Настроения или идеи? Эссе
НАСТРОЕНИЯ ИЛИ ИДЕИ?
ЭССЕ
Традиционно считалось, что философия - это комплекс идей об устройстве мира, о человеке и о том что определяет поведение и ценности человека в жизни.
Однако в ХХ-ом столетии оказалось, что вся мировая философия ничего в сущности не доказывает и не определяет, что это - не столько мир идей, сколько мир настроений, меняющихся в зависимости от исторической эпохи и от личности философа, который эти настроениях в своих философических умствованиях и сочинениях выражает.
Например знаменитый немецкий философ Шопенгауэр был лично объят настроениями всепоглощающего скепсиса и пессимизма, замешанными на особенностях самой его склонной к скептическому восприятию существующего мира личности.
В итоге Шопенгауэр и создал пронизанный этим настроением судьбоносный философский труд «Мир как воля и представление.»
В этой книге нет идей в чистом виде, идей как таковых.
В ней все создано под диктовку пессимизма как настроения и потому неизбежно рассыпалось бы «в прах» если сам всепоглощающий пессимизм Шопенгауэра оказался бы как настроение неустойчивым и иллюзорным.
И тоже самое в общих чертах можно сказать о мировоззрении и трудах всех философов которых мы знаем и помним до сих пор - у каждого из них существовало главное настроение его жизни и оно-то и определяло направление и смысл его исканий и выводов, равно как и содержание его трудов в целом.
Ницше как человек был слаб и он жаждал силы и только силы - отсюда проистекал культ силы как господствующее настроение в жизни Ницше и, соответственно, в его философских и поэтических одновременно по своей форме и сути творениях.
Господствующее настроение Канта - «я знаю, что я ничего не знаю».
Отсюда следует и вся философия Канта, ограничивающая возможности человеческого знания и познания как такового.
Мир для Канта - непознаваемая в своей сущности «вещь в себе» именно потому, что Кант был настроен ничего не знать, не мог и не желал ничего существенного узнавать о мире одновременно.
По сути личность философа в главном тождественна его философии и определяет его философию - именно личность философа с ее главными свойствами и настроениями.
Потому на обыденном уровне закономерен вывод - сколько ярко выраженных личностей в мире столько в нем и вариантов философии жизни.
И какой из этих вариантов философии жизни наиболее справедливый - не докажет никто и никогда.
Философия как форма объективного знания о мире в ХХ-ом столетии явно обанкротилась.
Наиболее интересные и яркие философы последнего времени - или писатели или религиозные деятели, нечто важное говорящие о человеке и о смысле его жизни.
Это например такие писатели-мыслители как Камю и Сартр. И такие христианские мыслители как Бердяев, для которого вера в Бога безусловно важнее знания как такового.
Сейчас много говорят и пишут о том, что основные мировые религии устарели. Что они уже не отвечают запросам и духовным чаяниям современного человека.
Лично я готов с этим убеждением согласиться.
Но еще более устарела философия. Причем во всех своих формах и проявлениях в культуре.
Верить в картину мира, рисуемую великими философами, еще наивнее и глупее чем верить в догматы Церкви и в «символы веры» основных религий мира.
Удивительно. Но к концу _ХХ-го века человек пришел к тому, что философии как формы познания мира у него уже нет. Она саморазложилась - на физику и лирику, на поэзию и естественнонаучные концепции… И в итоге стала ничем.
Но и намного ранее по историческим меркам от философии в самых ее, казалось бы, ярких проявлениях веяло порой настоящим безумием.
Так явно безумны философские построения Гегеля и в особенности его понятийная теология.
Бог по Гегелю возникает из Понятия и сам есть Понятие. Это Понятие реализует себя в мире во множестве явлений и процессов. И в конце концов обретает свою вершину в прусской Монархии.
Построения безумца. Образ мысли безумца.
Бог может быть не существом, а стихийной силой например. Или он может быть некой совокупностью наделенных психическими свойствами и сознанием полей энергии.
Это возможно. Хотя бы теоретически.
Но Бог как «понятие» - это полный бред. Бред больного человека.
И ведь действительно так называемая немецкая классическая философия являла собой на самом деле сгусток фантазий, на грани психического расстройства.
По Гегелю «понятие» фактически может быть живым - как некое существо «на двух ногах» или «на четырех ногах».
При всей разумности Гегеля как человека мне бы например было страшно с ним говорить - как с настоящим законченным безумцем, который всю реальность жизни воспринимает сквозь призму своего фатального безумия.
Об идейном наследнике Гелеля Карле Марксе я уже писал (см. мою статью «Карл Маркс и магия богатства», опубликованную в целом ряде литературных журналов в России и за рубежом).
Маркс в полном соответствии со своей меркантильной до болезненности психологией помешался на деньгах - деньги есть безусловно главное в человеческой жизни для революционера Маркса.
И отсюда исходят все его революционные настроения, вдохновившие его знаменитые сочинения - деньги надо отнять и поделить среди реальных производителей реальных материальных ценностей. И тогда наступит всеобщее счастье.
Деньги заменили для Маркса отвлеченное «понятие» Гегеля.
Весь мир по Марксу развивается «из денег». И перераспределив деньги, человек якобы обретает счастье.
Когда деньги в достатке и в избытке будут у всех - все и будут счастливы в этом мире раз и навсегда.
В это упрямо верил всю свою жизнь проставленный революционер Маркс.
В этом веровании Маркса во всемогущество денег и в магическое и мистическое значение их перераспределения таится безумие Маркса, которое он и наследовал у Гегеля и одновременно приобрел из из глубин собственной врожденной «жадности до денег», которую отрицать было бы несерьезно.
И причем все названные персонажи мировой философии и культуры предлагали людям собственную картину мира.
Эта картина мира становилась в итоге зыбкой, двойлась и расплывалась в сознании людей… И люди возвращались «к азам религии», отвернувшись от премудростей философии.
Так проходил весь ХХ-ый век.
Что же мы видим сейчас?
Сейчас мы имеем перед собой окончательный закат трационных видов творчества - живописи, серьезной музыки и в особенности литературы.
Рупором национальной культуры являлась во всех странах мира художественная литература.
В современной России (да и не только в России) литература полностью брошена Государством и обречена на жалкое прозябание и постепенное полное вырождение в бесчисленные поделки никому не нужных графоманов.
На что например жить ныне писателям?
В наше время тиражи любых книг на бумаге катастрофически падают. Никто не хочет платить за них свои деньги.
Можно обойтись электронными устройствами для бесплатного чтения любых текстов.
В том числе и для чтения художественных произведений -полюбившейся поэзии и прозы.
А на что тогда существовать писателям если их книги в бумажном виде (при дорогой их себестоимости) не покупаются и не приносят никакого дохода?
Когда-то при дворах королей и царей (вспомним хотя бы древнюю Александрию Египетскую) жили и пользовались благами и уважением философы и поэты.
И в былом СССР при всей существовавшей тогда суровой коммунистической цензуре писатели все таки были «под крылом» и на дотации у советского Государства.
Более того - писательство считалось тогда элитной творческой профессией. И писатели были в почете и в привилегированном положении с советском обществе.
Сейчас ничего этого нет. Нынешние писатели - жалкие маргиналы в глазах нашего общества и нашей власти. Они никому теперь не нужны.
Но давайте думать о светлом и о вечном.
Я например поэт. По природе своего дарования и призвания.
Однако я совсем не подходил советской власти. Как поэта меня при власти коммунистов не практически печатали.
Как же - не было у меня в молодости никакого розового оптимизма молодых строителей развитого социализма. Я ведь чувствовал - и именно как поэт - что страна по имени СССР летит в пропасть…
И стихи мои тогда были - о боли бытия. О боли безысходности…
Однако вдруг нагрянувшее будущее с Гусинским и Березовским во главе я тоже не восславил.
Не у дел я оказался со своей поэзией и литературой и в новой полной цинизма стране «победившего капитализма».
И я не думаю что скоро у нас людям творческим и преданным искусству станет лучше жить.
Будем мы жить как и жили.
Привет гнилому Западу!
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 25-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге
.
Свидетельство о публикации №121090802983