Портретов Ленина не видно...
Лица не увидать. -
Большое видится
На расстоянии".
Сергей ЕСЕНИН,
При жизни Ленина
Поэт писал:
"Портретов Ленина
Не видно. -
ПоХоЖиХ
НЕ БЫЛО и НЕТ.
Века уж дорисуют,
Видно,
Недорисованный
Портрет"*.
И верно,
Ильич
Таким, каким он был, -
(Не лакированной иконой
в фильмах "Ленин в Октябре"
и "Ленин в 18-от году"
да в пьесе
"Кремлёвские Куранты"), -
Открылся россиянам
В 1991-ом, -
После развала
Государства
Правителей-авгуров, -
Проповедовавших ОдНо,
Творивших нагло
Совсем ДрУгОе
И зпмыслявших ТрЕтЬе,
Да после падения
"Железного занавеса"**.
* - Стихотворение Николая ПОЛЕТАЕВА, написаное и опубликованное при жизни
В.И. Ульянова(Ленина) в 1923-ем году.
** - См. приведенное ниже Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Замостьянов Арсений,
Литературная Газета 10.09.2021
ПОРТРЕТОВ ЛЕНИНА НЕ ВИДНО...
Сам Ленин вряд ли бы одобрил лениниану.
Ему, марксисту, воспитанному на Чернышевском и Тютчеве, не по душе были славословия.
Но над течением истории не властны даже гении.
И в искусстве, в советской цивилизации, и в её идеологических столпостенах образ Ленина был основополагающим – от «Я себя под Лениным чищу» до «На все вопросы отвечает Ленин».
Сегодня почти все отказались от Ленина. -
Причина простая: это выгодно, а он по-прежнему опасен.
Отказ от Ленина выгоден хозяевам жизни, которые хотели бы владеть безраздельно «заводами, дворцами, пароходами», баловать собственное самолюбие благотворительностью, мелькать в светской хронике.
В чести нвнче не труд, а доход, ростовщический процент. -
Не рабочий класс, а тусовочная аристократия (по большей части – поддельная, хотя – какая разница?). Какой уж тут Ленин?
Нам навязывается пряничный миф о бесконфликтной стабильности, которую нельзя нарушать мятежными стремлениями.-
Вечный штиль под малиновый звон и никаких гроз на горизонте – и революция в этом контексте воспринимается как безусловная катастрофа, заслуживающая только нытья и проклятий.
Думаю, такими страусиными манёврами мы себя обкрадываем, лишаем целого пласта живой истории. Превращаем его в гиблое место себе же на беду.
Признаться, мне было бы удобнее обрушиться на Ленина с консервативных позиций, блеснуть какими-нибудь «кашемарными» цитатами из синего многотомника.
Уверен, что к юбилею Ленина вы почти не встретите в некоммунистической прессе материалов о нём, написанных без ненависти и не свысока.
Эффектных риторических заготовок против Ленина полно – бери и пользуйся.
Очень легко на этом пути заслужить благосклонность современных патриотов.
Но язык не поворачивается. Особенно – в последнее время.
Как и любой пророк нового учения, Ленин произносил немало резких, взрывоопасных слов. Многих обидел, поранил в своём страстном служении Идее.-
Нетрудно выудить из Ленина десять–двадцать цитат, от которых мы ужаснёмся. Но то же самое можно произвести в отношении любой религии или философского учения. Новое прорубает себе дорогу в зарницах радикализма.
В обывательский уют Ленин не вписывается. Но именно этим он привлёк творцов стихов и песен о нём, кантат, спектаклей и кинофильмов – тех, кто создавал лениниану.
Это Горький, Есенин и Маяковский, Эйзенштейн и Бондарчук, Щукин и Смоктуновский, Меркуров и Томский, Щусев и Павлов, Петров-Водкин и Герасимов, Прокофьев и Новиков.
Ставим многоточие, а продолжать этот список можно долго, не снижая уровень авторов.
Они посвящали Ленину поэмы, симфонии, эпопеи, гимны и парфеноны.
Нам скажут: просто талантливые люди, профессионалы приспосабливались к конъюнктуре, писали, чтобы выжить. Но конъюнктуры в истории хватает во все времена, а взлёты творческой мысли, подобные советскому, – на вес золота.
Эти голоса заглушить невозможно, изменить реальность ХХ века не удастся даже самым способным и денежным ниспровергателям.
А ведь идеологи антиленинского проекта пытаются лишить нас наследия эпохи, во многом – наследия ленинского.
Но достаточно противопоставить самым едким сочинениям Мельгунова, Солженицына или Солоухина хотя бы одну песню «Ленин всегда живой» – и беспристрастное художественное чутьё покажет, кто есть кто.
А уж в тени Маяковского, - (лучшего, талантливейшего поэта нащей Советской Эпохи, -по определению И.В.СЬАЛИНА), – как и у пьедестала щусевского Мавзолея – фигуры страстных разоблачителей мифа о вожде почти неразличимы.
Первым приметили Ленина на исторической сцене титаны. -
Горький и Маяковский.
Маяковский писал о Ленине ещё при жизни вождя, но истинным стартом ленинианы стал «Разговор с товарищем Лениным» – поэма непревзойдённая. Патетическая и в то же время нервная поэтическая проповедь.
Грудой дел,
суматохой явлений
день отошёл,
постепенно стемнев.
Двое в комнате.
Я
и Ленин –
фотографией
на белой стене.
С таких строк мощных и начиналась большая литературная традиция.
Вклад Маяковского в создание ленинского образа, пожалуй, был решающим. Многие его строки оказались на плакатах – их в Советской стране знали все, читать учились по его строчке: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить».
Есенинская лениниана не бьёт в глаза лозунгами, тут главное в другом.
Есенин видел, «что эра новая не фунт изюма вам» – и в стихах о Ленине превращался в аналитика тютчевского склада. -
Мы видим проницательные оценки политической реальности, ясное объяснение причин революции.
Есенин принимал Ленина – как народного вождя, поднявшего руку на гнёт «аристократов, промышленников и банкиров». Ему по душе обыкновенность Ленина: вождь не был былинным богатырём, не восседал на тронах, не избегал величавых движений:
Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?
Но он потряс...
Шуми и вей!
Крути свирепей, непогода,
Смывай с несчастного народа
Позор острогов и церквей.
В другом стихотворении он назовёт Ильича «Капитаном Земли». Но, может быть, дороже всего мимолётный разговор из «Анны Снегиной»:
«Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он – вы».
Этот образ любили кинематографисты: ты ждёшь монументального вождя, громовержца, а он маленький, вертлявый, лысоватый. -
И назвать его хочется по-свойски: Ильич.
Но он причастен к непоборимой силе.- Его интеллект и воля стали орудием истории.
Ленин, в понимании поэтов, был духом революции, духом народа.
В этом смысле он – не человек, а стихия строительства нового мира.
Сам Владимир Ильич заливисто посмеялся бы над таким обожествлением, но людям нужно, чтобы огромный Медный всадник поднимал над площадью коня.
Им нужен «рукой облака рассекающий Ленин». - Вроде бы – сверхчеловек, а свойский, бесспорно, существовавший, ходивший по нашим улицам, стоявший в очередь к парикмахеру, чтобы побриться.
«Лысый, ростом невелик», – как определил Твардовский в своей простой и загадочной истории о печнике.
История, кстати, архитипическая: неузнанный царь (герой, бог) общается с простым человеком, невольно преподаёт ему урок. На острове Бали немало похожих историй про Шиву.
А в XIX веке в России, например, стихотворение Аполлона Майкова «Кто он?» про Петра Великого.
Разошлась по стране ленинская цитата: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Сначала в роли Ленина выступил рабочий товарищ Никандров – и случилось это в фильме Эйзенштейна «Октябрь», который мы воспринимаем не только как метафору, но и как хронику…
Ну а потом каждая пятилетка давала своего Ленина. -
Если нуждаемся в рождественском дедушке – пожалуйста! Если нужен суровый аскет – вот он перед нами. Необходим боец? Ленин решительно хватается за револьвер.
Тоскуете по демократии – вот вам Ленин-Солон. Понадобился жёсткий, бескомпромиссный руководитель – Ленина играет его однофамилец Ульянов.
Есть спрос на гамлетовские метания? В эфире – утончённый, ироничный Ленин, его обуревают сомнения, это – Смоктуновский.
Ленинскую трилогию для театра создал Николай Погодин. «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая».
Работал он основательно, - почти двадцать лет.
Конечно, приходилось переписывать уже ставшие каноническими пьесы после развенчания сталинского культа.
Реплики второго вождя унаследовал Дзержинский.
Но не в этом дело. В Погодине мы приобрели и потеряли мудрого и остроумного комментатора революции, её скрытой сути.
Потеряли, потому что сегодня этот выдающийся писатель забыт.
Почему бы не издать ленинскую трилогию Погодина в «Литпамятниках», с серьёзным аппаратом, с вариантами?
Но этого ждать не приходится: Погодина как будто списали в архив устаревшей пропаганды. Вряд ли им занимаются в ИМЛИ, да и о новых театральных постановках не слышно.
А ведь это не только учебник действительно эффективной пропаганды, не только театральная легенда, но и литературное чудо. -
Вспомним «Кремлёвские куранты». Мы видим героя, благородного инженера Забелина, который задыхается в революционной суматохе, ненавидит новую власть. Он видит в революции уничтожение порядка, безумие, и только:
«Дикари захватили цивилизованное судно, перебили всех белых людей,
команду выбросили за борт, сожрали все запасы…
Дальше что? Кораблём надо уметь управлять, а они не умеют.
Социализм пообещали, а с какого конца его начинать — никто не
знает». -
Знакомая линия нападения? Сюжет с «пломбированным вагоном» и шпионажем в пользу Германии в СССР тоже никто не скрывал от народа. Но, в отличие от нынешней моды, не скрывали и ответной аргументации.
Забелин обаятелен в патриотическом гневе, ведь даже главные часы державы сломались! Остановились кремлёвские куранты! И артист Борис Ливанов не разоблачает своего героя в его антисоветских заблуждениях.
Мы в него влюбляемся с первого появления на сцене. Он – профессионал – в смутное время оказался отброшенным на свалку, как старый башмак. Из протеста продаёт на Воскресенской площади «довоенные серные безопасные спички фабрики Лапшина», рядом с другими мешочниками.
И вот его вызывают к Ленину. А потом и кремлёвские куранты пошли. Самая трудная и малозаметная политическая победа – в переубеждении противников.
Сегодня мы отбросили это искусство: в ходу – поиск врагов, поспешное клеймение, крики в прямом эфире, мусорные баки…
А Погодин показывает, что революции совершаются не для революционеров, а для более рациональной организации жизни.
И тут самое время не кичиться победами над Врангелем, а привлекать к работе таких специалистов, как Забелин.
Нужно разъяснить им, что открывает перед ними революция, несмотря на одичание Гражданской войны.
Забелин не превращается в яростного большевика: Погодин не занимался изготовлением фальшивок. Но он, сохраняя привычную повадку, готов стать советским человеком.
Забелин становится товарищем.
И кремлёвские куранты, как известно, снова пошли – да так, что их мелодию по всему свету выучили.
Тем, кто отшатнулся от прискорбных картин Гражданской войны, Погодин показывает: наша революция связана с идеалами Просвещения. Россия станет страной инженеров, страной красноармейцев, читающих Блока. Вера в человека, в могущество науки и труда объединяет Ленина и таких антисоветчиков, как Забелин.
В тонкой, остроумной пьесе Погодина всё это преподнесено без агитационного угара.
Частенько цитировали в советские годы поэта Николая Полетаева:
Портретов Ленина не видно:
Похожих не было и нет.
Века уж дорисуют, видно,
Недорисованный портрет.(1923).
Эти строки воспринимались так: глубокая мысль в форме парадокса. -
Ведь изображения Ленина красовались повсюду, только ни одно из них не могло исчерпать образ революционера.
Сказано крепко, но можно и поспорить. -
Образ Ленина, пожалуй, поважнее любого реального деятеля, каким бы гением он ни был. -
Первый предсовнаркома Владимир Ульянов-Ленин умер в 1924 году и не участвовал в Великой Отечественной.
А образ… 7 ноября 1941-го с трибуны Мавзолея было сказано: «Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина».
И красноармейцы с парада пошли в бой.
Война дорисовала портрет.
Дорисовал его и архитектор Леонид Павлов – создатель ленинского музея в Горках. Он называл его своим Парфеноном. Неподалёку от усадьбы, в которой умер Ленин.
Как и у греков, постройка выполняла роль святилища. -
Одиннадцать кубов и один цилиндр. Белый мрамор и красный туф – торжественные, трагические аккорды.
Если архитектура – музыка, застывшая в камне, то у Павлова получился реквием.
Проект создавался в середине семидесятых, а строительство завершилось в 1987-м.
Оказалось, что это реквием по лениниане.
Но, быть может, не окончательный...
12 сентября 2021-го года.
P.S. Да уж! -
Прочтёшь такую статью в «Литературке» - - засомневаешься. -
В постсоветской ли Россие она написана, а не перепечатана была из «Литературки», возглавляемой хорошим писателем, но большим конъюнктурщиком Константином Симоновым, писавшим в ней вслед полетевшему в Нью-Йорк
для выступления в ООН стучать по трибуне снятым с ноги башмаком Хрущеву:
«Счастливого пути
Большому человеку!» ?
Л.П.
Свидетельство о публикации №121091205603