Россыпи памяти 11. Мировые процессы и кастрюля
Тогда появилась возможность познакомиться с предметами обихода европейского уровня. Так у соседей я увидел привезённую из Германии необыкновенную кастрюлю, на описании которой хотел бы остановиться подробно. От обычной, она отличалась сферической формой (теперь такие делают, в основном, из нержавейки). Но это не всё. Поверхность белой эмалированной кастрюли была покрыта слегка выпуклыми, примыкающими друг к другу шестиугольниками, что напоминало соты или, скорее, современные профессиональные мячи, собранные из отдельных кусочков кожи (мы в то время делали мячи сами, набивая детские чулки тряпками). Но и это ещё не всё. Границы шестиугольников были обозначены чёткими синими линиями, которые дополнялись слегка размытыми синими же тенями по направлению от граней к центру фигуры. Для нас, не избалованных в то время комфортом и бытовыми изысками, это представлялось шедевром бытовой утвари. Я до сих пор не представляю, как технически были выполнены эти выпуклые «соты» на сферической поверхности (штамповкой, чеканкой, на станке или вручную?), и как был так чётко нанесён очерчивающий их рисунок. Не знаю, возможно ли такое повторить в наше время.
Но сейчас меня интересует другой вопрос: зачем было нужно Германии с достаточно высоким уровнем жизни, развитой промышленностью (производящей, в том числе, «народный автомобиль» Фольксваген) и её изощрённой культурой быта (воплощённой, например, в кастрюле такой сложности изготовления) развязывать ту, чудовищную по жертвам и разрушениям войну? Что мешало простым немцам просто жить? И, невольно, задумываешься о роли политической «элиты» в жизни обществ. В самом ли деле, при принятии решений она руководствуется здравым смыслом и чувством ответственности за жизнь миллионов людей, или это только личные интересы и непомерные амбиции?
Вспоминаю скромную жизнь послевоенных лет, постепенное взросление, познание и восхищение западным искусством, архитектурой, техническими достижений, бытовой устроенностью. Одновременно с этим происходило более углублённое знакомство с отечественной классической дореволюционной и социалистической (тоже ставшей классикой) культурой и её шедеврами. Сравнивая всё это с нынешним положением дел на Западе и у нас, опять удивляешься, присущему во все времена людям непокою, враждебности, алчности. И опять задаёшься риторическим вопросом: может ли любая власть быть моральной, когда у неё имеется развращающая возможность удовлетворять своё непомерное тщеславие, управляя многомиллионными «массами» людей, да ещё и при неограниченном доступе к материальным благам? Или власть только отражает родовые признаки, присущие каждому народу? Это касается и «коммунизма» с его, во многом, демагогическими лозунгами, основанными хотя бы на моральных принципах, в которые я до сих пор верю. Но, особенно, это проявилось в современном укладе жизни на Западе и у нас, когда тебе никто ничего не должен, а ты должен всем, а слова «мораль», «духовность» полностью выпали из употребления. Всё погрязло в цинизме и пошлости «обогащения» и «наслаждения» жизнью, но только для части «общества», в котором (по выражению Козьмы Пруткова) есть богатые и здоровые (что «лучше»!) и бедные и больные. Почему люди такие? Может быть, это реликтовый атавизм, оставшийся от эпох борьбы человека за выживание, или неотъемлемое свойство всего живого с момента зарождения жизни на Земле, занесённое нам из Космоса, с присущими ему извечными катаклизмами и невозможностью находиться в состоянии покоя?
__________
Я стряхиваю с себя сеть ненужных рассуждений и вопросов, на которые у меня нет ответа (уж если я даже с кастрюлей не могу разобраться), и возвращаюсь в реальность: бульвар, книжка, тетрадь.
Короче дни, длиннее рассужденья
О важном и не очень – обо всём:
Высокопарном – «что мы в мир несём?»,
И приземлённом – тщетности сравненья,
Что нам важнее – труд иль наслажденья,
И «лучшего», наверное, не ждём.
12.08.21., Клёново.
Свидетельство о публикации №121091003803
"...задаёшься риторическим вопросом: может ли любая власть быть моральной, когда у неё имеется развращающая возможность удовлетворять своё непомерное тщеславие, управляя многомиллионными «массами» людей, да ещё и при неограниченном доступе к материальным благам?"
Этим риторическим вопросом Вы дали и ответ -- нет!! Не может!! Поэтому в благих намерениях "справедливой власти" большевики обещали народу, что высшей властью будет (простыми словами) коллективное народное собрание -- съезд рабочих и крестьянских депутатов. По закону формально так оно и было. Но в действительности, мы это видели, это не работало и не могло работать -- кухарка по определению не может руководить государством. Отсюда и весь замкнутый круг! Но есть одно неоспоримое превосходство социалистического строя -- при советской власти, сколько у народа брали, столько (или хотя бы бОльшую часть) распределяли на благо народа. А при капитализме -- берут с народа больше, отдают меньше (основная часть прибыли идёт на личное обогащение олигархов)!!
Мне кажется, идеально справедливое общество -- это утопия!! Но надо стремиться хотя бы к какой-то справедливости в социальных правах.
С уважением,
Лариса Ткачёва 08.12.2021 13:41 Заявить о нарушении
Возвращаюсь к моей "кастрюле". Наверно каждая эпоха, каждое поколение задавалось вопросом разумного потребления и самоограничения человека. На это была направлена и религия и коммун. идеология в надежде создать "правильного" человека. Но, к сожалению, очевидно на генном уровне в него заложены механизмы, препятствующие осуществлению этой мечты. Об это говорит весь ход развития человечества. Понимаю, что это так , но смириться с этим никак не могу. а
Вит Уйманов 08.12.2021 15:30 Заявить о нарушении
Решнивецкий Виктор Петрович 08.12.2021 22:46 Заявить о нарушении