Конкурс - Метаморфозы жанра. Сентябрь 2021

  Дорогие друзья!
 
   Где только и в чём не находят поэты источник для вдохновения! Но есть один, который знаком каждому. Даже  в рамках наших конкурсов не раз мы черпали вдохновение в иных видах искусства, к примеру - в живописи. Но только ли в живописи идёт соприкосновение с вечными незыблемыми ценностями, которые вне времени влияют до сих пор, провозглашая нечто возвышенное и стоящее? Каким должно быть настоящее искусство? Преображающую и очищающую силу может иметь любой вид искусства. Очевидно, что поэта волнует процесс творчества и осознание самого себя в качестве творца художественного произведения. И через обращение к другим видам искусства можно сказать что-то важное, воздействовать на восприятие читателя, если овладеть определённым приёмом. Давайте рассмотрим его подробнее...
 
 Итак, СЕНТЯБРЬ-21 объявляется месяцем жанра:

                ЭКФРАСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

   Экфра'сис (др.-греч. — высказываю, выражаю) — описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте.
В иной формулировке — литературный жанр «описания рукотворных предметов, артефактов, произведений искусства. В античности — литературное описание предмета, несущего изображение другого предмета, как бы отражение отражения.

    Обычно в качестве примера классического экфрасиса приводится описание щита Ахилла в 18-й песне «Илиады» Гомера, где в 120 с лишним строках описывается, что будет изображено на щите, когда его выкует Гефест:

И вначале работал он щит и огромный и крепкий,
Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод
Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый.
Щит из пяти составил листов и на круге обширном
Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.
Там представил он землю, представил и небо, и море,
Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,
Все прекрасные звёзды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными ещё колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдёт Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.

  Еще со времен античности экфрасисы описывали исполненные динамики произведения искусства. Да, они были полны движения, но, противопоставленные времени, всегда обладали надвременной  сущностью. Пространственные виды искусства, даже подражая движению, создают статичные артефакты. Статический образ архетипически связан в культуре с представлением о едином, неделимом, устойчивом, а значит – святом и вечном.
   
  Сам термин "экфрасис", который определяется как словесная репрезентация произведений искусства в тексте, придуман во времена Античности. Изначально «экфрасисом» назывались упражнения риторов, которые представляли собой описания произведений изобразительного искусства – скульптуры или фрески. По другой версии, так обозначалось любое описание, будь то битва или здание. Таким образом риторы тренировали способность подробно, красочно и быстро живописать словом увиденное так, чтобы его можно было с легкостью представить.

    Постепенно экфрасис начинает осознаваться как самоценное явление и выделяется как литературный жанр: трактат Филострата Старшего под названием «Картины» состоит из описаний вымышленных картин, увиденных автором, якобы, в Неаполе. Филострат не просто их описывает, он поясняет изображенное. У автора есть определенная цель – привить молодежи интерес к искусству. Следующий расцвет экфрасиса приходится на эпоху Возрождения. Экфрастическое описание – атрибут любого приличного текста того времени. Кроме того, в связи с идеей возвращения к античному наследию, заработала эта схема и в обратную сторону: например, по описаниям картин, выполненных Филостратом Старшим, были «воссозданы» полотна, которые нам хорошо известны (“Поклонение эротов статуе Венеры”, которую можно найти в Музее Прадо в Мадриде, или тициановская “Вакханалия, или Праздник Андрийцев”).

    Романтические веяния привели к тому, что немалое количество описаний произведений искусств остались в дневниках, переписке, записках путешественников, стихотворениях. Не были равнодушны к экфрасису и классики русской литературы.

    Александр Пушкин. Тема искусства присутствовала в его произведениях всегда. Однако экфрасис в чистом виде встречается в его поэзии не так часто, да и появляется он довольно поздно – в стихотворениях 30-х годов XIX века. «Царскосельская статуя» Пушкина – пример стихотворного экфрасиса. Здесь всего четыре строки, но мы легко можем себе представить, как именно сидит изваянная скульптором девушка:

           Царскосельская статуя   /А.С.Пушкин/

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
 ***                1830 г.

    Сюжет статуи взят из басни Лафонтена (XVII век), но автор исполнил ее с оглядкой на античные образцы. Пушкин уловил эту задумку и попытался воспроизвести «манеру» скульптора с помощью русского имитированного гекзаметра. Именно поэтому оно читается так непривычно для русского слуха.
    В 1916 году Анна Ахматова вслед за Пушкиным, который занимал в ее жизни и поэзии особое место, попытается изобразить статую в одноименном стихотворении («Царскосельская статуя»), но своей задачей поэтесса видит не воспроизведение языка скульптуры. Для нее сидящая «нарядно обнаженная» девушка – свидетельство времени великого поэта. Более того, для Ахматовой это артефакт, через который она может «прикоснуться» к его жизни и поэзии.

    Царскосельская статуя  /Анна Ахматова/

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
***
    Экфрасис бывает не только скульптурным. Более популярным у писателей оказывается другой вид – живописный, который включает в себя описание пейзажного или портретного изображения.

     Благодаря тому, что экфрасис обязательно несет в себе дополнительные смыслы, функции этого приема в литературе необычайно широки. В экфрасисе сгущены, собраны идеи, которые писатель или поэт хочет сообщить читателю, вплетая подтекст произведения в живописный образ.

    Может быть прямой экфрасис (т.е. непосредственно детальное описание), а могут быть и просто отсылки к живописному творчеству, в целом, и это не редкость. Читатель сам домысливает представление о том, что имеет в виду автор. Таким образом, понятие экфрасиса расширяется и выводит читателя в план философии.  Итак, это важно, самого подробного описания может и не быть, например, картины или скульптуры.  Важна в таком случае сама ситуация или отсылка к конкретному «сюжету».

  Классики русской литературы подготовили плодотворную почву для завоевания экфрасисом литературы – живописный и скульптурный экфрасисы, вплетенные в канву произведения и часто являющиеся ключом к глубинным смыслам произведения, мерцают теперь тут и там в текстах разных жанров. Время Толстого и Серебряный век, в особенности, – эпоха расцвета экфрасиса. Не существует, вероятно, ни одного художника слова, который бы не отдал дань этому приему. Время модернизма – это время поиска новых форм искусства и взаимодействия этих искусств. В искусстве Серебряного века связь между искусствами – живописью, музыкой, поэзией, театром – укрепилась благодаря вере художника в свою силу преображать окружающую действительность и людей через искусство. Прямые экфрасисы или тайные отсылки к произведениям искусства использовали поэт и художник Максимилиан Волошин, основоположник русского символизма Валерий Брюсов, Анна Ахматова, футуристы Владимир Маяковский и Велимир Хлебников и другие в поэзии и прозе, критических статьях. Экфрасис оказался чрезвычайно популярен не только в произведениях новаторов и экспериментаторов – символистов, акмеистов и футуристов, но и в сочинениях писателей, творчество которых относится к реалистической традиции.

   Экфрастические приёмы литературного текста основываются на ассоциациях и реминисценциях, личных переживаниях и субъективном жизненном опыте, синестезии, воображении автора, зрителя и читателя, они возникают в качестве мысленного рассказа второго художника (после первого, создателя описываемого объекта) о рождении той или иной композиции. Поэтому экфразу называют эвокативной картиной, то есть картиной, вызванной в памяти с помощью иного текста и перенесения этой картины в новый контекст. Гёте использовал в подобных случаях понятие «репрезентативный символ».

    Как литературный приём, имеющий аналогии в изобразительном искусстве, экфрасис переносит внимание читателя или зрителя с предмета отображения на стиль его отражения в искусстве. Отсюда усиление художественного эффекта, подчеркивание собственно художественных средств преображения действительности. По этой причине возникает чувство раздвоения: зритель одновременно ощущает предмет изображения и изобразительность приёма художественного «текста». Иногда в воображении возникают сразу три плана: физический объект, его изображение (картина, статуя) и словесное описание объекта и изображения (от автора или вымышленного персонажа). «Совместное воображение художника и зрителя как бы останавливает время, выхватывая объект изображения из его течения (конкретного места и времени его физического бытия), и переносит в метафизические измерения».

  Попробуйте уловить и понять то, что доносит до читателя Максимилиан Волошин, играя экфразами, отсылая к различному творчеству великих и прославленных мастеров:

       Венеция              /Максимилиан Волошин/

Резные фасады, узорные зданья
На алом пожаре закатного стана
Печальны и строги, как фрески Орканья, —
Горят перламутром в отливах тумана…

Устало мерцают в отливах тумана
Далеких лагун огневые сверканья…
Вечернее солнце, как алая рана…
На всем бесконечная грусть увяданья.

О пышность паденья, о грусть увяданья!
Шелков Веронеза закатная Кана,
Парчи Тинторето… и в тучах мерцанья
Осенних и медных тонов Тициана…

Как осенью листья с картин Тициана
Цветы облетают… Последнюю дань я
Несу облетевшим страницам романа,
В каналах следя отраженные зданья…

Венеции скорбной узорные зданья
Горят перламутром в отливах тумана.
На всем бесконечная грусть увяданья
Осенних и медных тонов Тициана.
***

Какое показательное сплетение различных художественных приёмов, не правда ли? Пейзажная ли это лирика или философская? Это настоящая экфрастическая поэзия.


 ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые особенности ЭКФРАСТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ:

• наличие прямого описания артефактов или, быть может, тайная отсылка к творчеству, в любом его проявлении, известных мастеров
• Экфрастические приёмы литературного текста основываются на ассоциациях и реминисценциях, личных переживаниях и субъективном жизненном опыте, синестезии, воображении автора. Возможно, сами картины и произведения  - всего лишь вымысел автора поэтического текста
• передаваемый мир человека и философия его предназначения в нём через сплетение различных приёмов и образов, при упоминании или описании культурных артефактов, как результат  в других видах искусства
• главное - не сам культурный артефакт, а то, что хочет автор передать, используя экфрастический приём
• насыщение текста различными средствами выразительности (аллегория, метафора, эпитеты, параллелизм и др.)
• возвышенный стиль, соответствующий настоящему искусству, а не обесцениванию его
• согласованность формы и ритмической структуры с содержанием

   По форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений!

==============================

  Верим в каждого участника, что ему есть чем поделиться с читателем через воплощение идеи, используя экфрастические приёмы, прямо ли, косвенно ли он прикоснётся к вечным культурным артефактам человечества  в своём поэтическом слове!
Дерзайте! Это ваше время! Для вашего поэтического слова...
               
******************************************************

   Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в СЕНТЯБРЕ 2021-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ,  по вашему разумению, но СТИХИ, которые можно будет отнести к жанру  ЭКФРАСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ.
  Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!

 Наш конкурс, по определению, лучшей  ЭКФРАСТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, или виде, опубликованное в СЕНТЯБРЕ 2021 года. Будем внимательны!

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.

Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца месяца. Затем 1 ОКТЯБРЯ будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Иллюстрация: фото. Царскосельская статуя

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   01.10.2021 00:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.