холм - как раз маленький курган. Все ж таки даже сюда дотянулись нити культа курганов. О которых на Востоке, откуда к нам пришла идея хоронить во гробах, слыхом никакие древние иудеи и не слыхивали.
Слева: свадебное платье (примерный аналог из сети).
Справа: платье, в котором незазорно и похоронить.
Свидетельство о публикации №121091302750
Но сама тема очень интересная.
Большаков Алексей 13.09.2021 11:45 Заявить о нарушении
То, что в городах свадебное платье сакрального фасона заменили на "по-богатому", "по-городскому" - это ужас ужасный на самом деле.
Поставить все с ног на голову.
А городок у нас всегда был еще тот... Только теперь до меня доходит, что ту происходило на самом деле, еще при почившей в бозе советской власти.
Татьяна Ульянина-Васта 13.09.2021 12:02 Заявить о нарушении
в него вплетались мечты и страхи.
Большаков Алексей 13.09.2021 12:16 Заявить о нарушении
Вы (впрочем как и я) просто видите все уже по-другому.
"Тот, кто долго прожил, почувствовал и пытался осмыслить это странное несоответствие: чем дольше живешь, тем жить труднее. Не потому, что больше появляется забот, а просто счастья становится меньше... (Пётр Мамонов)"
Сам очерк посвящен попытке пояснить: как русские додумались хоронить в венчальных платьях.
Упустив из виду, что есть таки разница!
Татьяна Ульянина-Васта 13.09.2021 12:23 Заявить о нарушении