Чувство жизни Эссе
ЧУВСТВО ЖИЗНИ
ЭССЕ
Наши особенно замечательные писатели недавних эпох - Распутин, Белов, вообще «писатели-деревенщики» так называемые - были на самом деле очень простыми русскими людьми.
Людьми без особого образования и без особой глубокой, утонченной и высокой культуры если уж говорить об этой плеяде писателей все начистоту.
Не было у них высокой культуры академика Лихачева, Льва Гумилева и людей этого круга избранной русской творческой интеллигенции.
Да и вообще интеллигентности никакой у наших писателей-деревенщиков собственно говоря и не было.
Простые русские мужики. С простецкими лицами, простыми повадками, довольно неотесанные очень часто по поведению.
Я видел эту группу писателей не раз в Пушкинском Доме (Институте Русской Литературы РАН в Санкт-Петербурге) где проработал очень много лет.
Туда их приглашал былой наш директор Н.Н. Скатов симпатизировавший «почвенническому» (условно говоря) направлению в отечественной литературе.
И все эти писатели и были в жизни именно такими какими я их обрисовал.
Но как замечательно они писали!
До каких вершин литературы и творчества порой поднимались!
Удивительно просто!
И это - при всей своей простоте, о которой так и хочется с добрым юмором сказать словами народной присказки советских времен: «просты как хозяйственное мыло».
Какая поэзия и какая пронзительная глубина души в «Прощании с Матерой» Распутина…
Этому шедевру Распутина я до сих пор поражаюсь…
Да никто в России недавних еще времен … ни проставленный Солженицын ни кто бы то ни было другой с такой силой не писал….
И откуда это все взялось у простых совсем мужиков? Такая поразительная способность к удивительному вдохновенному творчеству. Такая ошеломляющая глубина проникновения в жизнь, такое пронзительное чувство жизни и ощущение собственной души и «души мира»…
Я много раз задавал себе этот вопрос.
И те ответы которые я сам себе на этот вопрос предлагал часто выглядели неуверенными и неоднозначными.
Только постепенно сформировалось убеждение - эти писатели умели как бы пальцами трогать живую жизнь и дышать ею как дышат весенним воздухом в широком поле и пить эту жить как пьют кристально чистую воду из неведомого никому родника в глухом лесу где нет ни тропинок ни дорог.
Культура порой заслоняет живую жизнь от человека.
Не механизированная и высокотехнологная цивилизация (хотя и эта цивилизация живое восприятие человеком жизни губит конечно), а казалось бы столь благородная и одухотворенная высокая культуры - заслоняет и подменяет собою живую жизнь.
Это правда.
Руссо, Лев Толстой и все кто звали «назад к природе» - были во многом правы.
И правы в главном. Хотя в деталях, частностях - они и фантазеры и утописты.
Но основное, главное для человека они поняли - далеко от природы, от своей собственной естественной природы тела и души и от окружающей живой природы - для человека и человечества уходить губительно.
Жизнь в космосе о которой сейчас разглагольствуют чуть ли не всерьез уже ( о какой-то миссии на Марс например разглагольствуют добровольные участники которой на Землю уже никогда якобы не вернуться) - это безумная затея.
Необратимые изменения непременно произойдут тогда в психике человека и во всем его существе если он живет годами вне земного пространства.
Хотя с виду такой человек может быть и будет казаться какое-то время нормальным и вполне адекватным.
Много более глубокие невидимые нити связывают нас со всем окружающим нас и привычным нам миром чем обычно кажется.
И быть «диким человеком» иногда и нужно и полезно.
И тогда именно и могут посетить тебя нежданно великие прозрения и могут стать доступными тебе поразительные высоты духа и вершины творчества.
Я помню как меня поразила своей выразительностью и своим поразительным динамизмом наскальная древнейшая живопись в северных краях нашей России.
Я бывал в молодые годы в экспедициях Института Материальной Культуры на наш Север - именно в поисках новых групп самых древних наскальных изображений.
Во времена их создания (методы датировки этих изображений ныне весьма точны) не было ни письменности, ни государства, ни сохранившихся до нынешних времен религиозных культов.
Но как выразительно творили древние художники тех времен!
Иногда это выбитые на камне изображения. Иногда это нанесенные охрой на камни изображения сохранившиеся до сих пор.
Но какой в них динамизм!
И какая мудрость и радость жизни выражена в них между прочим…
Словно эти рисунки или изображения на скалах - из чудесной волшебной сказки… Полной вместе с тем удивительной правды жизни.
Я помню например знаменитые «Бесовы следки» на одном из островов Онежского озера.
Монахи одного из старых монастырей впоследствии (утверждается что в Х111 и Х1У веках) неистово выбивали посредине этих древнейших изображений кресты на скалах.
Это едва ли просто страхи и предрассудки монахов прошлого - ощущали они живую и покоряющую силу наскальной живописи древних.
Но боялись ее до умопомрачения в своей аскезе, в своем суровом отказе от радости жизни.
А что же изображалось безвестными древнейшими художниками? - Просто жизнь в ее естественных проявлениях и в ее величии.
Живая человеческая жизнь.
Много изображений охоты на морского зверя и на зверя лесного (или зверя тундры если широта проживания древних племен была очень высокой). И очень много изображений совокупления.
Повторю что все изображения очень выразительны и динамичны. Как будто их создавал Матисс или Пикассо.
И очень откровенны
Но это не порноргафия никакая. Наскальные изображения древних очень условны.
Хотя они способны несомненно при этом заряжать сексуальной энергией с удивительной силой даже и сейчас.
Я помню что когда мы жили в палатках рядом с «Бесовыми следками» на Онежском озере более недели - все чувства наши и все наше ощущение жизни были особенными.
При мимолетном взгляде на эти изображения или при разглядывании их на фотографических снимках - такого не испытаешь конечно.
Но если жить долго (хотя бы неделями) рядом с этими наскальными изображениями - их действие на сознание и мироощущение
несомненны и властны.
Многое известно о совершенно чудовищных вещах которые совершали люди в древности - человеческих жертвоприношениях и многом другом, почти столь же ужасном.
Но все это случалось намного позже!
Когда было уже жестокое и всевластное Государство. Или когда утвердились в древних племенах вожди и неравенство, обряды призванные укреплять их власть… И так далее.
Ни одного изображения казни нет в наскальной живописи древних!
Я повторю что я своими глазами видел многие группы этих наскальных изображений на русском Севере - не было там изображений насилия и казней!
Просто не было.
Настоящий древний человек был свободен и честен. Он никого не угнетал. И сам не знал угнетения.
Его существование наполняла и вдохновляла стихийная свобода.
И упоение жизнью.
Все изображения совокупления в наскальных группах - радостные и взволнованные… Это жизнь. Это ее поэзия. И это ее плоть.
Но не будем больше углубляться в эти наши восторги.
Вспомним русскую культуру.
Лев Толстой - рвался к простому народу всю свою жизнь.
Сергей Есенин и Андрей Платонов - творцы из глубин народа.
Ведь это же так. А не иначе.
¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬
Конечно не всякая «дикая жизнь» прекрасна.
Но например в путешествиях, в странствиях и походах и любовь бывает светлая и ясная.
Вспомним «Яблочко лесное» Визбора которое до сих пор поют…
О чистой и страстной, без запретов и лицемерия любви , короткой и сладостной любви в походах и странствиях… . Которая уже не повторится.
В 1960-е годы когда была создана эта песня, все таки понимали чем украсить жизнь - походами и путешествиями… Страна у нас огромная.
И все путешествия - вплоть до Камчатки - приносили радость.
Я верю что история повторяется.
И светлые времена в союзе с живой природой еще вернутся.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 20-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Петербурге.
Свидетельство о публикации №121090804708