Портретов Ленина не видно...

                "Лицом к лицу
                Лица не увидать. -
                Большое видится
                На расстоянии".

                Сергей ЕСЕНИН,
 

При жизни Ленина
Поэт писал:
"Портретов Ленина
Не видно. -
ПоХоЖиХ
НЕ БЫЛО и НЕТ.
Века уж дорисуют,
Видно,
Недорисованный
Портрет"*.
И верно,
Ильич
Таким, каким он был, -
(Не лакированной иконой
в фильмах "Ленин в Октябре"
и "Ленин в 18-от году"
да в пьесе
"Кремлёвские Куранты"), -
Открылся россиянам
В 1991-ом, -
После развала
Государства
Правителей-авгуров, -
Проповедовавших ОдНо,
Творивших нагло
Совсем ДрУгОе
И зпмыслявших ТрЕтЬе,
Да после падения
"Железного занавеса"**.


* - Стихотворение Николая ПОЛЕТАЕВА, написаное и опубликованное при жизни
    В.И. Ульянова(Ленина) в 1923-ем году.

** - См. приведенное ниже Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 
Замостьянов Арсений,
Литературная Газета 10.09.2021

                ПОРТРЕТОВ ЛЕНИНА НЕ ВИДНО...



        Сам Ленин вряд ли бы одобрил лениниану.

        Ему, марксисту, воспитанному на Чернышевском и Тютчеве, не по душе были славословия.

        Но над течением истории не властны даже гении.
        И в искусстве, в советской цивилизации, и в её идеологических столпостенах образ Ленина был основополагающим – от «Я себя под Лениным чищу» до «На все вопросы отвечает Ленин». 

        Сегодня почти все отказались от Ленина. -

        Причина простая: это выгодно, а он по-прежнему опасен.    

        Отказ от Ленина выгоден хозяевам жизни, которые хотели бы владеть безраздельно «заводами, дворцами, пароходами», баловать собственное самолюбие благотворительностью, мелькать в светской хронике.

        В чести нвнче не труд, а доход, ростовщический процент. -
        Не рабочий класс, а тусовочная аристократия (по большей части – поддельная, хотя – какая разница?). Какой уж тут Ленин?

        Нам навязывается пряничный миф о бесконфликтной стабильности, которую нельзя нарушать мятежными стремлениями.-

        Вечный штиль под малиновый звон и никаких гроз на горизонте – и революция в этом контексте воспринимается как безусловная катастрофа, заслуживающая только нытья и проклятий.

        Думаю, такими страусиными манёврами мы себя обкрадываем, лишаем целого пласта живой истории. Превращаем его в гиблое место себе же на беду.

        Признаться, мне было бы удобнее обрушиться на Ленина с консервативных позиций, блеснуть какими-нибудь «кашемарными» цитатами из синего многотомника.   

       Уверен, что к юбилею Ленина вы почти не встретите в некоммунистической прессе материалов о нём, написанных без ненависти и не свысока.

       Эффектных риторических заготовок против Ленина полно – бери и пользуйся.

       Очень легко на этом пути заслужить благосклонность современных патриотов.    

       Но язык не поворачивается. Особенно – в последнее время.

       Как и любой пророк нового учения, Ленин произносил немало резких, взрывоопасных слов. Многих обидел, поранил в своём страстном служении Идее.-

       Нетрудно выудить из Ленина десять–двадцать цитат, от которых мы ужаснёмся. Но то же самое можно произвести в отношении любой религии или философского учения. Новое прорубает себе дорогу в зарницах радикализма.

       В обывательский уют Ленин не вписывается. Но именно этим он привлёк творцов стихов и песен о нём, кантат, спектаклей и кинофильмов – тех, кто создавал лениниану.

       Это Горький, Есенин и Маяковский, Эйзенштейн и Бондарчук, Щукин и Смоктуновский, Меркуров и Томский, Щусев и Павлов, Петров-Водкин и Герасимов, Прокофьев и Новиков.

       Ставим многоточие, а продолжать этот список можно долго, не снижая уровень авторов.

       Они посвящали Ленину поэмы, симфонии, эпопеи, гимны и парфеноны.

       Нам скажут: просто талантливые люди, профессионалы приспосабливались к конъюнктуре, писали, чтобы выжить. Но конъюнктуры в истории хватает во все времена, а взлёты творческой мысли, подобные советскому, – на вес золота.

       Эти голоса заглушить невозможно, изменить реальность ХХ века не удастся даже самым способным и денежным ниспровергателям.

       А ведь идеологи антиленинского проекта пытаются лишить нас наследия эпохи, во многом – наследия ленинского.

       Но достаточно противопоставить самым едким сочинениям Мельгунова, Солженицына или Солоухина хотя бы одну песню «Ленин всегда живой» – и беспристрастное художественное чутьё покажет, кто есть кто.

       А уж в тени Маяковского, - (лучшего, талантливейшего поэта нащей Советской Эпохи, -по определению И.В.СЬАЛИНА), – как и у пьедестала щусевского Мавзолея – фигуры страстных разоблачителей мифа о вожде почти неразличимы.

      Первым приметили Ленина на исторической сцене титаны.    -
Горький и Маяковский.

      Маяковский писал о Ленине ещё при жизни вождя, но истинным стартом ленинианы стал «Разговор с товарищем Лениным» – поэма непревзойдённая. Патетическая и в то же время нервная поэтическая проповедь.

Грудой дел,

суматохой явлений

день отошёл,

постепенно стемнев.

Двое в комнате.

Я

и Ленин –

фотографией

на белой стене.

      С таких строк мощных и начиналась большая литературная традиция.

      Вклад Маяковского в создание ленинского образа, пожалуй, был решающим. Многие его строки оказались на плакатах – их в Советской стране знали все, читать учились по его строчке: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить».

      Есенинская лениниана не бьёт в глаза лозунгами, тут главное в другом.
 
      Есенин видел, «что эра новая не фунт изюма вам» – и в стихах о Ленине превращался в аналитика тютчевского склада. -

      Мы видим проницательные оценки политической реальности, ясное объяснение причин революции.

      Есенин принимал Ленина – как народного вождя, поднявшего руку на гнёт «аристократов, промышленников и банкиров». Ему по душе обыкновенность Ленина: вождь не был былинным богатырём, не восседал на тронах, не избегал величавых движений:

                Застенчивый, простой и милый,
                Он вроде сфинкса предо мной.
                Я не пойму, какою силой
                Сумел потрясть он шар земной?

Но он потряс...
                Шуми и вей!
                Крути свирепей, непогода,
                Смывай с несчастного народа
                Позор острогов и церквей.

      В другом стихотворении он назовёт Ильича «Капитаном Земли». Но, может быть, дороже всего мимолётный разговор из «Анны Снегиной»:

                «Скажи,
                Кто такое Ленин?»
                Я тихо ответил:
                «Он – вы».

      Этот образ любили кинематографисты: ты ждёшь монументального вождя, громовержца, а он маленький, вертлявый, лысоватый. -
      И назвать его хочется по-свойски: Ильич.

      Но он причастен к непоборимой силе.- Его интеллект и воля стали орудием истории.

      Ленин, в понимании поэтов, был духом революции, духом народа.

      В этом смысле он – не человек, а стихия строительства нового мира.

      Сам Владимир Ильич заливисто посмеялся бы над таким обожествлением, но людям нужно, чтобы огромный Медный всадник поднимал над площадью коня.

      Им нужен «рукой облака рассекающий Ленин». - Вроде бы – сверхчеловек, а свойский, бесспорно, существовавший, ходивший по нашим улицам, стоявший в очередь к парикмахеру, чтобы побриться.

     «Лысый, ростом невелик», – как определил Твардовский в своей простой и загадочной истории о печнике.

     История, кстати, архитипическая: неузнанный царь (герой, бог) общается с простым человеком, невольно преподаёт ему урок. На острове Бали немало похожих историй про Шиву.

     А в XIX веке в России, например, стихотворение Аполлона Майкова «Кто он?» про Петра Великого.

     Разошлась по стране ленинская цитата: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

     Сначала в роли Ленина выступил рабочий товарищ Никандров – и случилось это в фильме Эйзенштейна «Октябрь», который мы воспринимаем не только как метафору, но и как хронику…

     Ну а потом каждая пятилетка давала своего Ленина. -

     Если нуждаемся в рождественском дедушке – пожалуйста! Если нужен суровый аскет – вот он перед нами. Необходим боец? Ленин решительно хватается за револьвер.

     Тоскуете по демократии – вот вам Ленин-Солон. Понадобился жёсткий, бескомпромиссный руководитель – Ленина играет его однофамилец Ульянов.

     Есть спрос на гамлетовские метания? В эфире – утончённый, ироничный Ленин, его обуревают сомнения, это – Смоктуновский.

     Ленинскую трилогию для театра создал Николай Погодин. «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая».

     Работал он основательно, - почти двадцать лет.

     Конечно, приходилось переписывать уже ставшие каноническими пьесы после развенчания сталинского культа.

     Реплики второго вождя унаследовал Дзержинский.

     Но не в этом дело. В Погодине мы приобрели и потеряли мудрого и остроумного комментатора революции, её скрытой сути.

     Потеряли, потому что сегодня этот выдающийся писатель забыт.    

     Почему бы не издать ленинскую трилогию Погодина в «Литпамятниках», с серьёзным аппаратом, с вариантами?

     Но этого ждать не приходится: Погодина как будто списали в архив устаревшей пропаганды. Вряд ли им занимаются в ИМЛИ, да и о новых театральных постановках не слышно.

     А ведь это не только учебник действительно эффективной пропаганды, не только театральная легенда, но и литературное чудо.  -

     Вспомним «Кремлёвские куранты». Мы видим героя, благородного инженера Забелина, который задыхается в революционной суматохе, ненавидит новую власть. Он видит в революции уничтожение порядка, безумие, и только:

        «Дикари захватили цивилизованное судно, перебили всех белых людей,
       команду выбросили за борт, сожрали все запасы…
         Дальше что? Кораблём надо уметь управлять, а они не умеют.
         Социализм пообещали, а с какого конца его начинать — никто не
       знает». -

     Знакомая линия нападения? Сюжет с «пломбированным вагоном» и шпионажем в пользу Германии в СССР тоже никто не скрывал от народа. Но, в отличие от нынешней моды, не скрывали и ответной аргументации.

     Забелин обаятелен в патриотическом гневе, ведь даже главные часы державы сломались! Остановились кремлёвские куранты! И артист Борис Ливанов не разоблачает своего героя в его антисоветских заблуждениях.   
     Мы в него влюбляемся с первого появления на сцене. Он – профессионал – в смутное время оказался отброшенным на свалку, как старый башмак. Из протеста продаёт на Воскресенской площади «довоенные серные безопасные спички фабрики Лапшина», рядом с другими мешочниками.

     И вот его вызывают к Ленину. А потом и кремлёвские куранты пошли. Самая трудная и малозаметная политическая победа – в переубеждении противников.

     Сегодня мы отбросили это искусство: в ходу – поиск врагов, поспешное клеймение, крики в прямом эфире, мусорные баки…

     А Погодин показывает, что революции совершаются не для революционеров, а для более рациональной организации жизни.

     И тут самое время не кичиться победами над Врангелем, а привлекать к работе таких специалистов, как Забелин.

     Нужно разъяснить им, что открывает перед ними революция, несмотря на одичание Гражданской войны.

     Забелин не превращается в яростного большевика: Погодин не занимался изготовлением фальшивок. Но он, сохраняя привычную повадку, готов стать советским человеком.

     Забелин становится товарищем.

     И кремлёвские куранты, как известно, снова пошли – да так, что их мелодию по всему свету выучили.
 
     Тем, кто отшатнулся от прискорбных картин Гражданской войны, Погодин показывает: наша революция связана с идеалами Просвещения. Россия станет страной инженеров, страной красноармейцев, читающих Блока. Вера в человека, в могущество науки и труда объединяет Ленина и таких антисоветчиков, как Забелин.

    В тонкой, остроумной пьесе Погодина всё это преподнесено без агитационного угара.

Частенько цитировали в советские годы поэта Николая Полетаева:

                Портретов Ленина не видно:
                Похожих не было и нет.
                Века уж дорисуют, видно,
                Недорисованный портрет.(1923).

   Эти строки воспринимались так: глубокая мысль в форме парадокса. -

   Ведь изображения Ленина красовались повсюду, только ни одно из них не могло исчерпать образ революционера.

   Сказано крепко, но можно и поспорить. -

   Образ Ленина, пожалуй, поважнее любого реального деятеля, каким бы гением он ни был. -

   Первый предсовнаркома Владимир Ульянов-Ленин умер в 1924 году и не участвовал в Великой Отечественной.

   А образ… 7 ноября 1941-го с трибуны Мавзолея было сказано: «Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина».

   И красноармейцы с парада пошли в бой.

   Война дорисовала портрет.

   Дорисовал его и архитектор Леонид Павлов – создатель ленинского музея в Горках. Он называл его своим Парфеноном. Неподалёку от усадьбы, в которой умер Ленин.

   Как и у греков, постройка выполняла роль святилища. -

   Одиннадцать кубов и один цилиндр. Белый мрамор и красный туф – торжественные, трагические аккорды.

   Если архитектура – музыка, застывшая в камне, то у Павлова получился реквием.

   Проект создавался в середине семидесятых, а строительство завершилось в 1987-м.

   Оказалось, что это реквием по лениниане.

   Но, быть может, не окончательный...


                12 сентября 2021-го года.

P.S. Да уж! -
     Прочтёшь такую статью в «Литературке» - - засомневаешься. -
     В постсоветской ли Россие она написана, а не перепечатана была из «Литературки», возглавляемой хорошим писателем, но большим конъюнктурщиком Константином Симоновым, писавшим в ней вслед полетевшему в Нью-Йорк
для выступления в ООН стучать по трибуне снятым с ноги башмаком Хрущеву:
                «Счастливого пути
                Большому человеку!» ?

                Л.П.


Рецензии