Христос-Бог и Церковь в аду. Некрещённые спасутся?

            «Если (Христос) сходит в ад, сойди и ты вместе с Ним. Познай и те таинства, которые там совершил Христос: в чём домостроительства двойного сошествия (на землю и в ад)? В чём смысл? всех ли без изъятия спасает, явившись, или  и там – лишь верующих?» Григорий Богослов. Слово 45,24 (Творение. Т.1,с.677)

Иисус Христос умер как Сын Человеческий (Человек), душа Его сошла во ад. И здесь свершилось чудо -  Христос Воскрес! Но Воскрес не Сыном Человеческим-Человеком, а Воскрес Сыном Божьим-Богом.
При этом Христос освободил всех узников ада, уверовавших в Него как Сына Божьего, и ввёл их в Райские обители.
Как это могло произойти?!

1. Библия насыщена многочисленными аналогиями и символами, благодаря этому мы можем попытаться восстановить многие события и их детали, ориентируясь на другие аналогичные события.

Известно из Библии, что Сын БОЖИЙ (БОГ)   воплощается в мире земном  во чреве Девы Марии в человека и рождается как Богочеловек, который является  одновременно Истинным Богом и Истинным Человеком – Иисусом Христом.

Иисус возрастает и выходит на проповедь к народу, исцеляя, наставляя грешников на Путь праведности и прощая им грехи.

Чтобы спасти людей, Христос терпит поношения и лживые обвинения, берёт на себя все грехи мира, принимает мученическую смерть на Кресте, сходит во ад и на третий день Воскресает.

Через Свою Жизнь, Крестную смерть и Воскресение, а после Своего Вознесения - через Духа Святого и  Свою Церковь (Тело Христово) Он доныне спасает уверовавших в Него людей.
Так было и есть на земле.

2. Но что происходит в аду? Как Сын Божий  входит  в ад? Кого и как он спасает?

По аналогии с миром земным, Сыну Божьему логично и естественно было бы родиться в аду. Похоже, что так и происходит.

Сын Божий  рождается  в следующей, более глубокой  нише Мироздания – в бездне ада, обозначая своё присутствие и влияние и на эту часть Тварного Мира.
Но как это возможно?
Это возможно только через Крестную смерть Сына Человеческого.

3. В момент Крестной смерти Иисуса, дух Сына Человеческого восходит к Богу,  плоть и тело остаются на земле, а Душа Иисуса попадает в ад.

Так было с душой каждого смертного до Воскресения Иисуса Христа, и Душа Сына Человеческого (Иисуса) не была исключением.

Но,  в Душе Иисуса с  момента Крещения в водах реки Иордан, был зарожден от Семени-Слова  Святого Духа (Бога)  «Новый» Иисус (Сын Божий).

Это не какой-то другой Сын Божий, а всё тот же – Сын БОЖИЙ, только  рождённый в другой среде – в благодати Святого Духа и в Душе Иисуса .
Это Второе Лицо Святой Троицы, Логос в своём продолжении и развитии, это - Его новое воплощение в иной среде - в Душе Иисуса (Сына Человеческого – Человека).

Это тот Новый Человек, который зачинается в каждом крещённым православном христианине  в момент Святого Таинства Крещения от воды и Святого Духа.

Все воплощения Сына Божьего - звенья одной цепи, причём предшествующее воплощение порождает новое. А все вместе они – Сын Божий (Логос) в разных воплощениях.

Так ребёнок возрастает, развивается,  осваивая  новые сферы  звуков, чувств, знаний, общения, вбирая в себя этот мир, и наполняя его собой. Он разный на протяжении жизни и по разному себя проявляет, но это – одна личность.

Так и Христос, рождающийся  в разных  мирах, это Вторая Ипостась БОГА – Сын БОЖИЙ в разных проявлениях.

4. Одной из целей введения Богом Закона о жертвоприношении чистых агнцев (овец) и овнов было образование их чистыми душами места упокоения в аду, где пребывали бы чистые души жертвенных животных. Место, которое в последствие было названо «лоно Авраамово» и где пребывали души Пророков, святых  и  благочестивых людей .

Святая Душа Иисуса нисходит во ад, во тьму и заточение, но не в муки, а в место тишины и упокоения -  на «лоно Авраамово», уготованное для святых душ праведников, где её встречает душа Иоанна Крестителя, души Пророков и святых.

5. С момента Крещения в Иордане в благодати святой души Сына Человеческого как во чреве возрастала и преображалась духовная и Божественная энергия Сына Божьего.

Душа Иисуса входит  в «пещеру», где обитают чистые души жертвенных агнцев и тельцов, и там, подобно Святой Деве Марии, Душа Иисуса рождает младенца - Сына Божьего, «Нового»  Иисуса Христа.
Его встречают и приветствуют Иоанн Креститель, Адам и Ева, пророки и праведники.

Иисус Христос – возрастает  в силе и славе как Сын Божий (Бог). Он выходит  на проповедь среди грешников в аду и собирает тех, кто уверовал в Него, как Сына Божьего, чтобы вывести из ада в Рай, из смерти в Вечную Жизнь.

7. Явление  Христа в аду в силе и могуществе было неожиданно и  внезапно  для сил зла.
Нам не ведомо, какая борьба между добром и злом происходила в аду, но все падшие духи и сама смерть были побеждены Христом и не смогли удержать в муках ада своих сидельцев, тем более, Самого Спасителя - Иисуса Христа.

Отныне, страх и ужас охватывает все нечистые силы от одного Имени Христа и вида Святого Креста, который явился для Сына Божьего ключом к вратам ада.
Сама смерть перед Христом и верующими в Него оказалась бессильна.
 «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?... Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55-57).

Сын Божий  – «Новый» Иисус,  перворожденный  из мертвых, вышедший из чрева ада и смерти, где пребывала душа Иисуса, после Его смерти.

«Первый воскрес из мертвых; первый разрешил болезни смерти и вышел из утробы ее, как новорожденный» (блаженный Феодорит, блаженный Феофилакт).

Иисус Христос - «перворожден из мертвых, как прежде всех воскресший, за которым последуют и все прочие» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт).

Иисус Христос сокрушил врата ада, замки и запоры, и вывел души всех уверовавших в Него из  рабства смерти, ведя их в Райские обители вечной жизни.

8. Почему  не все спаслись из ада, а только уверовавшие?
Можно предположить, что  вместе с Сыном Божиим,  со святой Душой Иисуса из ада вышли  все праведные души, в том числе, души  язычников, уверовавшие во Христа, как Сына Божия.

Дело в том, что Иисус Христос – Всечеловек, в котором существуют образы всёх людей, но в их совершенном, святом состоянии.

В духовном мире подобное притягивает подобное. Поэтому, все  святые, праведные души уверуют и войдут в Святую Душу Христа, и вместе с Ней из бездны ада войдут в Рай, как святые души (Божественные энергии).

9. Но, почему надо обязательно уверовать во Христа как Сына Божьего?  Потому, что Иисус Христос – это единственный Путь к БОГУ, ибо Он – Богочеловек – переходное состояние от человека к Богу.

«Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11, 27)

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его». (Ин. 14,5-7)

БОГ насильно не спасает. Те, кто изберет зло и отвергнет Христа, останется в аду, где будут гореть их злые энергии, напитавшие их, когда-то гордые, злые, а ныне невыносимо страдающие, души.

10.  На Земле после Воскресения и Вознесения Иисус Христос оставляет всё, что нужно для спасения людей -  Святого Духа Наставника и Утешителя,  Своё Тело – Святую Церковь и Слово Нового Завета.

А что осталось в обители зла – во аде  после посещения его Сыном Божьим?

Самое Главное – осталась частица Его Духа, Слово Истины  и Церковь (душевное Тело Христово).

Иисусом Христом были разрушены врата ада, запоры сломаны, и как злые духи их ни закрывали,  чтобы не пустить Христа и Церковь, у них ничего не получилось.
Врата ада не могут одолеть Церкви и её молитв, которые покрывают многие грехи грешников, вымаливают и  спасают их из адских мук.

Христос своим душевным Телом (Святой Церковью) остаётся в аду для спасения грешных душ и их Воскресения.
Как на земле, так и в аду истины Его слова: «И се, Я вместе с вами до скончания Века» (Мф. 28, 20).

«…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.8, 38-39)

11. Виды спасения
1) Заметим, что в то время в аду не было крещённых людей, то есть, подобно Иисусу  рождённых от Духа и воды.  Для них спасение выглядит иначе, чем для крещённых.
Всякая праведная душа спасётся через Святую Душу Иисуса Христа (Сына Человеческого), уподобляясь нетварной разумной Энергии Божией (Богу).

2) Но для крещённых Путь спасения иной. Иисус показывает Путь оБОжения, Богоподобия. Именно в их душах растёт Новый человек, подобный Христу, Сыну Божьему.

«Как Христос умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти по закону духа и жизни в Нем» (Рим. 8, 2).

Спасение крещённых (христиан) -  это Путь в вечную жизнь через второе рождение человека - как Сына Божьего.
Это - Путь эволюции от человека, через Богочеловека  к Богу.
Это - вхождение человека в Божественный Логос, в Иисуса Христа своей личностью, становление частью Его.
Это - сущностное преображение  тварного существа в нетварную сущность, временной жизни – в вечную.
Это превращение  человека – в сонаследника Царства Небесного.

12. После нисхождения в ад и Рождения Богом, Иисус Христос, как Сын Божий (Бог) охватывает все миры нетварного и тварного мира – от Божественного, духовного, земного  до ада.

Везде он оставляет Свет надежды – частицу Своего Духа, Слово Истины  и Церковь – частицу Своего Тела, которую ни диавол, ни смерть не могу победить.

Тело Христа - Святая Церковь пронизывает все Миры и спасает всех, вошедших в Неё.

13. Есть также предположение некоторых богословов (напр. Климента Александрийского), что, как Христос вывел из ада, получивших своё наказание при жизни и уверовавших, так и Апостолы, проповедуют в аду и выводят вымоленных Церковью и родными грешников, и даже язычников из адской бездны.

Возможно, это касается и Святых Церкви.
Ибо, после упокоения, Святые, воскреснув,  остаются в лоне Церкви и  для них доступны как Церковь Небесная в Высотах Рая, как Церковь земная, так и её присутствие в Аду, освящённое Христом.

Как пишут некоторые богословы в аду есть «представительство» Рая (Церковь), где вечно звучат молитвы родных и церковная молитва об усопших грешниках и о спасении их душ, это - продолжение Церкви земной и Небесной.

Из этого следует, что ради спасения наших усопших близких, наш святой долг - подавать записки об упокоении на Литургии, помогать больным и немощным, оказывать жертвенную помощь нуждающимся и Церкви, которая каждый день молится о живых и усопших.   

Источники:
Новый Завет,
Ветхий Завет,
Сайт «Азбука веры»,
«Православие» Митрополит Иларион (Алфеев) и др.
Собственные размышления


Рецензии