Прелюдия свободы философско-поэтический трактат
Часть 1.
Гл. 1. Равновесие – одно из главных условий
В жизни многих из нас не хватает равновесия. Равновесия бывают разные и причины их отсутствия либо присутствия – весьма не однозначны. Вот скажите, пожалуйста, какое равновесие необходимо поэту? И какое – философу? Какое равновесие необходимо президенту? Или какое равновесие необходимо домохозяйке? Это лишь начальный список всевозможных равновесий… Но кто будет спорить, что каждому из нас необходимо равновесие в своей душе и желательно – в своем сознании. Равновесие – это не бронзовый памятник, застывший на века. Скорее, это пульсирующая планета в далеком космосе, или, как выражаются ученые мужи, пульсирующие вакуоли плазмодия. Равновесие позволяет лучше видеть цель и все ориентиры на зыбкой глади нашего жизненного горизонта. Оно делает нас более спокойными, уверенными и целеустремленными. Более целостными и искренними с самими собой (искренность среди других имеет четко очерченные границы достоверного осознания эпохи своего пребывания). Равновесие – это более плавная и устойчивая динамика функционирования нашей психики и нашего понимания мира – и более адекватного понимания собственной сущности в поиске призвания и самоосуществления.
Гл. 2. Весь путь, от «А» до «Я»
Траекторию и содержание пройденного жизненного пути каждый человек в разном возрасте оценивает по-разному. У кого-то существуют почти неизменяемые убеждения в верности выбранного пути и в содержании проживаемой жизни. У некоторых бывают серьезные сомнения и постоянная смена самооценки. Это неизбежная субъективность. В чужом глазу мы можем заметить соринку, а в собственных глазах, несмотря ни на что – находим только лазурное небо и снизошедшую (неизвестно по каким причинам) благодать сугубо ангельского поведения (даже если при этом мы размахиваем маузером перед чьей-то испуганной физиономией). Но откровение пройденного и оставшегося пути на самом деле – доступны не многим. Как говорил один мудрый китаец в давние времена: «Познание Дао – уже не Дао». По нашему разумению: что мы уже постигли, познали – резко падает в цене и следует двигаться дальше в постижении непостижимого. На склоне лет, когда уже спускаешься с горы пройденного жизненного пути – становится ясным содержание уже пройденного, и, как правило, ясно виден остаток маршрута. Но бывают исключения и разные превратности судьбы. Поэтому не торопись говорить «Гоп!»
Гл. 3. Дух и свобода
Две вечных темы всемирной философии. Сразу на ум приходит Николай Бердяев – русский религиозный философ свободы, с его учением о восьмом дне творения. Безусловно, дух нуждается в свободе, для того чтобы творить свой мир и свои понятия. Точнее, свое многообразие миров. Как утверждал Иммануил Кант: «Разум считает предопределение несовместимым с учением о свободе, об ответственности за поступки, и, следовательно, несовместимым со всей моралью». В конце античного мира было сломано много копий на тему совместимости предопределения и свободы выбора личности (Августин Аврелий, Пелагий и мн.др.). Эпикур (а может и кто-то до него) говорил, что человек имеет собственную волю, не подвластную року. Свобода, впрочем, не безмерна. И неизбежны препятствия и ограничения как в мире природы, так и в человеческом обществе. Дух наш также не безмерный, потому что по-преимуществу земной. Хотя кому-то порой границы духа представляются эфемерными и легко преодолимыми. В итоге, божьим провиденьем или по прихоти судьбы мы получаем своё неповторимое сочетание духа и свободы, невероятно динамичное и труднообъяснимое. Именно в этом сочетании сокрыта тайна нашего личного, субъективного Дао.
Гл. 4. Каждому – свою свободу
Хотел бы сказать: о свободе мечтает каждый… Но это будет преувеличением. Точнее, о свободе мечтают многие. Но чаще всего – отвлеченно. В детстве – мечтают о свободе, чтобы не было окриков и надзора всевидящего родительского ока. В юности – о свободе путешествий, знакомств, общения в молодежной среде, где тебя понимают и признают. В зрелости – о свободе от избыточных обязанностей на работе и в домашнем окружении. В старости – мечтают о свободе от болезней и быстро надвигающегося одряхления… В общем, у каждого свои представления о свободе и свои к ней требования и критерии. И царство свободы, по-видимому, существует только в раю или на необитаемом острове, название которому Утопия.
Гл. 5. Свобода и борьба
Вот уж действительно два весьма противоположных понятия. В свободе – безраздельная воля, а в борьбе – жестокая необходимость, часто при отсутствии выбора. Поэтому борьба во имя свободы бывает часто жестокой и бескомпромиссной. Но кто-то умудряется и в борьбе находить свою свободу, например, свободу от ответственности за свои действия (творю – что хочу, стреляю – кого хочу, и никакой ответственности, потому что революционная необходимость во имя борьбы за свободу). Из всех видов борьбы предпочитаю в последнее время борьбу со своими слабостями и преодолением ошибок давнего прошлого – во имя кратковременной свободы в настоящем и крайне эфемерном будущем. А когда-то ведь нравилась борьба. И в угоду этой борьбе часто жертвовал свободой…
Гл. 6. Погоня за свободой
Многие из нас (в той или иной степени) проводят-проживают свою жизнь в погоне за свободой. Иногда не осознавая этого факта или отрицая его наличие в своей жизни. В философии – самый классический пример – жизнь и творчество русского философа Николая Бердяева, говорившего, что свобода для него первичнее бытия, и мечтавшего (с детства) о чуде свободы. «Свобода трудна, она есть тяжелое бремя, порождает страдания», – утверждал Н.Бердяев, переживший три русских революции. «Огромная масса людей совсем не любит свободы и не ищет её. Революции масс не любят свободы», – так писал философ, отталкиваясь от личного опыта русской истории. Увы, здесь мы не можем полностью согласиться с выдающимся философом. В глубине души каждого человека живет чувство стремления к свободе, но часто оно не находит выхода на поверхность сознания и не становится доминантой в мотивационной сфере. Можно говорить о наличии подавленного чувства свободы у многих людей, что выражается в приземленности, конформизме, зависти к тем, кто проявляет подобное чувство или демонстрирует его в социальных отношениях. Тем не менее, погоня за свободой – есть малоисследованный феномен реальности многих эпох и поколений. Вероятно, в нём есть что-то исходно-биологическое, генетически наследуемое и приобретаемое в сфере социального окружения и воспитания. Причем многие лишены понимания одной вполне банальной истины – свобода всегда живет внутри нас самих – в нашей психике, в нашем сознании.
Гл. 7. Свобода, приводящая к богу
Философ свободы Николай Бердяев писал, что религиозная тема для него была преобладающей всю жизнь, и что для него религия и философия, как и для Гегеля, были тождественны. Понятно, что и у Бердяева и у Гегеля религиозность в значительной степени была философичной (как, впрочем, у Чаадаева, Кьеркегора, Вл. Соловьева, Л.Шестова, С.Булгакова и многих других философов XIX и начала XX вв). Тот же Николай Бердяев (в пику Гегелю) говорил: «Нет ничего мне более чуждого, чем довольство миром, чем оправдание миропорядка…». Бог у Бердяева имеет власти меньше, чем полицейский, и к Богу не применимо ни одно понятие, имеющее социальное происхождение. И потому «Бог – есть моя свобода, моё достоинство духовного существа».
Гл. 8. Многообразие понимания свободы
«Свобода есть познанная необходимость». На мой субъективный взгляд, этот гегелевский постулат сильно склоняется к рабской психологии и рабскому менталитету. В первую очередь, лишает субъекта мечты об идеальной будущей свободе и обрекает на познание, по преимуществу, утилитарной необходимости. Познанная необходимость более всего похожа на предопределение, в котором свобода воли субъекта имеет минимальные шансы на противостояние с доминирующей необходимостью. В этом смысле, невозможно понять одно из суждений И.Канта о свободе, которая действительна потому, что идея свободы проявляется через моральный закон. В итоге, как в философии, так и в реальной жизни, которую ученые субъекты называют социально-историческим процессом, всегда преобладает неистощимое многообразие понимания свободы, которое преломляется в сознании субъекта исторического процесса в еще большем многообразии конкретных проявлений деятельности в поиске желаемой и возможной свободы, а также в постоянном поиске возможностей преодоления пресловутой довлеющей над нашей жизнью необходимостью.
Гл. 9. Свобода воль
Одна свободная воля – одна проблема. Много свободных воль – одна огромная проблема. Как говорил известный персонаж отечественной истории: «Где же консенсус? Вы же еще не жили при консенсусе?». Свободу воли во многом определяет конкретно-историческая действительность. Но истоки этой свободы – в самосознании субъекта, в мировоззрении личности и в жизненных ценностях, стимулирующих конкретную волю. Индивид, являясь участником социально-исторического процесса (так говорили во времена диалектического материализма) не всегда сознательно проявляет свою волю. Я бы сказал – даже наоборот. Проявление субъективной воли происходит чаще всего бессознательно. Отсюда можно предположить, что свобода выбора и свобода как цель устремления деятельности по-преимуществу может проявляться бессознательно, интуитивно. И может при этом игнорировать мораль, общественное мнение и социально-культурные навыки. Обнаружить при этом (в реальной действительности) объединяющий разумный вектор свободы субъективных воль – практически невозможно. В итоге получается – большинство не хотело революции и гражданской войны, но своей бессознательной волей и стремлением к воображаемой свободе (в субъективном иллюзорном представлении) коллективно способствовало свершению революции и последующей гражданской войны. А в итоге – большинство получило свободы в сто раз меньше, чем было до Великой октябрьской революции.
Гл. 10. Свобода как абсурдный симулякр
Русский философ С.А. Левицкий писал в своей книге «Трагедия свободы»: «Психологическое ощущение свободы или несвободы отнюдь не является доказательством свободы или несвободы». Современное общество (цивилизованный мир начала XXI века) полон призраков, иллюзий и миражей свободы, которые всё чаще олицетворяются с симулякрами Бодрийяра. В результате чего феномен свободы в значительной степени становится всеобщим симулякром цивилизации. Проще говоря, многогранным и многомерным призраком свободы. Возрастает неравенство и «мягкое порабощение» большинства населения всех стран и всех правомочных жителей (населения планеты). Выгоды достаются «преуспевающему» меньшинству, культивирующему обман (опять же в «мягкой» форме) огромного числа ныне живущих обывателей планеты. При этом активно используются средства массовой информации, поп-культура, все институты общества и государства, посредством создания многочисленных симулякров свободы, справедливости и самостоятельного выбора.
Гл. 11. Справедливость и свобода
На разных уровнях социальной динамики проблема справедливой свободы проявляется в весьма широком спектре. Как отмечал российский философ Иосиф Левин: «Думать, что есть народы, которые от природы не желают быть свободными или желают быть рабами – нелепо». Тем не менее, вся геополитика современного мира (не говоря о прошлых веках) строится на том, чтобы получить преимущества для своих народов и стран, и при этом (как чаще всего бывает) ущемить другие народы и страны. Особенно в этом преуспевают отдельные страны, больше всего говорящие о свободе и справедливости. То же самое происходит и в межличностных отношениях, внутри каждого общества и каждого государства. Могут ли решить эту «вечную» проблему институты согласия на основе коллективного разума?
Гл. 12. Вечная мечта
Выдающийся русский философ Владимир Соловьев отмечал однажды в частном письме: «Люди практически хотя и видят неудовлетворительность этого порядка (не видеть её нельзя), но находят возможным и удобным применяться к нему, найти в нём своё теплое местечко и жить, как живется». Мечта о золотом веке справедливой свободы для всех – во все времена остается несбыточной и потому – вечной мечтой. Но это вовсе не говорит о теоретической и практической недостижимости максимально сбалансированной и устойчивой справедливой свободы для всех в будущем – в обществе действительно разумных людей. Такая вероятность существует, но вопрос её практической реализации до сих пор заводит правящие классы (современную мировую элиту) в чисто теоретический тупик. Ведь для этого нужно преодолеть свои фрейдовские страхи и поделиться своей избыточной свободой с другими (избыточной в смысле средств и возможностей). Не всё так просто в жизни, как это пишется или представляется в мечте. И потому вечная мечта о справедливой свободе остается пребывать в нашем мире в виде нереальной утопии (в ожидании пришествия искусственного или космического разума).
Часть 2.
Я еще куда-то тороплюсь Тешась выплеском несбыточных желаний И себя привычно веселю – Будет всем идеям оправданье!..Но уже понятно изначально Пробежал я главные пути И не смог прожить как гусь хрустальный И не смог ошибки обойти…
16.01.05 15-21
Быть может, в мистике – последние истоки И истины реальной благодать Где мир духовный открывает нам уроки Чтоб таинство свободы воссоздать
16.01.05 23-35
Человек есть дух А дух – есть полная свобода Энергия божественной любви. Но мы неведомою волей Заброшены в предметный земной мир Земле принадлежа, теряем часть свободы А обращаясь в дух – восторженно над бездною парим
17.01.05 20-40
Борьба духовная рожденная из веры Судьбу свободную с той личностью творит И обновляет свет раскаявшихся душ И замыкает путь последней истиной разбуженного бога И приобщает как овцу заблудшую монаду К бескрайней вечности космических морей
17.01.05 20-50
Равновесие – это не номер в цирке Это, для многих – ускользающий идеал Когда на всех уровнях – стресс и депрессия, Кто бы нам успокоиться дал?! Равновесие – это процессия Там, где сознание шествует крепкой поступью А интуиция правит бал
19.01.05 14-01
Не нравится мне эта суета Что забирается повсюду в подсознанье И в самые спокойные места Вонзает зубы как пиранья Невозмутимость исчезает словно сыч Весной на солнечных марянах И хочется куда-нибудь в побег Где молчалив закат багряный
19.01.05 17-45
Слияние сознаний всех людей – Быть может, неизбежность или благостная цель… Но этот миг далек И слава богу! Мне разобраться бы в сознании своем И может, на оставшуюся жизнь Соединить два близкородственных сознанья
23.01.05 10-30
Время – есть сознание пространства Вечность – есть иллюзия любви Жизнь есть неустойчивость баланса А случайность – жажда обновить Все процессы обустроенные в мире Принципом причины смены вех Чтобы в результате всех последствий обладал свободой человек
23.01.05 23-27
В шелухе пустой неясных слов Истина зарыта словно в стоге сена Вечное единство или мир иной Снова бесконечность или вновь измена Было или есть Нужно ль оправданье Истина – не честь С вечностью свиданье
25.01.05 20-27
В начале – боль рождения была Небытия преодоленье Явленье миру Осознание себя И растворение в трясине ощущений И параллельно – брожение ума и блики мыслечувств дарующие слово без сознанья Попытки понимания И сквозь инсайт – восторг мышления И новая стена непонимания как конформизма обусловленный итог А после – странные слова, утратившие смысл в болоте ощущений
27.01.05 11-51
Когда творим – мы снова гениальны Когда во власти суеты – мы времени рабы Мир есть симфония, где смыслы изначальны И где свобода есть восторженность судьбы
28.01.05 00-15
Прелюдия свободы – как Циолковского мечты о путешествиях по звездному пространству Когда мы доживем до превращения в лучистость Мы станем бороздить вселенские просторы без устали ища планеты для души или общения для сердца И сквозь галактики к любимым пробираться Чтобы в объятиях единого луча По вечности счастливо кувыркаться
28.01.05 23-54
Сладкое слово – свобода! Мечта наших дней и умов Живучая вечная мода – Как будто творенье само! Стремление наше не гаснет Прожить свой восторженный миг Нет чувства свободы прекрасней В нем разум однажды возник И нам завещал древний космос Стремиться к земным берегам Разрушить всю тупость и косность
28.01.05 00-08
Рассмотреть весь мир как освеженную Итаку И пробежаться тропами давно нехоженых путей Смотреть на звезды в пору одиночества И знать, что в мире есть бесчисленность затей И знать, что всё тобою выдумано: Ночное небо, сосны, смех… Не напрокат случайно выдано И не для низменных утех
28.01.05 8-52
Через минуту новый смысл в моё пробрался подсознанье На то она и жизнь чтоб ускользало пониманье Чтоб истина меняла облик свой как очень вдумчивый меняла И смысл парил бы над землей чтоб мысль людская не скучала
29.01.05 10-17
А прошлое – оно не исчезает В нем можно жить и ежедневно возвращаться Когда в историю былых эпох смотрюсь я многократно – Переживаю заново и обретаю новый смысл И нахожу прошедший день не менее живым Чем день не наступивший
29.01.05 10-24
Когда душа бродила вместе с богом И свысока смотрела на земное бытие Она иной была душой Не спотыкалась о пороги И не кляла своё житьё Ей были страсти недоступны И оправданья не нужны Она иной отыскивала смысл Иным чутьем с рожденья обладала И тело, хранилище страстей, совсем излишним было
30.01.05 14-50
А мудрость – есть красота Что часто недоступна пониманью душевно обездоленных людей Все краски мира переплавлены в космическом звучаньи И мир зовет нас к воплощенью, к осуществленью фантастических идей
30.01.05 15-57
Энергия сознанья – Попробуй, улови… Ядро душевной жизни скрыто от глаз людских Да и от собственного сердца Но всё ж, себя осознавая, находим мы духовные пути И совершаем подвиг неземной Приподнимая свою сущность над землей
31.01.05 23-58
Один единственный момент Живет в усладе бытия Будто из старых кинолент немой кусок Где чья-то жизнь, а не моя Событие судьбы не превратившись в акт иль героический поступок обречено на безызвестность А суета всегда находит такт И ритм, заразно-повсеместный И вновь среди житейских бурь Я различаю миг блаженством осененный…
5.02.05 00-29
Совпала музыка души с потоком мысли на ветру Где интуиция вершит случайных образов игру И нам вдруг хочется понять: где струн невидимая нить Где грива звездного коня И можно ль сердце сохранить?..
6.02.05 19-01
Всеядность наша строя пантеоны В них забывает строить алтари И в храм ползут рвачи-хамелеоны Чтоб снова пошлость сотворить А мы потом кругами увиваясь Возносим веру или честь Когда свобода не живая Когда повсюду ограниченность и лесть
6.02.05 19-30
Юная женщина в возрасте Жанны Д Арк на пятом месяца женского ожидания Погрузившись в стихию невызревших чувств Напевает унылый мотив неразборчивых слов аккомпанируя на гитаре… Не мигающий взгляд устремлен в телевизор Вокруг атмосфера митяевской кухни коммунального века России
6.02.05 19-53
Начало – есть свобода А продолжение – развитие её И совокупность несуразностей противоречащих судьбе – есть первый шаг к уничтожению свободы. Когда собой я овладел Когда достиг глубин самосознанья Открылся мне иной в миру удел Пришло иной свободы миропониманье
7.02.05 23-11
Свобода воли – собственная цель Как бы в самом себе – себя призванье Или признание избытка чувств как состояния любви… И где тут разместить энергию ума или расчет корыстных вариантов?! Скорее, это недостаток воли к жизни или отсутствие сердечного тепла
7.02.05 23-37
Поступок есть и есть сужденье Но как субъект – я ни при чём Есть объективность вне меня Она и правит бал – Творит необходимые поступки И сотворяет непонятные дела А я – лишь социально обусловленный пигмей Слегка осеянный перстом Но совершенно не способный поменять состав суждений А потому, в теории творю сплошные отчужденья
10.02.05 8-13
Хотел бы стать я инструментом познаванья И не зависеть от соблазнов суеты Чтобы обузданная плоть своей энергией питала силу мысли А моя суть творила каждый день совсем обычную земную красоту
10.02.05 8-29
Свобода, приводящая к Богу… Бог есть дух, поклоняясь ему, мы сливаем в Единое Истину с духом И сквозь них проходя обретаем земную свободу Если к Богу однажды пришли – Не забыть бы нам просто людское
10.02.05 21-42
Каждому дадим свою свободу Каждому мы выделим свой мир Вероятность эта снится виртуально Грезится порою целый миг Но свобода это признак изначальный Что однажды выдуман людьми
10.02.05 21-52
В погоне за свободой обнаружил парадокс: Что истин в мире необъятное число (как человечество умножить на три сотни миллиардов звезд) И на Земле для каждого найдется сотня истин Они все будут непохожи Двух одинаковых не сможем отыскать Но субъективность истин нам дороже Чем объективно – пуля у виска
11.02.05 20-47
Миллионы голосов и миллиарды отрицают суть духовного познанья Только мудрецы или еще какие-нибудь барды (не многие из них) находят смысл духовного желанья. Но если бы единый дух земли в себя впитал духовный жар от каждой человеческой монады Тогда бы мир людской прозрел И мы творили бы вселенские духовные парады
12.02.05 11-20
Однажды подкрадется благодать И мысль ощутит свободу духа Станем на земле мы строить города И в умах рассеется разруха Будем восхищаться день-деньской И любить бессрочные свиданья А депрессию с тоской переплавим в новые созданья
12.02.05 20-13
Познание – духовная есть жизнь Когда я в творческом полете рисую безотрывно линии неведомых миров – Я в этот миг свободен и себе принадлежу и в той же мере – расстворен повсюду в мире Живя духовностью его и сотворяя в ней свои неявленные грани
13.02.05 23-25
Поэту многое дано... Предвидеть дали временные И безвременья гулкий мрак И чьи-то образы шальные В чужих застрявшие умах Планет ритмичное вращенье И бой галактик мировых Восторг непонятых учений И холод северной тюрьмы Оттенки чувственных влечений Сгоревших истин пепела Судьбы вселенское сращенье Где наша доля так мала
19.02.05 8-47
Судьба земная шанс дает: иль раствориться в суете оставив безымянную надземность и атомы рассеяв в биосфере как обезличенную сущность своих дней… И есть совсем иной исход – проникнув в смыслы духом обратится к потоку мирового бытия и естеством своим однажды в вечность влиться и безраздельно ей принадлежать
17.02.05 9-48
Жалкий раб своих страстей Я в этой жизни затерялся в беззвучном поиске путей Земные годы прометался и проиграл свою войну за справедливые реченья И утерял всю глубину мне приоткрытого значенья Обтачивая грани бытия Ищу в них неземное преломленье Души разбитые края преподношу духовному леченью
17.02.05 20-30
Дух есть свобода Его деньгами не купить Товар – есть плоть и наслажденья А рынок – инструмент для насыщенья плотской темы Погоня за тельцом – тупейшая забава Что извращает суть земного пребыванья Пресыщенная плоть – одно самодовольство и обыкновенная людская слепота Как страусы что спрятались от мира подальше затолкав свои мозги Так денежные клерки и магнаты укрылись в своем ворохе бумаг, дарящих блага плоти Не видя будущих планетных катастроф
17.02.05 23-51
«Момент духовного пути»
Когда застрянешь в перепутье Необходимо обойти или прожить в одной минуте Активность духа создает себе иные измеренья И дух однажды сознает что есть свобода сотворенья Что жизнь духовная есть мир Где торжество бездонных истин А жизнь мирская – просто миг, к тому же мелок и корыстен Смешенье духа и души – этап земного обольщенья Природы звуки хороши Но дух – есть наше завершенье В земном отрезке бытия мы обусловлены сомненьем
18.02.05 10-28
Коэффициент преломления хаоса в гармонию – науки и искусства нашего столетья неозначенная тема Нельзя сказать что мы бездарны и неспособны разглядеть синэргетический эффект Но в нас застрял подход утилитарный: не раздражать непознанным народ. И потому мы кружим по орбитам Где нет иных миров и нет границ На линиях которых возникают превращенья обломков мирозданья в удивительный узор Сплетенный многомерным полем неземного бытия
18.02.05 14-15
За горизонтом световых сигналов Нам не узреть галактики движенья Она становится невидимой для нас И глубина эмоций мироощущенья Пропитана особым осознаньем мира Где разум человеческий бессилен познавать объемных истин содержанье И остается лишь шептать в безумном упоеньи Что в мире тайна есть, которая не будет нам доступной Пока не станем мы энергией лучистой Чтоб световые горизонты рассекать Во имя постиженья истин и сотворенья философии времен
18.02.05 20-10
В душе моей металась бесконечность Не находя признанья и числа А плоть вокруг стиралась скоротечно Во времени бессильная плыла Я задавал вопросы Богу И сам ответы находил Когда молчание с небес Ведь кто-то должен отвечать В тумане бытия не виден был причал Остановился я у края Но оказалось это край земли и моего конечного виденья Здесь мысли бренной утонули корабли Мечтавшие познать бескрайности вселенных
18.02.05 21-07
Свободу в жизни познавать необходимо А мы пренебрегаем дружною толпой Исполнить главный долг Сужденный нам космическим призваньем Законы – это неизбежность А может – частный случай для Земли Их можно препарировать прилежно Но вечный смысл в другом – у нас есть шанс проникновения в свободу Великий шанс свободного земного бытия Во имя осмысления вселенной и в ней должны мы раствориться Однажды без усилий осознав последний миг
19.02.05 20-20
Удовольствие – это миг между стремлением и охлаждением Наша история на пороге у вечности Даже на миг без натяжки не тянет Что с того что мы были людьми? Разве наш глупый нрав вездесущую вечность обманет?! Суета не приветствует миг Она просто съедает наш смысл постоянно Суете нашу сущность не сложно скормить
21.02.05 9-48
Стремление к счастью – сущность человека Животное быть может стремленья к счастью лишено В чем сомневаюсь я когда смотрю на обезьян или дельфинов Богам и ангелам – без смысла суета по поводу сомнительного счастья У них – иные измеренья Иных забот исполнен дух небесный А человек – так до сих пор и не осмыслил Какое счастье составляет его суть И потому творит ежеминутно возможным счастьям несусветный передел Простые состоянья превращая в непроверенное чудо
24.02.05 23-39
Ты видел атрибуты у Ничто? Давай пофантазируем – где есть небытия недопустимое начало? И можно ль рефлексией возбудить первотолчок, что выплеснет вселенную из точки Где антимир соседствует с Ничто И в пустоте звенящей от бессилья Плодит отсутствие из ничего родившийся бесплотный атрибут… О нет! Притормози! Меня пугает царствие свободы Где безгранично тащится всесильный абсолют Мой здравый ум тревожит мысль покоя и бдительность абстрактного твердит про свой прогресс И кто бы знал: как трудно быть собою Когда из нереального пробьется чей-то свет
26.02.05 23-42
Есть мир Мы в нем Мы с ним Какая тут свобода? Жить в мире и от него же быть свободным? Это как рыба – без пузыря и плавников Не всплыть не зарулить А просто в неизбежности по глупости болтаться И ржать как лошадь над мешком хозяйского овса… Свобода без границ есть признак Абсолюта А наш удел – необходимость Что познанью подлежит и в неизвестной степени приблизит нас к Свободе – Иллюзии извечной для людей
26.02.05 23-53
Дар восприятия наш украшает путь и наполняет мир богатствами прозрений И будничность уходит на задворки Когда в сознании восторженном весна Что пробуждает образы ума или культуры, пропитанной вселенским естеством И наша жизнь становится чудесней Когда мы многомерность признаем И творчество духовного значенья становится для нас самой судьбой
27.02.05 23-30
Справедливость изначально субъективна Любой из нас воспринимает мир сквозь собственные фильтры осознанья (не будем говорить про обезьян и попугаев порою не критически дублирующих мыслящих людей…) Попытки утвердить в сообществе приматов справедливость Всегда имели кратковременный эффект И каждый миг истории земной Творил особый образец иного поведенья, где справедливость возносилась на алтарь очередным фильтрующим субъектом Как будто бы последний акт Расставивший все точки по местам
27.02.05 10-47
В минуте каждой скрыт особый смысл Она – лишь кроха бытия Живет момент и канет в вечность И будет душу греть в оставшиеся годы Когда была всерьез и породила светлый отзвук Что поселился в сердце бытия Или как призрак неприятных возвращений Будет нести печальный свет ушедших упущений Как животно растерзаем мы её, случайно расстреляв бесцельностью своей Или казнив с восторгом глупости избывной Воюя тупо с временем вмещающим наш мир
27.02.05 12-43
Ничто, что с сущностью граничит Уже почти что бытие в начальной фазе становленья Вхожденья в пояс временной… Ничто во времени уже не пустота А нечто обозначенное сущим Между реальным и еще не ощутившим грани неуловим мгновенный переход Лишь только дефинициям в угоду Мы обретаем разности имен и очертаний порою там где сроду не было присутствия реалий Что породили наш спекулятивный блуд… Но как же нам без собственных понятий познать присутствующий мир?.. И потому – обречены мы метафизикой сознанья Творить теоретический свой мир И размышлять отчаянно: что общего меж этими мирами?!
27.02.05 23-19
В себя запрятав удивленье По жизни словно роботы бредем Шуты всех суетных велений Стандартов глупости рабы Мы жаждем внешних повелений По сути собственной судьбы… Конечно, разом не проснемся Но нужен истины рассвет Тогда к самим себе вернемся Чтоб жить духовно сотни лет
27.02.05 23-49
Ангел души моей Вернись из мира духов Яви величие божественной природы Открой пути в неведомый мне мир И пусть душа постигнет бесконечность В едином акте неземного бытия И сострадание пусть будет не аптечным А действенным как воля вездесущая твоя
5.03.05 01-49
Мой дух разнится от природы Стремясь возвыситься и жить своей судьбой Но в этом ли есть истина свободы? Дух без природы – самодурство без любви Свобода духа это мысли воспаренье Над суетою общества телесно-чувственных людей и единение с природой в акте нескончаемых творений Во имя познавания бессмертных тайн космической любви
7.03.05 8-52
Ну что за удовольствие – творить не оставляя духа в своих творениях несущих имя «твари»? И мы попали волей случая вот в сей порочный круг Ведь человек творимый божьим провиденьем Есть тварь телесная на суетной земле И в силу бездуховности своей Творит бездумные деянья Лишая жизни других тварей и не празднуя духовного творца… Во всей истории земной один лишь верный выход – Когда есть мыслящая тварь пороками снабженная от бога Через страдания любви к таким же обреченным тварям Она должна творить свой дух и постигать немую вечность Чтоб с богом говорить на равнозначном языке
7.03.05 21-17
Философия земного бытия имеет тысячи прочтений Я в ней ищу особый смысл Несущий сопричастность вечной тайне и жажду единенья меж людьми Во имя человеческого дела живущего гармонией земной и устремленного в космические дали… А есть ли бог или иное в мире есть начало – Всё это лишь красивые детали
7.03.05 21-46
Чем больше познаем необходимость Тем ближе мы к естественной свободе Ведь зная грани и препоны на пути к заветной цели Нам легче их в тумане обойти А жизнь – процесс самосознанья и сознательных решений по одолению препятствий Во имя собственно самих себя, Владельцев и держателей свободы В одном едином вздохе бытия
8.03.05 12-15
Реальность духовного мира – необязательно это бог… Идея о нём как его же реальность – Не единственный шанс приобщения в Духу… Мир духовный имеет свою автономность Опыт души позволяет в неё заглянуть И увидеть реальность иного порядка Проникая миры обнаженным своим откровеньем Мы творим ежечасно богов и духовную жизнь… Пусть кричат узурпаторы смыслов Что несем мы болезненный бред несусветный А вот истину – знают только они… Силой духа взойдем изнутри до высот мирового блаженства Во вселенной оставив открытые нами миры
8.03.05 17-47
Глубины духа… Как мне воспринять, проникнуть в вашу многомерность? А может – это сказ О глубине – есть только лишь дурная бесконечность символизма из точки произведшая себя?! И почему в природе нет глубин? И почему материальность мира – это лишь причина рабства А не новая возможность для мятущейся мечты Готовой улететь волнами света в те далекие миры Где атомы сплетаются с мистерией безудержной идеи духосотворения свободы всех богов?.. Вобрав в себя реальность без остатка В едином растворившись навсегда Действительно ли дух мой обретет желанную свободу Или опять придет посмертная причастность к неведомому богу Где будет дух вселенной – Но причем здесь буду Я?!
14.03.05 22-56
Предания о сказочности духа Пронизывают всю мирскую жизнь Я их читал и слышал сотни раз… Но дух – всё мимо ускользает Едва ль задев меня перстом Блаженных толпы собирает и говорит проникновенно и об этом, и о том… Но срочность бытия торопит обороты И всё духовное проносится как будто за стеклом А мы – как в изоляции пилоты К свободе жизни выход не найдем…
15.03.05 19-30
Я думаю, что Бог – есть все таки Свобода! Не мыслей наших чехарда Волною чувственной открывшая иллюзию явленья А именно Свобода – от всяких норм и предписаний Бытия От наших логик и хитрющих технологий управления такими же, как мы… Бог есть мечта и вечность созиданья И тайна истины, которой вовсе нет Свобода как способность пониманья Что жизнь земная – есть игра и наш нелепый детский бред Сливающий в единое случайные мгновенья
15.03.05 21-18
Опубликовано: Винобер А.В. Прелюдия свободы: философско-поэтический трактат № 9 (2005 г.) // Коэволюция и ноосфера: исследования, аналитика, прогнозирование. 2021. 4(14). С. 82-104
Свидетельство о публикации №121090704567