Музыка мира Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

МУЗЫКА МИРА
ЭССЕ

     Традиционно в большой поэзии больше всего ценится эстетическая красота и музыкальность, способность строк настоящего поэта вольно лететь над землей в свободном полете… Как летят вольные красивые птицы в лучах заходящего или восходящего солнца.
       Причем, музыка в поэзии - нечто совсем иное, чем собственно музыка, исполняемая оркестром и музыкантами и адекватно выражаемая в записи нот.
        В поэзии мы видим нечто совсем иное -  видим, чувствуем, ощущаем всеми органами чувств само волшебное звучание мира в «музыке слов».
        Это вовсе не преувеличение.
         Главное качество по настоящему большой поэзии которое безошибочно ощутит каждый даже самый неискушенный читатель - необычайная легкость и свобода полета поэтических строк…
         Русский читатель и ценитель поэзии сразу скажет - это пушкинская вольность и необычайная завораживающая легкость стиха…
         И откуда эта легкость, эти естественно и сами собой летящие строки, если задуматься?
           Назвать это просто талантом большого поэта значит не сказать ничего.
             Назвать это большим мастерством поэта - означает  свести все к технике стихосложения и ювелирному владению этой техникой. Что тоже совершенно неубедительно.
              У Пушкина изначально была необыкновенная «вольница строк» в его стихах. Такая же вольница и ширь, размах срок и крылатая свобода строк позже была в русской поэзии у Блока и Есенина.
               Вот Евгений Баратынский - выдающийся современник Пушкина, яркий и глубокий поэт.
                Но возьмите после томика лирики Пушкина в руки томик стихов Баратынского - и вы ощутите скованность поэта, скованность во всем, в мысли, в чувствах, в их выражении и метаморфозах по воле автора.
                Вольности пушкинской нет. И это бросается в глаза. И это обедняет поэзию и самых талантливых и ярких его современников.
                Сказать - Пушкин слышал «музыку небес» - вроде бы значит произнести пустые красивые слова. И ничего на самом деле не сказать.
                Но на в действительности это не так.
                Есть частота звучания Вселенной. Она зафиксирована приборами. И мы живем в звучащем постоянно мире.
                Это просто факт науки если угодно.
                Конечно, до завораживающей музыки мира от таких заявлений - далеко как до звезд.
                Но трудно предположить что сам поэт за счет одной своей искусности в стихосложении способен достичь такой пушкинской вольности и полнейшей свободы стиха.
                Тут действует несомненное что-то другое и высшее - наделенность великого поэта особую чуткостью к изначальной и неуничтожимой «музыке мира», которую он и только он способен отразить в своих стихах.
                Никакие «умения» и «навыки» тут не помогут и помочь и в состоянии. Это очевидно.
                В случае по настоящему большого поэта и, тем более, великого поэта мы встречаемся с духовной сопричастностью поэта-творца  стихиям и и потаенным силам и энергиям Вселенной.
                В России мы видим это у Пушкина, у Блока, у Есенина.
                Но в мире таких исключительных по особой одухотворенности дарования и творчества поэтов не так мало - И Эдгар По, и Байрон,и Эмилия Дикинсон и многие другие.
                Нельзя поверить что эти поэты просто «научились» так вольно писать, навыками какими-то в творчестве идеально овладели… Несерьезно так думать. И смешно это доказывать.
                Что-то особенное было у великих поэтов в восприятии внешнего мира - они могли слышать его музыку, они чувствовали как мир звучит и как он поет на просторах Вселенной.
                И если какие-нибудь факиры (индийские и прочие) часто бывали клоунами и фальсификаторами, если госпожа Блаватская и прочие ей подобные деятели так и не смогли убедительно  доказать неподдельность творимых ими  «чудес», то истинное и одновременно волшебное и  чудесное в поэзии Пушкина, Шелли, Байрона, Басе в Японии - неотрицаемо.
                Хотя они не были факирами и колдунами.
                Большая поэзия сама по себе - волшебство.
                К ней могут быть причастны только Избранные. И если угодно - избранные в мистическом смысле.
                Ведь мы мистическим именует все, что реально существует, но находится за пределами нашего понимания - у нас не хватает знаний, смелости, решительности и пр.  честно осмыслить  з\все зададочно происходящее с нами и вокруг нас.. И мы именуем происходящее мистикой.
                Хотя то что происходит в таких случаях  - обычное явление в мире, находящееся в ряду множества других, ему подобных.
                Господа хорошие, сказать что Есенин «научился» писать стихи и написал поэтому так вольно свое замечательное «Не жалею. Не зову, не плачу…» - значит заниматься измышлениями и ничего в большой поэзии не понимать совершенно.
                Опять меня упрекнут за игру в  «дешевую  мистику». Но нет причин думать что Есенин в известной всем человеческой простоте своей  был способен постичь какие-то «глубины мироздания» и отразить их музыку в русском поэтическом слове.
                Слишком обыкновенным был Есенин как человек, как вознесшийся к вершинам славы крестьянский парень, чтобы быть сознательно устремленным в какому-то постижению невиданных глубин Вселенной.
                Да в его эпоху и речи всерьез об этом в культуре России и Европы не было.
                И в тоже время я повторяю вам - Есенин слышал реально и отображал в своих зрелых стихах ту «музыку мира», которая тоже совершенно реально существует и предопределяет итоги творчества настоящих художников, поэтов, писателей и деятелей искусства.
Тех  кому дарована так или иначе «искра Божья».
                Метафоры метафорами… Но действительно есть в нашем мире то, что находится на пределами понимания нашей современной науки и за пределами понимания человека, во всем опирающегося только на свой так называемый «здравый смысл».   
                Почему например Пушкин мог так свободно и размашистно писать стихи? Что было в его сознании таким особенным, складывавшим  строки стихов с удивительной легкостью  при этом так прихотливо и изысканно?
                И поймите господа и дамы - это не очередная дань официозному культу Пушкина с моей стороны. Это попытка понять что же было на самом деле.
                Может быть те люди которые слышат всю свою жизнь «музыку мира» не всегда выражают себя в искусстве.
                Но это их беда. Свой уникальный и ошеломляющий индивидуальный опыт эти люди могут выразить убедительно только в произведениях искусства.
                В науке они заблудятся на уровне теории  относительности Эйнштейна  и  на уровне гипотетических «полей смысла» знаменитого психологами Юнга и физика Планка.
                Все это – дебри  философии жизни. Без надежды выхода из них когда-то.
                Реально же мы сталкиваемся с одним - с волшебной глубиной и вольностью стиха великих поэтов, которая происходит неизвестно откуда.
                Нам не понять мог сам по себе даже и гениальный человек рождать такие божественные звуки в своем стихе….
                И в этом ощущении мы стихийно правы. Дело не в том что этот великий поэт умнее и проницательнее всех на свете. А в том что способен услышать и отобразить в своем творчестве свободную и величественную музыку мира.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 25-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге
ИМЕЮ СВОЙ КАНАЛ В ТЕЛЕГРАМ.  ССЫЛКА -  https://t.me/serglanskoe1



               
    

               
   


Рецензии