Гуссерль и феноменология

      Всякая данная вживе вещь может и не существовать... [тогда как] ни одно данное вживе переживание не существовать не может.

        Э. Гуссерль.


     Перед нами знаменитая гуссерлианская формула а ля Декарт на новый лад - не могу сомневаться в собственном переживании вместо не могу сомневаться в собственном мышлении. Она означает, что вы можете вживе наблюдать озеро и мираж в пустыне и радостно бежать к нему, а потом окажется, что это лишь мираж, но ваше переживание радости, которое у вас было - было у вас несомненно, как впрочем, и наоборот, вы можете страдать, вживе видя, что вас не любят, а потом окажется, что вас любили, только вы этого не видели, но то страдание, которое заполняло ваше сердце, переживалось вами реально, и может быть даже прибавило вам седин или же толкнуло к какому-нибудь поступку, например, вы могли покончить жизнь самоубийством и так и не узнать, что вас любят, и поэтому для вас именно оно является реальностью прежде всего, а не предметы, вещи или объекты сами по себе. Ведь когда мы берём последние под таким маркером, мы не прибавляем к ним реальности самих себя, чем очень гордимся (особенно в науке), однако же мы забываем при этом, что и сами мы есть не меньшая реальность, чем они, а может быть даже большая? Мы забываем, что никакой совершенно чистой абсолютной объективности достичь невозможно, и объективность всегда условна - она объективна просто по отношению к мнениям и частным подходам, мы забываем, что лишь заинтересованное существо познаёт, а беспристрастный автомат только исследует и добывает информацию.

    В свете всего этого, Гуссерль предлагает не отрезать самих себя от мира и искания его истины, и не выкидывать неизвестно куда, чтобы потом долго и нудно обратно искать, да так и не найти (например, в науке, или в жизни), а наоборот, сразу же и бесповоротно включить себя - и свои переживания, и свою рефлексию над ними прямо в каждый акт совершающегося познания, причём включить его теперь не так неосознанно, как включает обычный человек, которого и обучает как "безграмотного" объективная наука, а с умом и видением ( что со мной происходит? как я это мыслю?), и таким образом, на выходе получить не просто вещи "сами по себе" и знания о них, но полноту всей реальности, на какую именно мы и способны.

   Именно таким делом, в принципе, и собиралась заниматься феноменология, пока в муках рождения своего, буквально в самом начале, прямо и не скончалась, так и не успев родиться на свет как следует. И этот прекрасный подход был погребён под слоем "феноменологической расхожести", как выражается Хайдеггер. Так что в наше время феноменологией называют науку, которая познаёт "непосредственное", между тем как из приведённого выше отрывка видно, что Гуссерль осуществлял революцию, а не проповедовал банальность.


Рецензии