Штосс или неоконченная повесть, окошко...

Штос! — повторил в ужасе Лугин.
Что могло послужить причиной, побудившей Лермонтова к написанию повести?
Столярный переулок — место действия фантастической повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Удивительные совпадения происходят в одном и том же месте в одно и тоже время, в среду ночью... Но вот чем заинтересовала быличка от Поэта лично меня: при всей очевидности библейского сюжета и предполагаемой концовки существует масса версий и строятся новые на тему, чем же дело кончилось или кончится у героев повести? «Штосс» (известно также по первому предложению: «У графа В… был музыкальный вечер») — последнее прозаическое произведение М. Ю. Лермонтова, над которым он работал перед гибелью. Фантастическая повесть о доме с привидениями (быличка) осталась неоконченной Автором по причине его смерти буквально через месяц после публичного прочтения в свете, да ещё где, в доме самого Карамзина... Выслан на Кавказ, убит в Пятигорске 15 июля (27 июля) 1841 года. Википедия сообщает:

В записной книжке, подаренной автору В. Ф. Одоевским, намечена концовка повести: «Да кто же ты, ради бога? — Что-с? отвечал старичок, примаргивая одним глазом. — Штос! — повторил в ужасе Лугин. Шулер имеет разум в пальцах. — Банк — Скоропостижная».

Сохранился черновой план повести от Лермонтова: «У дамы; лица желтые. Адрес. Дом: старик с дочерью, предлагает ему метать. Дочь: в отчаянии, когда старик выигрывает — Шулер: старик проиграл дочь чтобы <...> Доктор: окошко».

Перевод слова Штосс - не просто колода карт и повесть - не совсем мистика.
Уж не она ли послужила истиной причиной смерти Поэта?
Оставив после себя знаменитое: "Окно в Европу"...

Дело было на Разъезжей
в доме номер Двадцать семь,
называлась она Съезжей
и известна была всем,
как Столярный переулок -
в Петербурге той поры,
и в одной из тех шкатулок
жили-были столяры...

Фантастическая повесть
разворачивалась здесь -
уезжал из Ниццы поезд
вёз в столицу баронесс...
И в купе один художник
по фамилии Лугин
(может лУгин) ехал тоже,
в никуда развеять сплин...

Скорый литер в Питер мчался,
оставляя дым и пыль,
там у графа обещался
в  "музыкальный вечер" быть...
Там блистательные дамы,
и он сетует на то,
впрочем, не было бы драмы,
не зависни полотно...

Не законченные лица,
почему-то в жёлтый цвет?
Так подействовала Ницца,
или в чём ещё секрет?
Предпочёл из фрейлин - Минской
он открыться не таясь,
и в беседе - медицинской,
рассказать о всём смеясь...

Дескать, за морем бывая,
уповаю лишь на Вас,
выручайте, дорогая,
у меня один лишь шанс...
Может, в Штосс мне отыграться?
Не везёт совсем в любви,
помогите разобраться,
то триада, а то сплин.
 
Прохожу по переулку,
чей-то голос шепчет, "Что-с?"
Расписаться бы за пульку,
перекинуться ли в Stoss...
- Прометать на время карты,
там живёт советник Штосс,
господин очень азартен...
Нашептала - всё сбылось.

- Вы сходите в ту квартиру,
суждено ей пустовать,
постарайтесь в эту среду
непременно её снять!
Вы спасёте честь мундира.
Бал окончен, в зале свет.
Села фрейлина в карету.
Урождённая Россет.

Круг поклонников у дамы
Пушкин, Вяземский, Жуковский
и Одоевский (тот самый),
думал он и шёл по Росси,
по Сенной и мимо Спасской...
Карамзин и даже царь!
И как девушка прекрасна...
Что за stатский секретарь?

Вот и улица, и дом,
и та самая камора,
Дело видите ли в том,
всё до блеска в ней и шторы,
и парадная отменна,
и обои по душе...
И санузел современный.
Но сошёл старик с клише...

При его застывшей форме,
было что-то... было нечто...
Всё вокруг казалось вздорным...
Это было бесконечно.
Платье - воздуха цветное,
и лучи играли гаммы...
Без лица, но сердце ноет,
и стрела вошла по самый...

Его спутница прелестна,
позже выяснилось - дочь.
Описать и я, не лез бы,
краски сочные толочь...
Так и, Лермонтов оставил
лик и формы - божество.
Деву юную представил -
Неземное существо...

В этом грязном и Столярном
у Кокушкина моста,
на квартире титулярной
и такая красота...
В "нехорошую" квартиру,
в "ожидающую бездну",
переехал наш художник
из гостиницы помпезной...

Поясной портрет в халате
с красным цветом: "Середа"
вместо имени в палате,
судя, близится беда...
Один - просто разорился,
другой съехал на погост.
Дворник долго матерился
за несчастье! сверху, "Что-с?"

Он сходил к нему с портрета,
в ноябре играли штосс.
Халат бухарский, всё не лето,
собачий холод и мороз.
А на кону... представить ложно,
вся цель у жизни Лугина,
стоит она... лицо тревожно...
юная спутница... зима.

Седой и сгорбленный мерзавец
без очертаний старичок,
и что-то белое, и танец...
Возле него её плечо.
Как прометать, не ошибиться,
а он завзятый был игрок,
ему положено решиться.
Закончить начатый урок.

А дальше свет и заграница,
и с ней умчаться навсегда,
а хоть в Париж или же в Ниццу.
Куда не ходят поезда.
И где не "головы - лимоны",
они на краешке земли...
Букеты роз и мыс зелёный,
и только море и они...

И так проходит целый месяц,
и он проигрываться рад...
Из ночи в ночь бы куролесил.
Продал имение, игра...
И с юной спутницей неясно,
уж на канале белый лёд.
Метают с вечера напрасно,
к утру обычно не везёт...

Отнял всё старик спесивый,
это вовсе не со мной!
Нету денег, дома, силы -
с этой нищенской сумой
я брожу, но я счастливый,
потому что в эту ночь -
Он развеет тучи сплина.
А с ним будет его дочь...

И халат на нём бухарский,
проиграешь - не вернёшь,
но одаривал по царски,
Деву за руку возьмёшь...
Только есть одна примета,
если в карты не везёт,
повезёт в любви Поэту
с божьей милости её...

Сдал имущество, "решился..."
с этой фразы... всё, конец?
Текст скрывается при жизни,
что же дама, как отец?
Остались планы черновые,
догадок масса, белый наст...
Сюжеты Гоголя по "Вию".
Любой завидует фантаст.

Их счастье было невозможно!
И было мнение одно,
что не реально и всё ложно,
и смерть художника... но-но!
Мне полотно так не казалось,
Она - болела за столом,
и об одном в душе мечталось,
ещё вот-вот и перелом...

И грянул гром под Рождество
в той самой мерзостной квартире
и пальцы мерзкого банкира
своё теряют волшебство...
Случилось чудо, дочка - Ваша.
Но для чего он проиграл?
Как полотно укрыла сажа.
Цветные краски...идеал...

А в голове лишь каша цели,
и день какой? Ах, да - среда.
А что-то пили? Что-то ели?
Ужели шулер - Середа...
Глаза сердитые смотрели,
свеча мерцала, шли года,
они не шли - они летели...
Причём тут вечная еда?

ОпЕршись задом о перила,
пытаюсь нечто размышлять,
как была счастлива, любила...
На что им мёртвых разлучать?
«Туда ему и путь дорога»,
как в Сорок первом в круговерть…
«Да кто же ты, за ради бога?»
«Собаке той - собачья смерть».

Земная твердь и расступилась.
Пришло известие - убит!
Да кем он был! скажи на милость...
С моста ступаю на гранит.
Перед отправкой на Кавказ
читал он повесть эту, Штосс
и как мигал со стенки глаз,
и переспрашивал всё, Что-с?

Когда старик срывает куш,
и дочь в отчаянии тает...
Да он же Шул-ер! он не муж,
и карты пальцами читает!
Имеет разум в пальцах. - Банк.
Скоропостижная. - Окошко!
И время кончилось, цугцванг...
Так кто же умер? На немножко...

Концовка чья, по сути ближе?
Возможно, Лугин из окна
был должен выброситься, иже,
какой больницы? - Без ума...
Что за окно? - Окно в Париже.
Через 17 лет к Дюма,
одна графиня, всё же пишет...
И вот что вспомнила она...

Растопчина припоминает,
не просто дом - Карамзина,
в котором Лермонтов читает
(как раз весна во всю цвела),
ту повесть Штос, но без конца,
и это помнит, как сейчас:
Герои, маски без лица...
Перед отъездом на Кавказ.

Считай за месяц до ду-Эли.
И больше нет упоминаний,
как плод расстроенных сознаний,
мне представляется - Хотели...
И лица жёлтые - лимоны,
больница, Адрес, Столяр, Дом...
Ночные видения в том,
что нам доносят почтальоны...

Могли же быть объяснены
любые мысли - глупый Лугин,
девица - спутница сумы.
Конец. - Естесственные муки...
Могли и оба из окна,
любви все возрасты покорны.
Экранизация - кина,
и к ней мешок чего? попкорна...

И доктор... Доктор должен быть!
Но невозможно: "сЕр-Еда"...
Скажу одно - окно рубить.
А день у Lerma был среда.
А повесть эта - "небыличка",
а герб фамилии - Христос...
Напротив - маленькая птичка,
навроде, чижика? и сто-с...

Старик метнул и карта бита!
Что вероятнее всего,
и дело "St.осу" шито-крыто,
что очевидно... Для чего?
Освободил старик обоих,
как утверждают старожилы,
и три прохожих новогодних...
Что очевидно, для могилы.

Что не мечи, а карта бита...
Рубаха меченая, Стос?
Колода времени прошита?
И герб его - Иисус Христос.
Как проезжаю я Селищи
на Петербург или Москву,
какая память! ветер свищет
среди останков, и ку-ку...

Судим был трижды или дважды,
какая разница теперь,
но так случилось, что однажды...
Ему открыли эту дверь.
А там две цифры: "Два и семь"
и так совпало, это номер.
А сколько лет то? - 27,
а он возьми себе, и помер...

Может, в Штосс мне отыграться?
Приобнял за талию.
Помогите разобраться,
прибыл из Италии...

Если бы не та красотка,
то и не было бы, Что-с?
Удивительно мир соткан!
Иногда себе, всерьёз...

* на фото Селищи на берегу Волхова - живописные руины из кирпича, поражающие своей монументальностью, стройными ритмичными арками и останками собора - и есть одно из мест службы М.Ю.Лермонтова (Аракчеевские казармы).
* псевдонимы Лермонотова: Ламвер; Гр. Диарбекир; Lerma.
* Герб рода Лермонтовых с девизом: «SORS MEA IESUS» (Судьба моя Иисус).
* «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит» - Николай I отозвался об этом в церкви, сказав великой княгине Марии Павловне: «Собаке — собачья смерть».
* в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»…
* недавно было Польское восстание и командующий русской армией покинул Польшу, а 3 (15) июня 1831 года Константин Павлович прибыл в Витебск, где поселился во дворце губернатора и через полторы недели великий князь умер 15 (27) июня.
* героиня повести Минская - урождённая Россет (обожала Гоголя).

* Отнял всё богач спесивый - строки современника Лермонтова поэта Ивана Петровича Бороздна (1804—1858) на события восстания Костюшко к 40-летию раздела Польши 1795 года. Сборник "Лира" вышел в 1836 году.
* Кокушкин мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова.
* Твоё: на что им мёртвых разлучать? - строка Лермонтова из стихотворения юности.

Спасибо.
06.09.2021, Селищи...


Рецензии