Майя Полевая. Удачный опыт драматургии в стихах
на литературных порталах. И полным эксклюзивом является создание
крупного драматического произведения в стихах.
На нашем портале есть такой драматург – это Майя Полевая. Она
автор произведения: «Владимир Красно Солнышко». Историческая
драма в 3-х частях.
http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=17&;l uid=29311
Объём драмы – почти 4500 строк (150 книжных страниц)!
Такой «поток» стихотворного текста сначала настораживает: мы –
читатели, пуганные графоманами. И каково же было удивление, когда
автор увлёк меня поэтическим повествованием об эпизоде из истории
Руси – её крещении и перипетиях судьбы князя Владимира –
крестителя.
Стало ясно, что удачный опыт Майи Полевой в поэтической драме,
это явление в литературном творчестве на портале.
Пересказывать драму не стану, её нужно читать, чтобы не раз
удивиться мастерству автора.
Для знакомства с Майей я задал ей несколько вопросов:
– Скажите несколько слов о себе.
– Я живу в Волгограде и всю жизнь работаю на заводе (разные
профессии). В 2005 году закончила «Политех», в возрасте 42 лет, с
красным дипломом. Всегда была "физиком-математиком", занималась
точными науками, философией, но после института неожиданно для
себя самой начала писать стихи.
Заинтересовавшись "правилом золотого сечения" нашла диссертацию
о том, что Пушкин писал стихи, руководствуясь им. Коэффициент
золотого сечения должен стремиться к 0. Пушкин - единственный поэт,
стихи которого имеют коэффициент около 0,003. Именно поэтому его
"Онегинская строфа" так легко запоминается. Я пишу стихи с
калькулятором, но конечно "нуля" еще не достигла. (для примера - у
Маяковского - 12-16).
– Как появился замысел написать историческую драму?
– Историю я люблю с детства. Изучила Карамзина "Историю
государства Российского". Из книги узнала, что Владимир, пока был
язычником, отличался грубостью и диким нравом. Рогнеду захватил
силой и только потом женился. Как же такой варвар стал Святым?
На сбор исторических сведений ушло 3/4 времени. Вся драма была
написана за год, а правка заняла еще больше.
Основной проблемой я поставила именно процесс перевоплощения
язычника в Святого, благодаря вере.
Язык: старалась выбирать как можно более древние, но еще не
совсем забытые слова. Все-таки это 10-й век.
Старалась не придерживаться строгой рифмы, но созвучия и четкой
ритмичности. Если заметили, я себе придумала 16-строчную строфу:
9а8б9а8б, 9а8б8б9а, 8а9б8а9б, 8а9б9б8а.
Как пришла к жанру? Я с детства обожаю Шекспира. В 2006 году
впервые прочла его "Генриха VI". Меня потрясло, что вот так, сражаясь
в самой гуще, можно описать и сам бой, и переживания, и любовь, и
хитрость!!!
Захотелось прочитать что-нибудь русское. И тут я узнала, что после
"Бориса Годунова" А.С. Пушкина у нас такого никто не писал. Древнюю
историю России мы не знаем. Стало просто обидно. Нас учили "кто, если
не я?". Может, и звучит высокопарно, но это то, что мною
действительно двигало.
Трудность в создании исторических произведений - в неточности
фактического материала, в его отборе. И хотя книг много, каждый
ученый считает себя правым, а всех предшественников - нет. Я
старалась придерживаться Карамзина.
– С какими проблемами приходится сталкиваться автору,
работающему в больших поэтических формах, да ещё в драматургии?
– Сложно разместить произведение в конкурсах. Сложно завлечь на
страницу читателей.
Я в 2008 году начала вторую драму – «Рязань» (о разорении ее
Батыем). Немного в другом стиле - без рифмы, но на строгой ритмике и с
калькулятором. Кусочек выставила на сайте, народ сказал, что иго
отменили и, вообще, кому нужна история? И хотя осталось каких-нибудь
10 листов, чтобы закончить драму, однако вот уже 3 года не могу
писать. Совсем. В ранимости тоже наши проблемы. А мелкие вещи мне
неинтересно писать, поэтому стихов у меня очень мало и те
философские.
Спасибо всем читателям моей драмы. С удовольствием приму Ваши
комментарии. Всем желаю творческих успехов и вдохновения. Охотно
отвечу на любые вопросы.
[27.03.2013]
Некоторые дополнения к теме:
Музыка стихов. О «золотом сечении» в стихах А.С. Пушкина и др.
http://www.goldenmuseum.com/0804Poetry_rus. html
Гринбаум О.Н.
«Золотое сечение» и метафизика пушкинского стиха
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/004a/02 320032.htm
Перечень действующих лиц даёт представление о масштабе работы,
проделанной автором.
Майя Полевая
Владимир Красно Солнышко
Историческая драма в трех частях
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу».
А.С.Пушкин
ЧАСТЬ I
Язычник
Действующие лица:
Нестор – монах-летописец 12 века
Андрей – его помощник, инок.
Владимир – князь новгородский, а затем киевский, 27 лет
Добрыня – дядя Владимира, воспитатель князя
и его правая рука, брат Малуши, матери Владимира
Изяслав – старший киевский боярин
Ставр – тысяцкий дружины Владимира
Сувор – стольник князя
Игорь – боярин киевский
Рогволд – князь полоцкий (г. Полоцк)
Рогнеда – дочь Рогволда
Свинельд – старший брат Рогнеды
Радок – младший брат Рогнеды, отрок
Дионисий – грек, советник Владимира
Исидор – грек, советник Рогволда
Серко – воевода Полоцкий
Тимофей – бояре полоцкие
Болеслав
Заяц
Доброга – слуги князя Владимира, молодые мужики
Одинец
Агнешка – рабыня Рогнеды
Юлия – вдова Ярополка, убитого по приказу Владимира
Заренка – наложница князя Владимира
Светланка – то же
Касля – раб Рогволда
Лешек – граф польский, посланец короля (князя) Мешко I
Скоморох, наложницы, гонцы
ПРОЛОГ
12 век. Келья в монастыре.
Летописец Нестор, молодой инок Андрей.
Нестор пишет, а Андрей старательно
переписывает рукописи.
Нестор
Давай-ка, отдохнем, Андрейка,
Работе нашей нет конца.
Водицы ключевой налей-ка,
Рушник подай – стереть с лица.
Андрей
Зачем, поведай, дядя Нестор,
Ты пишешь летопись свою?
Нестор
Секрета в этом не таю –
Господь велит сыскать мне место
Для истины. Так вереница
Страстей людских и ратных дел
Пред взором воскрешает лица,
Давно ушедшие. Удел
Иных людей несет урок.
Чтоб не забыли их деянья –
Пишу потомкам в назиданье.
Спустя столетья, будет прок...
Свидетельство о публикации №121090806384