Слово и творчество Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

СЛОВО И ТВОРЧЕСТВО

    С возрастом больше ценить обычную жизнь. Просто жизнь. Ту которой чаще всего живут люди. И которой живешь ты сам.
     Или стал жить ты сам по ходу уходящего времени которое не остановить.
     И ведь уходит не только время - уходят и люди, которых ты знал, многих из которых ты любил, расставаться с которыми навсегда тебе было больно.
    А ты остался жить дальше….
     И тем больше ты ценишь свою жизнь, пусть  даже самую незамысловатую и обыденную -  могло же случиться так что жизни этой твоей давно уже не и  было.
       Был человек… И нет его. И больше ты его нигде не встретишь - ни дома ни на улице, ни в другом городе. Нигде.
        Вот это и есть самое удивительное в нашем существовании - то что оно прекращается навсегда. И уже никогда на эту землю не вернется.
        Поэтому надо ценить и любить то единственное что у тебя на самом деле есть - эту твою земную жизнь. И не думать о какой-то иной неведомой жизни которой у тебя нет и не будет.
         Жизнь Небесная - любимый миф детства человечества.
         Нет никаких причин воспринимать его всерьез и пора о нем забыть.
         
   
      Однако у человека есть способность к творчеству и есть душа.
      Даже звери реагируют порой на музыку или на какие-то мелодичные звуки. И очень нуждаются в них.
       Иначе не пели бы птицы. Иначе не было бы потребности в звуковом контакте между живыми существами.
        А человек - изобрел слово, наделенное особым и часто отвлеченным смыслом.
      В слове - вся жизнь человеческая отображается как в зеркале.
      И владеть словом - величайшее из искусств доступных одухотворенному человеку.
        Не верьте Тютчеву когда он писал «мысль изреченная - есть ложь».
        Это неправда!
         И уж Тютчев знал это неизмеримо лучше других - он выражал свои мысли и чувства в своей гениальной поэзии просто виртуозно, с редкостной полнотой и при этом необычайно емко и  ярко.
          Только не все и не всегда нужно говорить прямо - простыми словами и «в лоб», забыв что человек не воспринимает мир с звериной простотой.
          Для этого и существует Поэзия ( с Большой буквы) и Иносказания.
           Мало о чем в подлинной жизни души можно  правдиво рассказать
        простыми словами, не используя образы и иносказания, живые сравнения и метафоры.
           Простое прямолинейное слово мало что скажет действительно - и твоей возлюбленной и твоему начальнику например.
            Говори своей возлюбленной сколько угодно - «я тебя люблю» - но не поверит тебе твоя возлюбленная есть что-то еще, невыразимое и неизъяснимое, не присутствует в твоих словах и в твоем отношении к ней.
            И говори сколько угодно своему начальнику - «я вас во всем слушаю» -  он не поверит тебе никогда если за твоими словами не будет никаких реальных эмоций и действий.
            На самом деле настоящее одухотворенное слово перевоплощается в саму жизнь.
           Да именно так - Слово становится самой жизнью, если оно воистину одухотворенное.
            И человек который произнес это великое и одухотворенное Слово очень часто - как скромный соловей спевший свою восторженную песню в ночной тиши… И не более того.
             Не побоюсь сказать что такими «соловьями в ночной тиши» были и Есенин и великий Пушкин на самом деле - они не отдавали себе отчета в том что поют и в том какую волшебную красоту создают.
              В жизни Есенин и Пушкин были во многом обычными обывателями. Если конечно иметь смелость смотреть правде в глаза и называть вещи своими именами.
              И при этом таинством Слова они оба владели в совершенстве.

             
              К Слову с большой буквы можно и нужно относиться благоговейно. И таинством высокого Слова - как светлой магией - можно овладеть.
       Слово в наивысших своих проявлениях есть перевоплощение нематериального «звука» в реально «телесные» образы» - это есть путь когда душа находит себя обновленной нематериальной реальности  звучащего или письменного слова…. А после - воплощается в плоть жизни во всей ее телесности и физиологичности.
            Слово проникает в материю живой жизни и обновляет ее совершенно.
             Но это - великое и проникновенное Слово, а не просто суетная болтовня на кухне естественно.

       
    Для себя я заметил - жизнь как будто уходит в стихи и остается в них
как в «священном сосуде» … И время тогда не способно разрушить эту жизнь уже никогда.
     Конечно, вы можете сказать что стареют и выдающиеся художественные произведения, стареет и теряет актуальность и великая поэзия - все это так.
       Но значит Время вкрадывалось тайно в то что писали великие поэты… А если время над душой творца не властно то смерть во времени ему не угрожает….
         И его слово мир переживет.
          Я не шучу. Мне кажется что жизнь уходит в творчество чтоб заново родиться…
              И через много лет, прикоснувшись к своим прежним стихам, я стану тем же самым человеком, тем же самым молодым юношей допустим, которым был много очень много долгих лет назад…             
               Творчество - это есть жизнь во имя жизни. И во имя счастья.
            Есть всегда перевоплощение в Слово если слово подлинное. А если нет подлинности в слове (духовной подлинности) - то ничего уже не поможет.
Исчезнет, умрет навсегда и создатель этого вымышленного «слова», а вслед за ним  и его почитатели.
 
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 23-х тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге

 
.               
   
      


         


Рецензии