Вечерняя беседа 4. 04. 2021

Вечерняя беседа 4.04.2021 (Читаю Евангелие, пасхальное). Видите, здесь названо: «Учеником Его и Петру». Петр на тот момент не был среди учеников Христовых. Потому что он отрекся. Видите? И он в этот момент не считался учеником Господа. (Дальше читаю.) Закончили Евангелие от Марка. Святый отче наш апостоле и евангелисте Марко, моли Бога о нас!.. (Дальше читаю послание Апостола Иоанна Богослова.) Смотрите, какие слова. Что Господь Иисус Христос есть очищение наших грехов. Что такое вообще грех? Грех – это то, что отделяет нас от Бога. Причина всех наших несчастий, временных и вечных, - грех. И мы родились уже в первородном грехе, мы родились уже отделенными от Бога. Это самая большая катастрофа, причина всех остальных катастроф. Грех. Отдельность от Бога. И вот Господь, постолько-поскольку эта отделенность – она безконеч-на-я… Господь – это безконечное существо. И чтобы от Него отделиться, нужно быть безконечно от Него отделенным. Вот как… Как можно отделиться от Бога? Без Него ведь ничего нет. А вот так. Получается, настолько, насколько мы от Бога отделены, настолько, насколько наша жизнь от Бога отделена, ее и нет… Нет этой жизни! Настолько, насколько она пропитана грехом, этой жизни нет! И наши страдания, наши проблемы – они все связаны с присутствием небытия. С присутствием в нашей жизни того, чего нет. Потому всё и заканчивается смертью, потому что этой жизни по-хорошему и нет… А тогда какой в ней смысл? А мы стараемся утвердить бытие, в этом небытии. Стараемся! Чтобы что-то существовало! Мы пытаемся утверждать положительные ценности, к Богу относящиеся. А все остальные наши грехи – это подразделения, многочисленные, а лучше сказать – безчисленные, хитросплетения вот этого вот первого греха, первородного… И вот Бог Сам для нас создал Мост, сам создал Средство от этой нашей беды – такого же человека, как мы сами, Господа Иисуса Христа. Оказывается, что Он может наши грехи исцелить. Он может их покрыть, Он может их упразднить. Если мы дадим место Ему в нашей жизни. Мы сами не можем. Даже если мы будем каяться… Наше покаяние – оно не решит ничего само по себе. Оно решает только потому, что привлекает Христа, в нашу жизнь, в нашу душу. Грехи может исцелить только Христос. Через Христа мы снова соединяемся с Богом, и входим в бытие. И никак по-другому мы начать существовать подлинно – не можем. Как только во Христе. (Алеся: «Эдь! Это невозможно! Эдь! Сонь!» - Я: «Да… (Смех в комнате.) Главное, приходит!.. (это пришел кот)» - Алеся: «Приходит к нам». – Я: «Приходит. Обязательно к людЯм. Обязательно. Да.». – Алеся: «Только что был в отключке, лежал у нас на кровати, и казалось, его ничто не разбудит!» - Я: «Да, да… Любуйтесь мною, да…» - Алеся: «Нет, он просыпается и ползет спать к остальным… Казалось бы, ну дрыхни там себе на диване -  тепло, хорошо, тихо, опять же – нет, ему…» - Я: «Ну, вы такого кота действительно больше никогда не увидите! Я впервые в жизни вижу вот такого кота…» - Алеся: «У папы большой опыт… (со смехом)» - Я: «Да. Такого вы не увидите никогда! Ха-ха-ха! Всем котам кот!» - Соня: «У ты мой хороший…» - Я: «Никогда не увидите!» - Соня: «У ты зайка… У ты зайка…» - Я: «Да. Единственное – на руки не идет. Очень возражает! Да.» (Смех.) - Алеся: «Он вообще стал просто плюшкой какой-то»… - Наташа: «Никто не идет… В раю будет к нам на ручки…» - Я: «Да.») (Дальше читаю Апостола.) Видите, что он говорит. Что тот, кто любит мир, не может любить Бога. Человек должен выбирать: либо мир – не тот мир, который создан Богом, с восходами, закатами, белочками, снежком, солнышком, а имеется в виду мир как скопище человеческих страстей – политика, экономика, бизнес, культура, в значительной степени… Собрание человеческих страстей. Человеческих порядков. Гордыни, тщеславия, нелюбви – и всех соблазнов, связанных с этим. (Дальше читаю.) Так для каждого человека. Каждый должен готовиться. К кончине мира – к своей кончине, а это для каждого из нас и есть кончина мира. Когда мы умрем, этот мир для нас кончится. А всё равно, что он будет там для кого. Вы познаете в тот момент, что истинно существуете только вы сами. Это был ВАШ мир. В котором существовали только вы. Представляете? М? Ты умер – всё, этот мир перестал существовать. Настанет другой. И очень важно, какой будет мир и кого вы там встретите… Вот почему мы еще и молимся Богу. Почему такие напряженные молитвы, такая напряженная духовная жизнь?.. Потому что мы грешим легко, неосознанно, мы своих всех преступлений не осознаём… Почему святые люди так жестко относились к себе? Им была открыта правда о них самих. Правда об этом всесилии греха, в котором мы живем. Об этом ужасе и катастрофе греха. В котором мы находимся. И чтобы его преодолеть, нужны вот такие неимоверные усилия. Святые – они отказывали себе в семье, отказывали в отдыхе, отказывали в каких-то увлечениях… Их жизнь была исполнена различными трудами и страданиями. Этим они подчеркивали только, что на этой земле ничего у человека нет. Они вели себя не безумно. И в какой-то момент всем нам придется стать такими святыми. Когда мы из этого мира будем уходить. И мы увидим сами, что это правда нашего положения – что ничего у нас на этой земле нет! Будешь лежать, да, в одиночестве, и умирать. Или болеть тяжело. (Алеся фоном говорит: «Будут только все твои дела, которые ты сотворил в своей жизни, все твои добрые дела, твое стремление к Богу – а больше ничего не останется. Больше ничего, абсолютно! Из этого мира не унесем…») Да. То, что стяжал внутрь себя… Вот этот мир зачем нам дан? Чтобы стяжать внутрь себя Бога, исполнив Его заповеди, вот зачем. (Алеся: «Ни знания, ничего вот это вот… Ну вот, иконы я вышиваю – ну и что?.. Ничего абсолютно из этого мира. Только твое стремление к Богу, только добрые дела и только то, насколько ты и кого ты любил. Мера любви твоей к другим. Вот сколько ты любил? Сколько ты отдал любви? Больше ничего, ребята, вы об этом помните… Больше ничего!) Святые, они были самыми реалистичными людьми. (Алеся: «Абсолютно ничего!») Самыми реалистичными! Вот это вот… Помнишь, Соня, мы приезжали в монастырь? Ты видела, как они там живут? А? Они не по безумию живут так. Они просто вот… Они остановились на правде. Что, собственно, у нас есть? На этой земле? Вот что есть… (Алеся: «И что мы отсюда унесем?») Да. Вот, приблизительно вот это и есть. И всё. Потому что это всё иллюзия. Что у нас что-то есть. Семья. А есть ли любовь настоящая в семье?.. А? А вы так уверены? Мы-то с матерью, конечно, отдаем, как только можем. (Алеся: «Все силы…») А есть ли любовь, по-настоящему, в семье? М? А что если только кажется - что у тебя есть дети?.. (Алеся: «Нет!») Что у тебя есть дочери? (Алеся: «Не кажется!») Что у тебя есть сыновья?.. (Алеся: «Есть!») Это есть, если у тебя есть Бог, в вашей жизни. Настолько, насколько есть Бог. А очень многим людям кажется – а у них ничего нет. Нет ни детей, ни жен, ни домов – ничего нет. Абсолютно они нищие оказываются – ничего у них нет. Если ты будешь считать, что главное в твоей жизни – семья, однажды окажется, что у тебя нет никакой семьи. Главное – Бог. И только в Боге ты можешь обрести и семью, и душу свою, и даже, может быть, и какое-то имущество. Потому что если ты правильно пользуешься имуществом, и оно освящается любовью, ты можешь нечто похожее встретить в мире ином. Знаете  эту историю про апостола Фому? Который пришел в Индию и выдал себя за архитектора. Взял у раджи очень много денег, да? – и раздал их нищим. (Наташа: «Мы в «Вопросах Веры и Фомы это слушали»…) Да-да-да-да-да-да-да. И тот хотел его казнить, а у него заболел брат. И уже на смертном одре говорит ему: «Обещай мне исполнить всё, что я скажу». – «Да, - говорит, - хорошо, мой любимый брат». – «Дай мне тот дворец, который для тебя построил Фома». – «Что за дворец?» - «Я видел там… Очень роскошный дворец…» Вот то, что мы пользуемся по Богу, чем мы пользуемся по Богу – то останется с нами. То, что мы отдаем. То наше и будет. А что мы себе берем, то мы теряем. (Дальше читаю Апостола.) Это вот о тех, кто уходит, откалывается от нашего сообщества. Говорит апостол, что они, на самом деле, никогда не были с нами. И то, что они ушли, означает, что их никогда с нами не было. (Снова читаю.) Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Святый отче наш, апостоле и евангелисте Иоанне, моли Бога о нас!.. (Алеся: «Такие особенные, конечно, у него послания, да?») Да. У него самые глубокие слова. (Алеся: «Как он сказал вот это вот вступление: «Чадца!» Так никто не говорит из апостолов.») Неслучайно он лежал на груди Христовой на Тайной Вечере. Любимый ученик, да… (Алеся: «Очень отличается от остальных».) Вы его почитайте, Иоанна Богослова, вы ему молитесь. (Алеся: «Братие!.. А этот: «Чадца!»… Очень трогательно!») Да. Вот икона его у нас. Помните, да, его икону? Иоанна Богослова. Кто помнит икону Иоанна Богослова? (Наташа: «Да, я помню… Как ему ангел на ухо…» ) Да, да… Мы в своё время собирали эти иконы. Вот когда мы жили в Солнцево, там вот в храме Переделкинском продавали эту иконочку. И мы купили несколько штук. И подарили. Мы, в том числе, подарили Батюшке, когда… когда его запретили. Подарили Алле Александровне <Андреевой, вдове Даниила Андреева>, подарили Владимиру Борисовичу Микушевичу, подарили Фаине <инокине, в миру Флоре Андреевой, одной из самых близких подруг Алеси, по университету>, по-моему, подарили такую икону… Нескольким людям, на тот момент нам близким и дорогим, мы подарили эту икону, Иоанна Богослова. Потому что это Апостол любви. Он самый глубокий из них. Он несет в себе самую большую близость к Богу. Потому что Бог есть Любовь. Именно он сказал эти слова. Иоанн Богослов. Что Бог есть Любовь. И эта истина, она существует только в христианстве. Ни в какой другой религии таких слов нет, что Бог есть Любовь… И поэтому Бог познается именно по любви. Если вы чувствуете любовь, значит, здесь Бог. Если любви не чувствуете, значит, какая-то ошибка. Правда есть такой момент, что человек может принять за любовь ЛЕСТЬ. Лесть. А лесть – это как раз проявление ненависти, а не любви. Вот чтобы научиться отличать ненависть от любви, нужно пройти большой очень путь. Есть даже такое понятие – прелесть. Когда человек прельщен, соблазнен лестью. Когда он лесть принимает за чистую монету. А это как раз оружие бесОв. Прельщение. Очень страшная опасность, очень страшная! Обезсмысливание духовной жизни, обезсмысливание всех смыслов. Когда человек просто погибает. Что бывает с человеком, когда он внезапно узнает, что он был во всем обманут? Как вы считаете? Вот он жил-жил, жил-жил, во что-то верил, стремился, думал, что что-то у него там получается, что-то есть, и вдруг однажды узнает, что он во всем обманут! А, как вы думаете, что будет? С таким человеком… (Соня: «Шок».) Он ожесточится до последней степени! До последней степени ожесточится! Возненавидит всех и всё! И никому больше никогда не будет верить! Вот какая опасность! Если вы неосторожно будете принимать ЯКОБЫ доброе к себе отношение, которое на самом деле есть ЛЕСТЬ. Вот это очень, очень страшная опасность, грозящая каждому человеку. Чтобы в нее не попасть, нужно СЕБЯ не любить! Нужно иметь о себе низкое, трезвое мнение. Как там Батюшка Паисий Святогорец говорил? «Нищему скажи, что он богач и царь», – ну, конечно (смеюсь), первая реакция будет – идиотская улыбка: «Ы-ы!..» Ну потом-то человек понимает, что это развод!.. То же самое и мы – наша реакция должна быть, если что-то сказать о нас хорошее – сначала улыбаешься, конечно, потом понимаешь, что это вранье. То есть любовь, на самом деле, она проявляется не в сюсюканье. Она проявляется в чем? В том, что ты слышишь о себе горькую правду. Вот если тебе говорят правду – вот это, скорее всего, тебя действительно любят. Горькую правду! Правда, и здесь может быть перекос. Человек может злоупотребить и этим! Он будет свою ненависть прикрывать таким вот правдорубством. Что он тебя реально ненавидит и будет еще это и скрывать. То есть тут снова опасность. Видите? Никаких нет готовых рецептов. Каждый раз спасает что? ЧУТЬЁ. Чутьё не должно быть замыленным. Чутьё должно быть ОСТРОЕ. Чутьё правды, чутьё Истины. Опять же, для этого не надо любить себя. Чтобы было чутье. Нужно любить Бога, любить Истину – тогда будет чутьё.»
Продолжение. «Дайте я прочту. (В свежем номере «Фомы».) Спасательный друг. Коля всех вообще нас спасет. Если новый потоп приключится. Человечеству вновь повезет. Есть ему на кого положиться. Если, дедушка, будем тонуть, Кошка, бабушка, папа и мама, Места хватит на всех как-нибудь, «Всех спасу», - обещал он недавно. Есть у Коли спасательный друг. Вместе с ним утонуть невозможно. Мы прицепимся, люди, вокруг, И домой поплывем осторожно». И вот какой рисуночек здесь нарисован. Видел кто-нибудь, а? Что здесь написано? (Женя смеется, читает: «Деда».) Да… Видишь, Марусь? Сонь? Видишь? Во, во, во, во!.. Там написано: «Деда». Это мама. Мама всё время начинает читать журнал со стихов. Она открыла вот, первая страница, которую она стала читать, и вот это вот стихотворение, про Колю. А это указание Божие. Вот так вот. Так что помоги ему Господь. Потому что там действительно – рана… А вот он, Александр Ткаченко… (Алеся: «А-а!») Ну, правда, старая статья… В 2008-м году о чем он писал… (Дальше читаю «Обломова».) Видите, какая нирвана, в которой они живут?.. (Дальше чтение про жизнь в Обломовке.) Смотрите, всё опять на нас похоже. (Смеюсь.) Так или не так? (Далее…) Вот так вот – русская жизнь! Ни капли не поменялось ничего. (Это про ожидание светопреставления… Далее…) Прям, как наша мама… (Далее…) (Алеся: «Эдя!.. Пора закругляться. Чего-то я засыпать стала».)

http://proza.ru/2022/10/26/1058

https:// ridero.ru/books/vechernie_besedy-2021_mart_mai/


Рецензии