Россыпи памяти 11. Мировые процессы и кастрюля

    Я живу в «Районе Коммунистического  быта» Москвы, через  который проходит уютный бульвар. Всё было создано ещё в те времена, когда мы строили общество на новых, социалистических принципах, основанных на коллективизме, и гордились этим. Я часто посещаю этот бульвар в хорошую погоду, чтобы посидеть с книжкой или с тетрадкой. За деревьями вдоль бульвара проходит внутриквартальный проезд, на обочине которого, среди припаркованных автомобилей в этот раз моё внимание привлекла современная версия ещё довоенного «жука» Фольксваген. Да и расцветка (линяло светло-серая) соответствовала моим представлениям о тех трофейных машинах, которые стали появляться в Москве в конце войны. Следом за автомобилями, по цепочке воспоминаний предстал тот скромный, если не сказать бедный, быт времён войны, что может послужить поводом к упрёку в мелкотемье. И всё же.
Тогда появилась возможность познакомиться с предметами обихода европейского уровня. Так у соседей я увидел привезённую из Германии необыкновенную кастрюлю, на описании которой хотел бы остановиться подробно. От обычной, она отличалась сферической формой (теперь такие делают, в основном, из нержавейки). Но это не всё.  Поверхность белой эмалированной кастрюли была покрыта слегка выпуклыми, примыкающими друг к другу шестиугольниками, что напоминало соты или, скорее, современные профессиональные мячи, собранные из отдельных кусочков кожи (мы в то время делали мячи сами, набивая детские чулки тряпками). Но и это ещё не всё. Границы шестиугольников были обозначены чёткими синими линиями, которые дополнялись слегка  размытыми синими же тенями по направлению от граней к центру фигуры. Для нас, не избалованных в то время комфортом и бытовыми изысками, это представлялось шедевром бытовой утвари. Я до сих пор не представляю, как технически были выполнены эти выпуклые «соты» на сферической поверхности (штамповкой, чеканкой, на станке или вручную?), и как был так чётко нанесён очерчивающий их рисунок. Не знаю, возможно ли такое повторить в наше время.
            Но сейчас меня интересует другой вопрос: зачем было нужно Германии с достаточно высоким уровнем жизни, развитой промышленностью (производящей, в том числе, «народный автомобиль» Фольксваген) и её изощрённой культурой быта (воплощённой, например, в кастрюле такой сложности изготовления) развязывать ту, чудовищную по жертвам и разрушениям войну? Что мешало простым немцам просто жить? И, невольно, задумываешься о роли политической «элиты» в жизни обществ. В самом ли деле, при принятии решений она руководствуется здравым смыслом и чувством ответственности за жизнь миллионов людей, или это только личные интересы и непомерные амбиции?
      Вспоминаю скромную жизнь послевоенных лет, постепенное взросление, познание и восхищение западным искусством, архитектурой, техническими достижений, бытовой устроенностью.  Одновременно с этим происходило более углублённое знакомство с отечественной классической дореволюционной и социалистической (тоже ставшей классикой) культурой и её шедеврами.  Сравнивая всё это с нынешним положением дел на Западе и у нас, опять удивляешься, присущему во все времена людям непокою, враждебности, алчности. И опять задаёшься риторическим вопросом: может ли любая власть быть моральной, когда у неё имеется развращающая возможность удовлетворять своё непомерное тщеславие, управляя многомиллионными «массами» людей, да ещё и при неограниченном доступе к материальным благам?  Или власть только отражает родовые признаки, присущие каждому народу? Это касается и «коммунизма» с его, во многом, демагогическими лозунгами, основанными хотя бы на моральных принципах, в которые я до сих пор верю. Но, особенно, это проявилось в современном укладе жизни на Западе и у нас, когда тебе никто ничего не должен, а ты должен всем, а слова «мораль», «духовность» полностью выпали из употребления.  Всё погрязло в цинизме и пошлости «обогащения» и «наслаждения» жизнью, но только для части «общества», в котором (по выражению Козьмы Пруткова) есть богатые и здоровые (что «лучше»!) и бедные и больные. Почему люди такие? Может быть, это реликтовый атавизм, оставшийся от эпох борьбы человека за выживание, или неотъемлемое свойство всего живого  с момента зарождения жизни на Земле, занесённое нам из Космоса, с присущими ему извечными катаклизмами и невозможностью находиться в состоянии покоя?
                __________
      
Я стряхиваю с себя сеть ненужных рассуждений и вопросов, на которые у меня нет ответа (уж если я даже с кастрюлей не могу разобраться), и возвращаюсь в реальность: бульвар, книжка, тетрадь.

Короче дни, длиннее рассужденья
О важном и не очень – обо всём:
Высокопарном –  «что мы в мир несём?»,
И приземлённом – тщетности сравненья,
Что нам важнее – труд иль наслажденья,
И «лучшего», наверное, не ждём.

12.08.21., Клёново.


Рецензии
Как всегда, Виталий, Вы затеяли интересную дискуссию, начиная от кастрюли и до масштабных рассуждений о пороках любой власти:
"...задаёшься риторическим вопросом: может ли любая власть быть моральной, когда у неё имеется развращающая возможность удовлетворять своё непомерное тщеславие, управляя многомиллионными «массами» людей, да ещё и при неограниченном доступе к материальным благам?"
Этим риторическим вопросом Вы дали и ответ -- нет!! Не может!! Поэтому в благих намерениях "справедливой власти" большевики обещали народу, что высшей властью будет (простыми словами) коллективное народное собрание -- съезд рабочих и крестьянских депутатов. По закону формально так оно и было. Но в действительности, мы это видели, это не работало и не могло работать -- кухарка по определению не может руководить государством. Отсюда и весь замкнутый круг! Но есть одно неоспоримое превосходство социалистического строя -- при советской власти, сколько у народа брали, столько (или хотя бы бОльшую часть) распределяли на благо народа. А при капитализме -- берут с народа больше, отдают меньше (основная часть прибыли идёт на личное обогащение олигархов)!!
Мне кажется, идеально справедливое общество -- это утопия!! Но надо стремиться хотя бы к какой-то справедливости в социальных правах.
С уважением,

Лариса Ткачёва   08.12.2021 13:41     Заявить о нарушении
Лариса, дорогая, как я Вам признателен за неизменное внимание к моим работам! Думаю, что некоторые из них были созданы под Вашим влиянием или с "оглядкой" на Вас. Доброжелательное отношение умной собеседницы, талантливой поэтессы и просто красивой женщины - это большая редкость на Стихире и я это очень ценю!

Возвращаюсь к моей "кастрюле". Наверно каждая эпоха, каждое поколение задавалось вопросом разумного потребления и самоограничения человека. На это была направлена и религия и коммун. идеология в надежде создать "правильного" человека. Но, к сожалению, очевидно на генном уровне в него заложены механизмы, препятствующие осуществлению этой мечты. Об это говорит весь ход развития человечества. Понимаю, что это так , но смириться с этим никак не могу. а

Вит Уйманов   08.12.2021 15:30   Заявить о нарушении
Вит! грабежи,войны творят миллиардеры,Олигархи-Сионисты США.С 1900года ОНИ провели более 100войн\ирак,Иран,Ливия,Сирия,Югославия...Предела нет.США грабанули 50%богатств мира.Они рвутся к управлению планетой.Это заложено и в природе человека.При социализме всё-таки коллективное управление,сглаживали безобразия.У них Рокфеллер развязал ДВЕ мировые войны.В СССР они сотворили две революции и гражданскую войну, погубив 5 пять

Решнивецкий Виктор Петрович   08.12.2021 22:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.