Юрий Маркин

                Юрий Иванович Маркин               
                (21.02.1942 - 19.12.2022)      
                - член Союза композиторов
                России, контрабасист,
                пианист, аранжировщик,
                джазовый   педагог,   
                создатель молодежного
                джаз-рок ансамбля
                «Шаги Времени».
                Автор книги «Рассказы      
                о джазе и не только...»


         Джазовый Кулибин
 
         В Москве я столкнулся с энергичным проявлением в области изобретательства, общаясь с авторитетнейшим джазменом Германом Лукьяновым. У него, поначалу, была неискоренимая идея фикс сделать такую трубу, чтобы на ней можно было одинаково легко играть во всех, даже обильных ключевыми знаками, тональностях. Как известно, камнем преткновения для трубачей было обыгрывание гармоний в средней части популярной темы «Чероки», где происходит отклонение в «Си-мажор» и, в связи с этим, наступает «ломка пальцев». Так вот, чтобы избежать этой неминуемой «ломки», хитрый  Герман придумал специальную выдвижную крону (наподобие квартвентиля у бас-тромбона) для извлечения самых «низов», которая, по желанию исполнителя, превращала хмурый и неприступный «Си» - в безоблачно-чистый и вседоступный «До-мажор»! С тех пор коварный Герман на всех «джемах» стал предлагать известные темы не в общепринятых, удобных тональностях, а в разных «пальцеломких», наподобие ранее упомянутого «Си», наслаждаясь мучениями коллег. Ему же, с его «хитрым» клапаном, никакое обилие диезов и бемолей было нипочем!
       Следующим увлечением маэстро было вытачивание и усовершенствование мундштуков (конечно, не курительных, а  трубных – Герман никогда не курил). Для этой цели был куплен миниатюрный токарный станок, и квартира на улице Казакова постепенно, конечно, с попустительства терпеливой супруги, стала превращаться в филиал завода «Серп и молот», расположенного в том же районе. Изготовленные нашим «Кулибиным» мундштуки позволяли без всяких усилий извлекать из трубы супервысокие звуки, что, как и Эверест альпинистов, манило к себе трубачей.  Уже за эти два полезных деяния потомки должны быть благодарны нашему герою!
        И еще одним проектом увлекался Герман много лет. Речь идет о создании некой оригинальной ударной установки. Сам он, в свое время, весьма прилично играл на барабанах и, когда узнал, что на барабанах заиграл я, стал советоваться со мной, как лучше и удобнее соединить в одной установке обычные барабаны и тарелки с африканскими и кубинскими (конго и бонги). Африканские барабаны, весьма экзотические,  были ему привезены в подарок из Уганды подругой жены, Любой Баско. Герман, возможно, чтобы не расширять свой ансамбль (не раздувать штат) решил соединить все «ударное хозяйство» воедино и отдать в руки одного исполнителя. Помню, что никого из барабанщиков (он советовался не только со мной) эта безумная затея не увлекла, и меня – тоже.
      Наш же генератор идей так распалился, что ночи не спал, все обдумывал, как привести свой дерзкий план в исполнение. Бывало, что в шесть утра раздавался телефонный звонок и, измученный бессонницей, знакомый сиплый тенорок начинал свой «кулибинский» монолог. Были звонки и более щадящие: в семь, восемь или девять часов утра, когда я, или с зубной щеткой во рту, или с намыленной для бритья щекой, или же в одной туфле или штанине, поспешно надетых, стоял в неудобной позе, с зажатой плечом трубкой, по полчаса выслушивал поток все новых и новых идей и предложений. «Тяжко быть приятелем изобретателя», - думал я в те утренние часы.
       Но вот прошло время, и наш «Кулибин» добился своего: сейчас мы в его концертах можем наблюдать и слышать некоего ударного монстра, и это при отсутствии в ансамбле давно отставленного контрабаса. Бедный барабанщик играет на этой псевдоустановке  всеми членами или частями своего тела: например, руками по тарелкам, а палка – в зубах. Играет ли лбом или носом? Вполне возможно. Да что это я все описываю – ведь, такое описанию не поддается. Идите на концерт – и сами все увидите!   


Рецензии